«Совершенствование педагогического мастерства ,повышение профессионализма, методического уровня преподавания географии и творческого потенциала педагога »
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в ОУ является ориентация на развитие личности обучающегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности студента.
Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.
Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Следовательно, важным условием введения ФГОС в ОУ является подготовка преподавателя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, преподаватель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства преподавателя принято считать его профессиональную компетентность.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Структура профессиональной компетентности преподавателя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности преподавателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.
1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания
в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для
определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми
знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных
обучающихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и
развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную
педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного
процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами
и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности студента, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи ОУ со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности:
самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности
преподавателя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма преподавателя, т. е. его профессиональной компетентности.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, ОУ
определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Система повышения квалификации.
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой
должности и квалификационную категорию.
Самообразование педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов,
семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами
методической работы являются теоретические и научно-практические
конференции, слеты, съезды учителей.
Владение современными образовательными технологиями,
методическими приемами, педагогическими средствами и их
постоянное совершенствование.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта,
создание публикаций.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития
обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией
личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и
собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Очень важно, чтобы педагог был в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видел ближние и дальние перспективы преподаваемой, науки.
Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, но и количество используемых форм и методов работы.
Участие в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения. На мой взгляд, участие в конкурсах должно представляется как праздник общения, профессионального и личностного роста. Но в реальных условиях это не всегда так, к сожалению.
Успех творческой деятельности педагога во многом зависит от умения управлять собственным эмоциональным состоянием и вызывать адекватное состояние у обучающихся.
Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Мне очень понравились варианты сотворчества, предложенные В. А. Кан-Каликом и Н. В. Никандровым. По мнению авторов, в конкурсных материалах могут быть отражены различные варианты сотворчества учителя с учащимися:
•• педагог — «премьер»: учитель не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;
•• педагог — «дирижёр»: учитель соотносит свой творческий процесс с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;
•• педагог — «зеркало»: учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;
•• педагог — «режиссёр»: учитель создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество.
В современных условиях требования к профессиональной
компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный
стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем
поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы
это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически
должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога,
основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича
Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и
воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову
учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает
учиться, в нем умирает учитель».