СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО: «Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессионализма, методического уровня преподавания географии и творческого потенциала педагога».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО: «Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессионализма, методического уровня преподавания географии и творческого потенциала педагога».»

«Совершенствование педагогического мастерства ,повышение профессионализма, методического уровня преподавания географии и творческого потенциала педагога »

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в ОУ является ориентация на развитие личности обучающегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности студента.

Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.

Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Следовательно, важным условием введения ФГОС в ОУ является подготовка преподавателя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, преподаватель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства преподавателя принято считать его профессиональную компетентность.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность  профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие  профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Структура  профессиональной компетентности преподавателя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности преподавателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания

в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для

определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми

знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных

обучающихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и

развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную

педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного

процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами

и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности студента, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи ОУ со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности:

самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности

преподавателя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма преподавателя, т. е. его профессиональной компетентности. 

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, ОУ

определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Система повышения квалификации.

  • Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой

должности и квалификационную категорию.

  • Самообразование педагогов.

  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов,

семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами

методической работы являются теоретические и научно-практические

конференции, слеты, съезды учителей.

  • Владение современными образовательными технологиями,

методическими приемами, педагогическими средствами и их

постоянное совершенствование.

  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

  • Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта,

создание публикаций.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития

обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией

личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и

собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Очень важно, чтобы педагог был в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видел ближние и дальние перспективы преподаваемой, науки.

Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, но и количество используемых форм и методов работы.

Участие в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения. На мой взгляд, участие в конкурсах должно  представляется как праздник общения, профессионального и личностного роста. Но в реальных условиях это не всегда так, к сожалению.

 Успех творческой деятельности педагога во многом зависит от умения управлять собственным эмоциональным состоянием и вызывать адекватное состояние у обучающихся.

Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Мне очень понравились варианты сотворчества, предложенные В. А. Кан-Каликом и Н. В. Никандровым. По мнению авторов, в конкурсных материалах могут быть отражены различные варианты сотворчества учителя с учащимися:

•• педагог — «премьер»: учитель не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;

•• педагог — «дирижёр»: учитель соотносит свой творческий процесс с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;

•• педагог — «зеркало»: учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;

•• педагог — «режиссёр»: учитель создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество.

В современных условиях требования к профессиональной

компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный

стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем

поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы

это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически

должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога,

основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича

Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и

воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову

учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает

учиться, в нем умирает учитель».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!