Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Между тем, к сожалению, взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются вполне нормальными, а их действия согласованными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Очень точно это подметила Эллен Нийт в своем стихотворении:
Этот хлеб недопеченный,
Недоваренную кушу –
Недоделки кухни нашей
Отдаем на кухню вашу.
Л.И.Новикова, указывая на силу влияния семьи на формирование личности ребенка, ставит вопрос: «Что же превращает семью в столь мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества?» (Новикова Л. И. Школа и среда. – М., 1985, с. 17).
Она указывает, что семья – это разновозрастный коллектив, членом которого становится ребенок с первого дня своего существования, собственно, он делает мужа и жену семьей. Ребенок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, родственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей, самого себя. Совместное проведение досуга, различные увлечения, на что направлены главные интересы семьи – все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. В семье он приобретает он приобретает знания, умения и навыки в различных областях общения, человеческих отношений. Только в семье ребенок получает опыт семейной жизни. У него воспитываются нравственные качества, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести и порядочности, долге и т.п. Каким вырастет ребенок во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
А это положение бывает различным: нормальным, когда семья заботится и уважает ребенка и ребенок, в свою очередь, уважает и заботится о всех , и ненормальным, когда он баловень семьи, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребенка в школе. В эти годы ребенок еще тесно связан с семьей, он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, своим поведением и пока еще пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, что он имеет или не имеет, но очень нуждается в семье. Хорошо, если его положение в семье нормальное, а отношения в ней разумные, добрые, тогда он будет вносить в школу доброту и разумность отношений. А если его положение в семье ненормальное, а отношения конфликтные, тогда школа должна и может компенсировать как – то эту духовную ущербность, чтобы ребенок, вопреки семейным отношениям, вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью.
Для того, чтобы школа могла это осуществить, необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с семьей, между учителями и родителями. Ведь цели, в конечном счете, у нас одни и те же: воспитать ребенка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью.
Выступление на общешкольном
родительском собрании на тему:
Подготовила:
педагог – психолог
Болдыревой Н.А.
сентябрь 2011г.