СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре «Анализ результатов реализации педагогического проекта «Счастливый педагог – счастливые дети: профилактика профессионального выгорания»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре «Анализ результатов реализации педагогического проекта «Счастливый педагог – счастливые дети: профилактика профессионального выгорания»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Анализ результатов реализации педагогического проекта «Счастливый педагог – счастливые дети: профилактика профессионального выгорания»»

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный центр «Юность»


Дорофеева Марина Александровна,

зам.директора по УВР, методист



Выступление на семинаре «Анализ результатов реализации педагогического проекта «Счастливый педагог – счастливые дети: профилактика профессионального выгорания»


Современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: работа с детьми требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в детские сады, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих воспитанников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов и каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов. Большая часть рабочего дня педагога протекает в эмоционально-напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: проявляются разного рода недомогания, нервозность, раздражительность, усталость, негативное отношение к работе и детям. Постепенно эмоциональные ресурсы человека истощаются, и тогда организм и психика начинают вырабатывать различные механизмы защиты.

          «Синдром эмоционального выгорания» - один из механизмов защиты, который проявляется приобретенным стереотипом поведения, чаще всего в профессиональном поведении. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, педагог зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях воспитатель становится и палачом и жертвой одновременно.

          Попадая в неблагоприятную нервозную среду, в первую очередь, страдают дети, т. к. главным инструментом воспитателя выступает его взаимодействие с ребенком. Именно поэтому психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей.
          День педагога расписан по минутам: занятия с детьми, участие в конкурсах и выставках, облагораживание прогулочной территории – колоссальная нехватка времени для восстановления своих сил и обогащения себя как личности и профессионала своего дела. Исходя из этого педагог – психолог совместно с учителем – логопедом и инструктором по физической культуре разработали систему мероприятий направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов.

          Цель проекта: Формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Задачи проекта:

1. Накапливать эмоционально-положительный опыт педагогов, развитие интереса к себе, как к личности.

2. Снижение уровня стресса и негатива у участников проекта, что способствует повышению мотивации к благоприятной педагогической деятельности.

3. Общение. Обмен жизненным и педагогическим опытом;

4. Овладение дыхательными техниками и развитие стрессоустойчивости;

5. Профилактика эмоционального выгорания, сплочение педагогического коллектива;

6. Повышение речевой грамотности педагогов.

          Этапы работы:

I. Организационный этап:

1) Анкетирование среди педагогов с целью определения их эмоционального состояния и отношения к своей работе;

2) Постановка цели и задач;

3) Разработка тематического плана проекта;

4) Разработка программ тренингов, занятий, встреч.

5) Приобретение необходимого оборудования;

6) Организация пространства.

II. Основной этап:

Проведение мероприятий в соответствии с тематическим планом и программой. В эту систему мероприятий входят такие виды деятельности, как:

- Психологическая гостиная. Под чутким руководством психолога эти встречи помогают педагогам научиться анализировать свои чувства и ощущения, а так же поделиться своим опытом с другими участниками проекта, и получить поддержку. Если же участники делятся отрицательными эмоциями, то группа помогает найти разумное решение возникшей проблемы.

- Овладение навыками саморегуляции и общее оздоровление организма через приемы самовоздействия и управлением дыхания. Дыхание очень тонко связано с эмоциями. Наблюдая за дыханием человека, можно многое узнать о его внутреннем состоянии. Стресс часто приводит к тому, что дыхание начинает сдерживаться и замирать. Это инстинктивная реакция, которая присуща не только человеку. Если животное испытывает страх, оно стремится затаиться, и дыхание тогда становится еле заметным. Если человек находится в состоянии хронического стресса, он непроизвольно сдерживает свое дыхание, и оно становится поверхностным, в следствие ухудшается насыщение организма кислородом, что приводит к нарушению работы всех систем организма и снижает его адаптивность. Субъективно это проявляется в ощущениях скованности и сжатости дыхания. Дыхательные техники на физиологическом уровне приводят нервную систему к состоянию расслабления и покоя. Обучение этим простым и эффективнейшим механизмам помогает педагогам сохранять осознанность в стрессовых ситуациях и снимать психическое напряжение.

- Поддержание хорошей спортивной формы. 

Йога. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека. Поэтому, чтобы остаться здоровым как психически, так и физически, в проект добавлены занятия Йогой. Практика Йоги помогает приостановить наш «безумный бег в беличьем колесе» и перенести фокус внимания на ощущения тела и дыхания, тем самым устраняя беспокойство и выпуская наружу накопившееся физическое напряжение.

Фитбол. На сегодняшний день фитбол – один из самых популярных направлений в фитнесе. Великолепно решая оздоровительные задачи, фитбол с успехом применяется для коррекции фигуры, формирует осанку и отлично поднимает настроение.

-Речевые тренинги. 

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Речевые тренинги – это помощь педагогам в совершенствовании своей речи, где разбираются правила грамотной речи, отрабатываются все компоненты русского языка, педагоги овладевают техникой речи, а так же использование вспомогательных средств (мимики, жестов, пластики, определенной позы, дистанции общения). Речевые тренинги помогают педагогам в преодолении дискомфорта на публичных выступлениях.

Проект реализуется на принципе добровольного участия. Частота встреч – 1 раз в неделю в нерабочее время, на базе детского сада.

III. Заключительный этап:

1) Обратная связь и анкетирование педагогов, принявших участие в проекте.

2)Презентация проекта

Достигнутые результаты: Улучшение психического, а вместе с тем и физического здоровья педагогов. Улучшение психологического климата в группах ДОУ и тем самым повышение психологической защищенности каждого ребенка и укрепление его психического здоровья. Рост творческого потенциала педагогов.

Социальная значимость проекта: В результате реализации проекта «Счастливый педагог – счастливые дети!» психическое состояние педагогов улучшилось, улучшился и психологический климат в коллективе. Педагоги стали более доброжелательно общаться друг с другом, за прошедший год резко снизилось количество конфликтных ситуаций в коллективе. Снизился уровень тревожности, уменьшилось количество состояний составляющих «профессиональное» выгорание педагогов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!