«Использование читательской компетенции на уроках музыки, как способ развития метапредметных связей»
Щербакова Н.В., учитель музыки и изо , МБОУ «СОШ 112», 10.10.2021
Что такое компетенции? По ФГОС – умения использовать знания в любых жизненных сферах. А потребность человека в творческой деятельности- основа реализации компетенций на уроках музыке и изо и внеурочной деятельности.
Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов. Входящие в понятие читательской компетенции умения: глубоко вникать в текст, интерпретировать его и включать в собственную систему коммуникаций
Общение школьника с произведениями искусства опытом коммуникации, диалогом с писателями и музыкантами , воплотившими в своих произведениях разные этнокультурные традиции развивает прежде всего метапредметные связи о которых и пойдет речь.
Как используется текст в музыке: Текст на уроках музыки как средство для одной из форм исполнительского мастерства, описание эмоций после восприятия-слушания
Текст- либретто для опер и балетов, содержание картин и инструментальной музыки, это текст песен, музыкальные термины, прилагательные характера ( грустный- веселый , грозный- нежный), схема анализа музыкального и изо произведения, история создания произведения, биография композитора и художника
Музыка может и без текста (вокализ)лала, аа, может сказать многое- рождает художественные ассоциации . Слушаем музыку из известного фильма –перед нами проходят образы фильма
Главное в музыке это эмоциональное состояние, образ, драматургия, которая выражается интонациями, роднит с литературой- это эмоции, что составляет целостный образ, усиливает эффект.(например: Тема в 5 классе «Музыка и литература» ( 1 полугодие), «Музыка и изо» (2 полугодие)
Но не все учащиеся творчески одарены по предметам: «Изо и музыка»- может не быть слуха, ритма, пропорции, цвета (дальтоники, не развита визуальность) , но СЛОВОМ можно заменить воспроизведение основных творческих характеристик предметов ( когда эмоции переполняют) и мы получим обратную связь.
Пример:
2 фрагмента по работе с текстом на уроке музыки и 2 подхода к исполнению.
1 фрагмент рассчитан на учащихся 7-8 класса, без специальной подготовки , 14-16 лет, где присутствует ограниченный диапазон из за особенностей возраста ,главное- ритм.
На уроке исполняется фраза из Хора «Улетай на крыльях ветра» А.П. Бородин , из оперы «Князь Игорь» героико- эпического жанра. Тема «Современность в музыке».
Учитель предлагает ученикам:
-Давайте с вами прочитаем данный текст, в контексте произведения, оперы, найдем смысл (любовь к Родине, тоска) это общекультурные ценности.
1 исполнение – отрывок из оперы, концертное исполнение ( без костюмов, но в образе) сотворчество массового исполнителя с профессионалами в первоначальном исполнении.( плюс);
2 исполнение – Е. Сотникова (минус) более современное исполнение;
Работа над мелодией , обращается внимание: вступление, мелодия ,текст проговариваем слова про себя, артикуляция, солируют;
Потом минус поем вслух . Смотрим на дирижера, вступление мелодии и динамику ( выше- громче, ниже тише) , сами ведем мелодию ;
3 исполнение – гр «Дабро», ремикс, поем только 1 строчку , (плюс, сопровождение с голосом) ,деление класса на 2 группы, которые исполняют различный стиль , в различной манере: народный хор и реп ; горловой голос( народное исполнение), классическое профессиональное исполнение. Также придают интерес для исполнения: современное звучание ( компьютерная обработка голоса) и элементы полифонии и успешность исполнения («Я смог, я исполнитель»)
Вывод: «Я творю», современное исполнение , фраза в различных стилях ,жанрах, направлениях звучит по разному – современно эпохе, но смысл остается один любовь к Родине.
2 фрагмент
Внеурочная работа. Учащимся предлагается , в рамках подготовки к празднику, разучить песню А Нечаев .Новогодняя, возрастной диапазон исполняющих 14- 16 лет, с ограниченным диапазоном. Основная мелодия в классическом изложении, а вставка в современном стиле рэп, что позволяет учащему показать свои возможности в качестве соисполнителя, используя говор, речетатив ( которому не нужны мелодическое изложение, а только речь и ритм, то, что доступно), что позволяет мотивировать к воспроизведению музыкального материала – интерес к тренду.
.Правила читки рэпа , скороговорка, речетатив , говор, четкая артикуляция как связка между мелодическими эпизодами ( куплетами). Аналогия- строение оперы- речетатив, в нем действие .между музыкальными характеристиками персонажей ( аналоги строения, формы) .
Перед нами текст , задача: прочитать , о чем ? Поставить акценты, поработать над артикуляцией, разложить текст под реп , темп, ритм , эмоциональные краски. Фраза, главное акцент на слове, главном и второстепенном. Можно проглотить слова
Осовременить тему на рэп-звучании , для учащихся это осовременить вечные темы искусства - семья, общечеловеческие ценности ,праздник , Малая Родина общечеловеческие ценности.
Какой же смысл несут в себе читательские компетенции на уроке музыки:
Учебно –познавательные компетенции
Общечеловеческие ценности ( воспитатательные ), применение в современной жизни
Интерес ребенка к исполнительству , реализации, ситуации успеха( личностные результаты)
Благодаря вышеперечисленным примерам мы видим, что ученика можно включить в деятельность, активизировать интерес.
Вывод: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и личностные компетенции формируются при непосредственном участии читательской компетенции в условиях современного изложения и возможностей успешной реализации продукта , что приводит позитивному развитию личности на уроках музыки .