СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре "читательская грамотность на уроках музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

несколько фрагментов уроков, где рассматривается  читательская окмпетентность  в разрезе современных форм  исполнительского искусства

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре "читательская грамотность на уроках музыки"»

«Использование читательской компетенции на уроках музыки, как способ развития метапредметных связей»
Щербакова Н.В., учитель музыки и изо , МБОУ «СОШ 112», 10.10.2021

Что такое компетенции? По ФГОС – умения использовать знания в любых жизненных сферах. А потребность человека в творческой деятельности- основа реализации компетенций на уроках музыке и изо и внеурочной деятельности.

Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов. Входящие в понятие читательской компетенции умения: глубоко вникать в текст, интерпретировать его и включать в собственную систему коммуникаций

Общение школьника с произведениями искусства опытом коммуникации, диалогом с писателями и музыкантами , воплотившими в своих произведениях разные этнокультурные традиции развивает прежде всего метапредметные связи о которых и пойдет речь.

Как используется текст в музыке: Текст на уроках музыки как средство для одной из форм исполнительского мастерства, описание эмоций после восприятия-слушания

Текст- либретто для опер и балетов, содержание картин и инструментальной музыки, это текст песен, музыкальные термины, прилагательные характера ( грустный- веселый , грозный- нежный), схема анализа музыкального и изо произведения, история создания произведения, биография композитора и художника

Музыка может и без текста (вокализ)лала, аа, может сказать многое- рождает художественные ассоциации . Слушаем музыку из известного фильма –перед нами проходят образы фильма

Главное в музыке это эмоциональное состояние, образ, драматургия, которая выражается интонациями, роднит с литературой- это эмоции, что составляет целостный образ, усиливает эффект.(например: Тема в 5 классе «Музыка и литература» ( 1 полугодие), «Музыка и изо» (2 полугодие)

Но не все учащиеся творчески одарены по предметам: «Изо и музыка»- может не быть слуха, ритма, пропорции, цвета (дальтоники, не развита визуальность) , но СЛОВОМ можно заменить воспроизведение основных творческих характеристик предметов ( когда эмоции переполняют) и мы получим обратную связь.

Пример:

2 фрагмента по работе с текстом на уроке музыки и 2 подхода к исполнению.

1 фрагмент рассчитан на учащихся 7-8 класса, без специальной подготовки , 14-16 лет, где присутствует ограниченный диапазон из за особенностей возраста ,главное- ритм.

На уроке исполняется фраза из Хора «Улетай на крыльях ветра» А.П. Бородин , из оперы «Князь Игорь» героико- эпического жанра. Тема «Современность в музыке».

Учитель предлагает ученикам:

-Давайте с вами прочитаем данный текст, в контексте произведения, оперы, найдем смысл (любовь к Родине, тоска) это общекультурные ценности.

1 исполнение – отрывок из оперы, концертное исполнение ( без костюмов, но в образе) сотворчество массового исполнителя с профессионалами в первоначальном исполнении.( плюс);

2 исполнение – Е. Сотникова (минус) более современное исполнение;

Работа над мелодией , обращается внимание: вступление, мелодия ,текст проговариваем слова про себя, артикуляция, солируют;

Потом минус поем вслух . Смотрим на дирижера, вступление мелодии и динамику ( выше- громче, ниже тише) , сами ведем мелодию ;

3 исполнение – гр «Дабро», ремикс, поем только 1 строчку , (плюс, сопровождение с голосом) ,деление класса на 2 группы, которые исполняют различный стиль , в различной манере: народный хор и реп ; горловой голос( народное исполнение), классическое профессиональное исполнение. Также придают интерес для исполнения: современное звучание ( компьютерная обработка голоса) и элементы полифонии и успешность исполнения («Я смог, я исполнитель»)

Вывод: «Я творю», современное исполнение , фраза в различных стилях ,жанрах, направлениях звучит по разному – современно эпохе, но смысл остается один любовь к Родине.

2 фрагмент

Внеурочная работа. Учащимся предлагается , в рамках подготовки к празднику, разучить песню А Нечаев .Новогодняя, возрастной диапазон исполняющих 14- 16 лет, с ограниченным диапазоном. Основная мелодия в классическом изложении, а вставка в современном стиле рэп, что позволяет учащему показать свои возможности в качестве соисполнителя, используя говор, речетатив ( которому не нужны мелодическое изложение, а только речь и ритм, то, что доступно), что позволяет мотивировать к воспроизведению музыкального материала – интерес к тренду.

.Правила читки рэпа , скороговорка, речетатив , говор, четкая артикуляция как связка между мелодическими эпизодами ( куплетами). Аналогия- строение оперы- речетатив, в нем действие .между музыкальными характеристиками персонажей ( аналоги строения, формы) .

Перед нами текст , задача: прочитать , о чем ? Поставить акценты, поработать над артикуляцией, разложить текст под реп , темп, ритм , эмоциональные краски. Фраза, главное акцент на слове, главном и второстепенном. Можно проглотить слова

Осовременить тему на рэп-звучании , для учащихся это осовременить вечные темы искусства - семья, общечеловеческие ценности ,праздник , Малая Родина общечеловеческие ценности.

Какой же смысл несут в себе читательские компетенции на уроке музыки:

  1. Учебно –познавательные компетенции

  2. Общечеловеческие ценности ( воспитатательные ), применение в современной жизни

  3. Интерес ребенка к исполнительству , реализации, ситуации успеха( личностные результаты)

Благодаря вышеперечисленным примерам мы видим, что ученика можно включить в деятельность, активизировать интерес.

Вывод: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и личностные компетенции формируются при непосредственном участии читательской компетенции в условиях современного изложения и возможностей успешной реализации продукта , что приводит позитивному развитию личности на уроках музыки .





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!