СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре «Экологическое воспитание в условиях загородного лагеря»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре «Экологическое воспитание в условиях загородного лагеря»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Экологическое воспитание в условиях загородного лагеря»»

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Оздоровительно-образовательный центр «Юность»


Дорофеева Марина Александровна,

зам.директора по УВР, методист



Выступление на семинаре «Экологическое воспитание в условиях загородного лагеря»


Человечество вошло в XXI век с пониманием необходимости изменения мышления, воспитания экологической культуры как специфического средства единения человека с природой. Важно изменить систему ценностей человека, структуру потребностей переориентировать в сторону духовного. Такие задачи может решать экологическое образование, «направленное на формирование у детей представлений о ценностях природы, приобретение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами и включение учащихся в природоохранную деятельность»[1].

Экологическое образование является одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Загородный лагерь, как учреждение дополнительного образования, является перспективной площадкой, где в комплексе решаются задачи оздоровления, воспитания и развития детей, и могут проектироваться различные модели экологического образования. Такой подход соответствует новой Концепции развития дополнительного образования, в рамках которой ставиться задача «создания комплексной инфраструктуры современного детства, удовлетворяющей общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей»[3].

В загородном лагере «имеются возможности и надлежащие условия для реализации принципа натурности и деятельностного подхода, позволяющих актуализировать экологические знания детей, полученные в школе, и на практике ощутить универсальную ценность природы»[8], что поддерживает и развивает современные тенденции образования в изменении ценностной, познавательной и деятельностной установок. Поэтому в системе непрерывного экологического образования детей использование каникулярного времени в условиях загородного лагеря занимает своѐ место.

Ежегодно в лагере организуются экологические смены, в рамках которых реализуются дополнительные общеразвивающие программы экологического содержания направленные на формирование ценностного отношения к природе. Ценностное отношение к природе наукой рассматривается как «интегративная характеристика личности, сочетающая в себе мировоззренческие и моральнонравственные качества личности, проявляющиеся в системе избирательных связей человека с природой, признании ценности природы и умении делать выбор в пользу экологически обоснованных деятельности и поведения»[6].

В системе экологического образования основы ценностного отношения к природе традиционно формируются в младшем школьном возрасте, а в подростковом и юношеском возрастных периодах происходит его дальнейшее развитие. Ценностное отношение к природе формируется в комплексе с ценностным отношением к окружающим людям, обществу и к самому себе. Особое значение имеет «…переход образования от трансляции знаний об экологических проблемах к обучению экологическому мышлению и экологически ориентированной деятельности на основе социального партнерства…» развитие «культуры экологического мышления и проектирования»[2].

Процесс развития ценностного отношения к природе «не пассивное созерцание окружающего мира, а активные действия личности в социоприродном окружении»[4], поэтому важно применять педагогические технологии, которые способствуют формированию опыта экологической деятельности. Педагогическим средством решения ключевых задач экологического образования является организация ситуаций – учебного, учебно-проектного и социальнопроектного типов. В них создаются условия для учебного и социального позиционирования, апробирования позиции «взрослости», разных форм коммуникаций и взаимодействия, формирования жизненных установок, накопления опыта практических экологически ориентированных действий в окружающей среде[2].

Формирование ценностного отношения к природе осуществляется «на основе специфических принципов: единство интеграции и дифференциации, культуросообразности, практической направленности, технологичности, преемственности и последовательности, единства интеллектуального и эмоционального в деятельности по изучению природы; взаимосвязи глобального, регионального и локального при изучении экологических проблем»[5].

Одним из условий целенаправленного формирования у детей ценностного отношения к природе в системе дополнительного образования является «организация общения учащихся с природой в целях воздействия на эмоции, чувства и интеллект»[5].

Обозначенные выше научные подходы экологического образования находят отражение при проектировании экологической работы с детьми в условиях загородного лагеря. При организации экологической смены в загородном лагере используется определѐнная игровая модель: участники смены на время пребывания в лагере становятся экологами и на практике разрабатывают и реализуют общелагерный проект «Экослед».

Территория лагеря объявляется зоной экологической ответственности участников смены. Каждый отряд получает свой конкретный участок, где ребята проводят исследования, создают экологическую тропу, проводят экскурсии, организуют экологические акции, реализуют индивидуальные и групповые проекты. В программу экологической смены включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обогащение имеющихся базовых экологических знаний. Для всех участников смены проводится миникурс по экологии, обзорные экскурсии, экологические игры, викторины, конкурсы. Дети и подростки принимают участие в проектировании и реализации практических природоохранных акций.

Самые активные участники смены образуют инициативную группу и обучаются по дополнительной общеразвивающей программе «Экологическая лаборатория «ЭкоПроект». Программа разработана для работы творческого объединения детей в рамках экологической смены загородного оздоровительного лагеря. Содержание программы направлено на развитие ценностного отношения к окружающему миру в процессе экологической, проектно-исследовательской, социально-значимой деятельности в условиях временного коллектива.

В процессе реализации программы решаются конкретные задачи. У учащихся развивается социокультурный и личностный смысл усвоения знаний как основы экологической деятельности направленной на улучшение экологического состояния территории лагеря. Через опыт экологических переживаний, практической деятельности, направленной на решение экологических проблем на территории лагеря происходит присвоение нравственных ценностей, формирование убеждений, развитие ценностного отношения к окружающему миру: природе, человеку, самому себе.

Участие в программе позволяет обогатить и актуализировать знания умения и навыки детей в области экологии и методологии проектно-исследовательской деятельности, как основы проектирования экологических мероприятий и приобщения к научному познанию. Происходит развитие способностей по применению методов научного познания в процессе разработки и реализации индивидуальных и коллективных исследовательских проектов по изучению экологического состояния территории лагеря. В процессе социально-значимой деятельности развиваются коммуникативные навыки как основа научного общения. Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время личностноориентированный, деятельностный, исследовательский подходы, которые определяют освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.

Реализация программы базируется на основе применения технологий проектного, проблемного обучения, на коммуникативной технологии, основанной на включении учащихся в совместную экологическую деятельность; диалоге, полилоге, экологических дискуссиях; коллективной рефлексии и самооценке; включении в учебный процесс ситуаций свободного выбора темы проектов и исследований; разработке и организации массовых экологических проектов. Формой подведения итогов работы экологической смены являются общественные слушания, которые позволяют оценить эффективность экологической работы на территории лагеря.

Участники смены представляют исследовательские работы и проекты в форме стендового доклада или презентации на научно-практической конференции. Эта форма отчѐтности способствует формированию у детей ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать своѐ мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию.

Организация экологической смены даѐт вполне реальные практические результаты. Реализуются проекты разной тематики: «Составляем план территории лагеря», «Растительные сообщества территории лагеря», «Знакомство с обитателями водоема», «Водоем как экосистема», «Социологический опрос», «Экологическая тропа». Проводятся исследовательские работы: «Лихеноиндикация состояния воздушной среды территории лагеря», «Индикация состояния окружающей среды по частотам встречаемости белого клевера», «Биоиндикация воздушной среды по хвое сосны обыкновенной», «Рекреационные исследования», «Видовое разнообразие организмов на территории лагеря». Проводятся экологические акции по очистке территории лагеря, посадке декоративных растений. Создаѐтся экологическая тропа, проводятся экскурсии для родителей, гостей и участников смены. Улучшается экологическое состояние территории лагеря.

В рамках экологической смены педагоги имеют возможность реализовать авторские модели экологического образования детей. Таким образом, в результате самой разнообразной экологической работы в загородном лагере «познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик», происходит «превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство»[3].

Литература и источники информации

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.― М., 2009 г.―18 с.

2. Захлебный Анатолий Никифорович Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века // Научные исследования в образовании. 2011. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obschego-ekologicheskogo-obrazovaniya-vpovestke-dnya-xxi-veka (дата обращения: 16.09.2015).

3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г., № 1726-р)

4. Марков П.Г. Формирование ценностного отношения к живой природе у старшеклассников основной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук.  Астрахань. 2009, 2009  23 с.

5. Ногтева Е.Ю., Лушников И.Д. Развитие экологической культуры учащихся - Вологда: Изд. цент ВИРО, 2004. – 248 с.

6. Рябова С.С. Особенности формирования ценностного отношения к природе школьников в системе дополнительного образования /С.С. Рябова //Концептуальные основы нравственного становления личности обучающихся в системе дополнительного образования: методическое пособие. – Великий Новгород, НГУ им. Я. Мудрого, 2011. – С. 98-132.

7. Рябова С.С. Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры / С.С. Рябова // Научный журнал: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – №133. – СПб.: 2012 – С. 39 – 45.

8. Формирование ценностного отношения учащихся к природе в условиях интеграции общего и дополнительного образования: Монография. Колл.авторов: Игнатова В.А., Игнатов С.Б., Позигун Ю.А., Трушников Д.Ю. Руководитель В.А.Игнатова.

9. Экологическая культура и образование: инновационный опыт Вологодской области / под ред. Е.Ю. Ногтевой, Н.М. Радченко. – Вологда: Изд. цент ВИРО, 2006. – 180 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!