Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Шибаева Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
Выступление на семинаре «Особенности хореографических занятий в летний период»
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Эти функции выполняет лагерь с дневным пребыванием детей.
Программа и деятельность летнего творческого лагеря составлена как логическое продолжение воспитательной работы в области всестороннего развития личности ребенка и образовательной деятельности по направлению «Хореография». Комплексная программа ставит перед собой несколько целей взаимодополняющих друг друга, объединяет различные направления отдыха и духовно-эстетического воспитания детей в условиях лагеря с дневным пребыванием.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение летней смены, планирование производится с учетом принципа оперативности. Оперативность предусматривает технологическую сторону планирования: план строится гибким, легко контролируемым, экономичным с точки зрения затраты времени и сил.
Программа ориентирована на младший и средний школьный возраст, т.е. на детей в возрасте от 9 до 13 лет.
Программа реализуется в течение 21 дня. К реализации программы активно привлекается родительская общественность и различные культурно- досуговые организации.
Программа летнего лагеря неразрывно связана с деятельностью ДШИ им.
Ф. Шопена. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей обусловлена необходимостью:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
-необходимостью использования богатого творческого потенциала детей в реализации целей и задач программы;
-необходимостью использования богатого творческого потенциала квалифицированных специалистов в реализации целей и задач программы.
Основные направления работы:
Оздоровительно-просветительское.
Цель: формирование ценностей здорового образа жизни посредством подвижных развивающих игр, просветительских бесед.
Задачи: укрепление здоровья детей и формирование навыков здорового и активного образа жизни, улучшение самочувствия и настроения, воспитание дисциплинированности, сплоченности и организованности в коллективе.
Активно-досуговое.
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи: развитие коммуникативных функций - способности детей устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, способности понимания ситуации и предмета общения в межличностном взаимодействии; развитие творческих задатков—умения и стремления проявлять и реализовывать свои творческие способности; формирование культуры отдыха, закрепление норм поведения и правил этикета в процессе активного общения.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуальном и физическом развитии, формировании положительных черт характера. Организация досуговой деятельности детей- один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период его пребывания в лагере.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение (имеет компенсационный характер, способствует активизации физических и духовных способностей и склонностей, которые не могут быть реализованы в труде и учебе);
- отдых (обеспечивает эмоциональный подъем и возможности открытого выражения и проявления своих чувств);
- самообразование (направлено на приобщение детей к культурным ценностям посредством экскурсии, дискуссии, деловой ролевой игры);
- творчество (наиболее высокий уровень досуговой деятельности; воспитанники лагеря посещают мастер-классы по хореографической деятельности);
- общение (необходимое условие развития и формирования межличностных отношений на основе общего интереса).
Художественно-эстетическое.
Цель: организация содержательной образовательно-просветительской деятельности детей, развитие эстетического и художественного вкуса.
Задачи:
- выполнение творческой программы;
- работа над творческим проектом;
- реализация творческого проекта на сценической площадке.
На время работы лагеря для детей организуют проведение инструктажей по технике безопасности в случае возникновения пожара, тематическая беседа «Мое здоровье» (профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании),тематическая беседа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и по профилактике безопасности на воде, мероприятия в рамках Всероссийской акции «Безопасность детства- 2021» (лекция-беседа на тему безопасности детей; выставка детских рисунков «Безопасность в образовательных учреждениях, дома и на природе»), творческий проект «Дети за мир без террора!», актерские тренинги «Сценическая свобода. Избавление от зажимов. Виды зажимов. Пластическая и речевая свобода» и «Воображение как активный действенный компонент формирования пластической выразительности юного танцора». 22 июня дети вместе с педагогами примут участие в общенациональной акции «Свеча памяти» и возложат цветы к могиле воинам Великой Отечественной войны. Самым основным проектом, запланированным на время работы лагеря, является проект «Танцуем вместе». В рамках этого проекта будут проведены хореографическая мастерская «Я-танцор», где дети с огромным удовольствием познакомятся с различными направлениями в хореографии (модерн, рок-н-ролл, хип-хоп и др.), изучат областные особенности русского танца (Сибирский регион, Астраханскую область), познакомятся с финским и шотландским народными танцами. Итогом проекта «Танцуем вместе» запланирована постановка хореографических номеров «Финская полька», шотландский танец «Хайланд», лирический этюд на материале Сибирского региона, этюд на материале Астраханской области. Одновременно с образовательной деятельностью планируется проведение оздоровительных и досуговых мероприятий (прогулки, игры на свежем воздухе, посещение Ботанического сада и Зоопарка, поход в кинотеатр).
Прогнозируемый результат летнего творческого лагеря хореографической направленности:
- организация разнообразных форм активного отдыха, содержательной занятости и поддержки здорового образа жизни детей и подростков;
- способствовать уменьшению процента детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками;
- обеспечение сохранности безопасности жизни и здоровья детей и подростков, в том числе отсутствие случаев дорожно-транспортного и иного травматизма;
- выявление одарённых и талантливых детей и подростков;
- опрос и сбор отзывов родителей о деятельности творческого лагеря в рамках реализуемой программы.