Семинар Тема «Система подготовки к ГИА по математике в 9 классе»
Основную задачу, которую я ставлю перед собой в своей работе - это развить желание ученика получить знания, а затем творчески применить их. Умение применять полученные знания - это конечный результат обучения. Поэтому система подготовки к ГИА – всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.
Подготовки к ГИА предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение документов органов образования, работу с учащимися и их родителями.
Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы кабинет математики пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 9. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. В своей работе использую банк открытых задач, демонстрационные варианты Информационное обеспечение осуществляю через уголок подготовки к итоговой аттестации. На уголке размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации. На методических объединениях совместно с другими учителями математики проводим изучение нормативной документации. Неоднократно информирую учащихся, о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о правилах поведения на ГИА, даю ссылки на ресурсы, на которых можно найти всю необходимую информацию.
Более подробно остановлюсь на формах работы в ходе непосредственной подготовки учащихся 9 классов к ГИА. Провожу индивидуальные консультации после уроков. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и задачи из открытого банка. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом. Провожу тренировочные работы в классе, затем ученики самостоятельно работают над вариантами заданий дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения.
Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Хочется обратить внимание на новые материалы к ГИА по математике. Введение государственной итоговой аттестации по математике (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. изменилась формулировка вопросов: многие вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. и это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, в обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени ( стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций).
Т.е. требования к общематематическим умениям, необходимых человеку в современном обществе, повысились. Поэтому особое внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике.
Структура подготовки подразумевает следующие этапы.
I этап
Информационный.
Обучающиеся знакомятся с особенностями итоговой аттестации (спецификацией контрольных измерительных материалов): со структурой контрольного комплекса заданий, временными рамками, критериями оценивания заданий с развернутым ответом, условиями проведения экзамена, правилам заполнения бланков.
Обучающиеся не всегда обращают внимание на корректность записи ответа, а это важно.
II этап
Мониторинг и диагностика .
Этот этап включает в себя проведение диагностических работ, которые позволяют проверить уровень усвоения материала и определить пробелы в знаниях. Полученные результаты определяют дифференцированную работу с учащимися. По результатам диагностики можно спланировать распределение материала на этап заключительного повторения.
Систему уроков заключительного повторения можно построить из тематических блоков.
III этап
Организация повторения: на уроке; на консультациях, самостоятельно дома. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение разделов курса алгебры 7–9-х классов и математики 5–6-х классов и систематический мониторинг продвижения отдельных учащихся по ликвидации пробелов за основную школу.
На каждом уроке включать материал на повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ГИА(это и устная работа, прототипы заданий 1й части и письменные работы). Сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления необходимо показывать, как эта тема входит в ГИА
IV этап
Решение задач ИГА на уроках и консультациях, при этом можно начинать с заданий обязательного уровня, затем постепенно их усложнять, учитывая индивидуальные особенности ученика. Предлагаю домашние тренировочные работы, где они знакомятся с разнообразием заданий, проверяют уровень своих знаний, в случае затруднения выносят вопросы на консультацию.
Vэтап
Обучение «технике сдачи ИГА»:
- обучаю приёму движения по тесту, отметить то, что кажется простым, понятным и лёгким, выполнить задания, которые можно выполнить быстро.
- обучаю учащихся внимательному и осмысленному прочтению текстов задач, а также выбору оптимальной стратегии их решения;
-обучаю всегда контролировать время и темп своей работы;
-обучаю проверке полученного результата решения.
VI этап
Контроль знаний.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.
Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения класс разбивается на 3 группы.
1 группа - группа «риска» - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».
2 группа - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями т.е. применять ЗУН в измененной ситуации.
3группа - обучающиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, которые умеют решать задания самой высокой сложности т.е. применять ЗУН в новой ситуации.
Для реализации такого подхода в учебном плане имеется 1 час занятий по математике в рамках подготовки к ГИА.
Провожу консультацию для всех обучающихся. Отвечаю на вопросы, вместе анализируем их ошибки, разбираем типы заданий. Рекомендовала всем завести тетрадь для подготовки к экзамену, в которых последние несколько страниц отвести под формулы и свойства, записывая их туда по мере решения задач.
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендовать учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, просмотреть видеоуроки по темам, которые вызвали затруднение .
-Непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху. А успех на экзамене - это продолжение интеллектуального развития, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.
Подготовка к ГИА по математике в 9 классе
Учитель
Шарова Л.И.