СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре - практикуме воспитателей ГПД на тему «Развивающие и дидактические игры, как средство формирования познавательной активности и творческого потенциала детей с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление в рамках семинара-практикума "Развитие творческого потенциала и познавательной активности у обучающихся с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре - практикуме воспитателей ГПД на тему «Развивающие и дидактические игры, как средство формирования познавательной активности и творческого потенциала детей с ОВЗ»»

ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»





Выступление на семинаре - практикуме воспитателей ГПД.


«Развитие творческого потенциала и познавательной активности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»






Тема:


«Развивающие и дидактические игры, как средство формирования познавательной активности и творческого потенциала детей с ОВЗ»














Воспитатель: Угальская Г.А.



Железногорск 2022г.

Проблема развития познавательной активности и творческого потенциала школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данные качества играют большую роль в развитии личности ребёнка.       Процесс познания у детей с ОВЗ не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, творческую активность школьника в различных видах его деятельности.

Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.

И здесь на помощь приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, классифицировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения. Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей после уроков, так как проведённые физиологами и психологами исследования доказывают, что ребёнок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности. В игре ребёнок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь столько и ошибайся). Ведь это не урок, где всё правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю».

Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. В игре они готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально.

Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс я включаю также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной. В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребёнка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что тоже немало важно в условиях длительного пребывания ребёнка в школе. Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения. Так как это разрушило бы его сущность Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в группе продлённого дня более интересным и содержательным.


Методическое пособие «Думай, считай, играй»


Одним из эффективных средств развития интереса к учебному процессу является использование на уроках дидактических игр, занимательного материала, что способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторять тот же материал разными способами. Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным педагогом является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения.

Дидактические задачи, решаемые с помощью применения наглядного пособия:

•сообщение более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения;

•повышение доступности обучения;

•повышение темпа изложения учебного материала;

•повышение интереса учащихся, удовлетворение их запросов и любознательности;

•снижение утомляемости  на занятиях;

•переключение сэкономленного времени на творческую деятельность;

•увеличение доли времени на самостоятельную работу;

•облегчение труда преподавателя;

•формирование пространственных представлений и навыков;

•развитие мышления, внимания, памяти, речи.


Дидактическая игра «Четвертый лишний»


Специалисты отмечают, что игра в определённой мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. А участие в изготовлении дидактических игр способствует всестороннему развитию творческой личности ребенка.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» для детей имеет развивающее значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Может быть использована для осуществления непрерывной образовательной деятельности с детьми, а также для индивидуальной работы педагогов с обучающимися. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения. Игра разработана для занятий с детьми в начальной школе.

Цель игры: Сформировать умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Задачи: 1. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи.

2. Развивать зрительное восприятие.

3. Развивать монологическую и диалогическую речь.

4. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, сосредоточенность.

Развивающая игра «Мемори»

Цель - развитие психических процессов: произвольного внимания и зрительной памяти.

Задачи:

1.Расширить объем зрительной памяти и внимания

2. Формировать свойства внимания - объем и распределение.

3. Воспитывать умение работать в команде.

Мемори — популярная настольная игра для детей. Это увлекательное и доступное любым возрастам развлечение, которое отлично развивает память и внимание. Несмотря на простоту конструкции и правил, она несет в себе серьезный потенциал для развития психики ребенка. Игра «мемори» – это карточная настольная игра, состоящая из парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек, за что игру «мемори» еще называют игра «парочки».

Ход игры. Педагог раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, дети смотрят и запоминают, затем они отворачиваются, а педагог переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый ребенок открывает по очереди по две карточки, если они совпадают, то забирает себе, если нет, то переворачивает и кладет обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.

Для запоминания карточек дается примерно 10 секунд. Наборы карточек могут быть самой различной тематики.

Вариант игры - постепенно сокращать время для запоминания картинок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!