СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре Развитие самостоятельности мышления при работе с текстом на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональное чтение при работе с текстом на уроках ОРКСЭ.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре Развитие самостоятельности мышления при работе с текстом на уроках ОРКСЭ»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







Развитие самостоятельности мышления

при работе с текстом

на уроках ОРКСЭ











Учитель начальных классов: Карелова Г.В.







Симферополь, 2017г.



2.В ФГОС отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный», ха­рактер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям.



3.Функциональное чтение

это чтение с целью поиска информации для решения конкретной

задачи или выполнения

определённого задания.

4.При чтении ученик должен решить для себя проблему выбора информации. Он читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, например, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, ищет ответы на поставленные вопросы. Таким образом, развивается когнитивное (познавательное) мышление.

5.ТРКМ (технология развития критического мышления)

ТРКМ предлагает такие приемы активной работы с текстом, через которые формируется навык функционального чтения.

Структура такого урока, включает 3 фазы:

вызов, осмысление, рефлексия .

6.

МАСТЕР-КЛАСС

-Прочитайте название текста. Предположите, о чем мы узнаем?(Высказывания детей.) Запишите свои предположения на «солнечных зайчиках» и соберем их в корзинку идей.

-Прочитайте до слов «Мальчик посмотрел…»

Как вы думаете, как мальчик поступит дальше?(Высказывания учащихся).

-Дочитайте текст. Совпали ли наши предположения?Для кого окончание истории стало удивительным, радостным? Почему?

-Какой жанр этого произведения? (Сказка). Докажите.

-Почему автор дал возможность цветам говорить?

-Как цветы дали возможность мальчику увидеть добрый мир красоты?

-Что понял, но не смог вразить словами мальчик?

-А в момент встречи цветов и мальчика , цветы ему понравились?Прочитайте. …. Но мальчих хотел их сорвать.Почему?

-Прочитайте последний абзац истользуя антонимы, хотелось бы мальчику обладать этими цветами?

-Какай поступок родился после добрых слов цветов?

-Почему сказка так называется? (Волшебство рождения добра возникло при их встрече. Понимание, что красота мира для всех, а не для одного).

-У вас были случаи, когда вы поступали лучше, чем намеревались?

-Если бы вы находились рядом с мальчиком, вы могли бы ему объяснить почему нельзя рвать ландыши и другие первоцветы?

(Охрана природы. Растения Красной книги).

Рассмотрим, какие приёмы были использованы.

7.ВЫЗОВ – мотивационная ( побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме );

- информационная ( вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме );

- коммуникационная ( бесконфликтный обмен мнениями );

Приёмы на стадии ВЫЗОВА :

-Кластер

-Корзина идей

-Дерево предсказаний

-Верные и неверные утверждения

-Ключевые слова

-Верите ли вы?



8.ОСМЫСЛЕНИЕ - информационная ( получение новой информации );

- систематизационная ( классификация полученной информации ) ;

- мотивационная ( сохранение интереса к изучаемой теме );

На стадии ОСМЫСЛЕНИЯ:

-Инсерт (пометки на полях)

-Маркировочная таблица

-Двухчастный дневник

-Чтение с остановками

-Сводная таблица

-Таксономия Блума

-Прием «Тонкие и толстые вопросы»



Таблица " толстых " и " тонких " вопросов


Толстые ?

Тонкие ?

Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...?

Почему Вы думаете ...?

Почему Вы считаете ...?

В чем различие ...?

Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ?

Кто ? Что ? Когда ?

Может ..?

Будет ...?

Мог ли ... ?

Как звать ...?

Было ли ...?

Согласны ли Вы ...?

Верно ли ...?



9.

Таксономия нужна, чтобы:

1. правильно ставить цели в обучении;

2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;

3 правильно подбирать адекватные оценочные инструменты;

4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения.

10. Прием «Тонкие и толстые вопросы»

может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

11. ЗНАНИЕ:

  • Опишите, как рос цветок.

  • Кто увидел ландыши?

  • Что хотел сделать мальчик?

  • С чем автор сравнивает цветы?

  • Что сказал мальчик белым колокольчикам?

13.ПОНИМАНИЕ:

  • Почему автор оживил цветы?

  • Как цветы смогли остановить мальчика, увидеть добрый мир красоты?

  • Какая главная мысль сказки?

ПРИМЕНЕНИЕ (присвоение)

  • Какое отношение имеет тема рассказа именно к тебе?

  • Что понял, но не смог выразить словами мальчик?

  • Если бы ты находился рядом , смог бы объяснить мальчику о правилах поведения в весеннем лесу .

14. РЕФЛЕКСИЯ - коммуникационная (обмен мнениями о новой информации );

- информационная ( приобретение нового знания );

- мотивационная ( побуждение к дальнейшему расширению информационного поля );

- оценочная ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса ).

На этой стадии текст представляет единое целое. Идет осмысление текста в целом

15. На стадии РЕФЛЕКСИИ :

-Кластер

-«Толстые и тонкие» вопросы

-«Письмо по кругу»

-Эссе

-Синквейн

16.

























,синоним





(Например) Поступок

Маленький добрый

Сорвать думать сохранить

Хороший поступок красит человека

Действие

(Синонимы :жест, дело,ход, дествие, шаг)



17. Работа с заданиями, связанными с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации, сопровождается чтением, осмыслением и анализом текста, обсуждением полученной информации в парах, группах , что обеспечивает очень широкий диапазон «побочной информации», усваиваемой на подсознательном уровне. Данные задания универсальны, алгоритмичны, они удобны для организации самостоятельной работы, осуществления самообразования и саморазвития; они индивидуализируют процесс обучения и активизируют познавательную активность учащихся.



18. «Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!»

Джордж Карлин



Спасибо за внимание!





ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие самостоятельности мышления при работе с текстом

Учитель начальных классов Карелова Г.В.



1 2

3 4

5 6



7 8



9 10



11 12



13 14

15 16

17 18

19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!