Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Результаты педагогического проекта «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ознакомления с культурой и историей чувашского народа»»
Михайлова Ольга Викторовна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №46 «Одуванчик» города Димитровграда Ульяновской области»
Выступление на семинаре «Результаты педагогического проекта «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ознакомления с культурой и историей чувашского народа»
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям других народов. является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не мене важно воспитать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций, фольклора и обычаев; сохранить, приумножить и передать их будущим поколениям. Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения.
Особенности работы по этнокультурному компоненту заключается систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях чувашского народа, обогащении предметно- пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
По итогам проведения экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:
1. Национальное воспитание - веление времени. Оно продиктовано спецификой нашего многонационального государства, в связи, с чем возникает необходимость с одной стороны, развития языка каждого конкретного народа. Проблема национального воспитания принимает особо важное значение в настоящее время, но вместе с тем имеет свою давнюю историю и в разные исторические эпохи. Актуальность этого явления предельно возрастала. Для развития национального воспитания помимо экономической, территориальной, политической целостности необходимо духовное единство. Для установления этого важным фактором является уважительное отношение друг к другу всех народов, составляющих нацию.
2. Сконструированная и прошедшая апробацию система приобщения к культуре чувашского народа детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр способствует формированию целостного процесса национального воспитания в межэтническом контексте. Её значение для успешной воспитательно-образовательной деятельности состоит в том, что она позволяет педагогам ДОУ эффективно и в более короткие, чем в существующей системе национального воспитания сроки, добиваться качественных результатов развития личности на основе национальных ценностей.
3. Реализованная педагогическая деятельность по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре чувашского народа позволяет осуществлять этновоспитательный процесс в различных регионах России на основе фольклорных традиций своего региона, Она способствует интеграции региональных знаний, фольклорно-исполнительских умений, гуманистических ценностных ориентаций в содержание творческой работы.
Проведенное исследование открывает одно из перспективных направлений решения проблемы национального воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычных ДОУ. Выявленные в данной работе подходы предполагают дальнейшее теоретическое и экспериментальное исследование проблемы национального воспитания в социально-культурной деятельности для других возрастных категорий.