СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре «Сольная работа по эстрадному вокалу в студии «Соната»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре «Сольная работа по эстрадному вокалу в студии «Соната»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Сольная работа по эстрадному вокалу в студии «Соната»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


педагог дополнительного образования

Брызгалова Эльвира Ильфаковна


Выступление на семинаре «Сольная работа по эстрадному вокалу в студии «Соната»


Современная вокальная школа имеет большой опыт обучения и воспитания певцов. Однако вопрос о том, каким должно быть пение в самодеятельных школьных вокальных ансамблях, остается в настоящее время нерешенным, открытым, дискуссион­ным. Некоторые считают, что современное «микрофонное» испол­нение не требует специальной подготовки, что оно якобы основано на естественном, бытовом пении, при котором голосовой аппарат функционирует так же, как при разговорной речи. Другие утверж­дают, что эстрадное пение должно иметь свои вокальные харак­теристики.

Всеобщее увлечение форсированной громкостью, резкими электронными тембрами породило новые приемы вокализации, привело к изменению традиционных представлений о естественном диапазоне певческого голоса, эстетических критериях пения. То, что совсем недавно было доступно лишь отдельным выдающимся мастерам, ста­ло доступным самому заурядному певцу, поющему в микрофон. Таким образом, сила естественного голоса потеряла свой статус уникальности. Посте­пенно установилась определенная манера пения, характеризую­щаяся, к сожалению, девальвацией вокального звука, лишенного индивидуального тембра, не подкрепленного дыханием и работой резонаторов, не обогащенного обертонами. Доминирующим стало пение в унисон.

Среди некоторой части исполнителей распространились и как бы узаконились тенденции любительского вокала, проявляю­щиеся в пении открытым горловым звуком. В свое время Д. Б. Ка­балевский, обеспокоенный создавшимся положением писал: «Вы­дающимся певцам приходится вступать в соревнование с без­голосыми, но отважными эстрадными «звездами», пытающимися заменить отсутствующий голос — микрофоном, богатство челове­ческих эмоций — то мистическим шепотом, то истерическими воп­лями».1

Следует заметить, что микрофон действительно открыл путь на сцену певцам с посредственными голосовыми данными. Но нельзя забывать о том, что благодаря усилительным устройст­вам становятся заметными не только достоинства, но и недостат­ки певца. И здесь вывод один: пение в микрофон требует по­ставленного голоса — вокальной техники, филировки звука, чис­тоты интонации, изменения эмоциональной окраски (в зависи­мости от содержания произведений), ровного звучания по всему диапазону.

Ограниченность творческих возможностей некоторых модных эстрадных певцов, отсутствие у них вокальной культуры воспри­нимаются молодыми исполнителями как норма. Ребята копируют эстрадных звезд и тогда, как правило, поют в несвойственном им диапазоне, форсированным звуком, с пафосом, зачастую не соответствующим содержанию песни.

Крикливость при пении стала в последнее время настоящим бедствием. Она приносит большой вред неокрепшим голосам, приводит к травмированию голосовых связок юных певцов. Поэ­тому перед руководителем школьных вокальных ансамблей стоит проблема организации и проведения специальной вокальной работы с опо­рой на соблюдение певческого режима и гигиены голоса.

Голоса участников ансамбля могут быть различными по своей окраске, тембру, силе и диапазону. Однако в оценке мастерства любого певца следует руководствоваться такими его профессио­нальными качествами, как правильность звуковедения, дыхания, дикции, чистота интонирования, умение петь в ансамбле, пред­ложить свою интерпретацию исполнения, соответствующую в то же время замыслу автора, проявить актерское мастерство. Все это составляет культуру вокала и самого исполнителя. Большую роль играет личность самого певца: его внешний вид, поведение на эстраде, выражение лица, мимика, жесты. От этого во многой мере зависит его успех у публики.

Воспитание певческих навыков предполагает решение таких задач:

Развитие певческого дыхания, дикции, звукообразования, рас­ширение диапазона голоса, чистоты интонирования;

гармоническое развитие всех сторон музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, гармонического, динами­ческого);

формирование музыкально-эстетических потребностей, вкуса, идеала.

Начинающие певцы должны понять, что пение — сложный процесс, в котором участвует не только голосовой аппарат, но и слух, и дыхательные органы, и нервная система, и мышечный аппарат. Звучание голоса осуществляется при содействии горта­ни, дыхательной системы, резонаторов. Оценивая пение учеников, руководитель учитывает работу дыхательных органов, мышечной опоры, акустическую форму надгортанного пространства, органов артикуляции.

Процесс овладения вокальной техникой, т. е. приобретение умения сознательно руководить процессом фонации в зависимости от вокально-технических и художественных требований музыкального произведения, называется постановкой голоса. Поставленный голос отличается силой звучания, широтой звуко­высотного диапазона, богатством тембровых красок, культурой звукообразования; певец меньше утомляется, становится более вынослив. Певец с поставленным голосом способен при минималь­ных мышечных затратах энергии создавать максимальный акус­тический эффект. Для этого он должен найти для себя оптималь­ный рабочий режим, научиться координировать (под контролем слуха) мышечные и резонаторные ощущения. Поэтому, чтобы работа по постановке голоса была осознан­ной; нужно хотя бы вкратце познакомить юных вокалистов со строением голосового аппарата, его функционированием, с пев­ческой установкой, певческим дыханием, звукообразованием и ре­гистрами певческого голоса — головным и грудным, с понятием певческого диапазона, тембра голоса и т. п.

Здесь же мы только напомним, что формирование грудного регистра, особенно у подростков, очень ответственный момент перестройки голосового аппарата как в мутационный, так и после- мутационный период. Трудность состоит, с одной стороны, в отсут­ствии у подростка навыков управления низким регистром, что толкает его на продолжительное пение в фальцетной манере; с другой — в том, что фальцетное пение стало весьма распростра­ненной манерой исполнения в школьных вокальных ансамблях.

Фальцет, как известно, самый верхний регистр мужского пев­ческого голоса, выходящий за пределы его нормального объема и характеризующийся особой легкостью. При извлечении такого звучания голосовые связки колеблются краями, в результате чего фальцет звучит слабо, бесцветно. Границы верхних нот у певцов различны: некоторые тенора поют фальцетом, начиная от звука фа первой октавы, и таким образом расширяют диапа­зон до ре и ми второй октавы. Фальцет, благодаря усилительной аппаратуре, трансформиру­ется и приобретает своеобразный акустический колорит. Пение фальцетом используют, например, группа «Ария».

Игнорирование возможностей развития грудного регистра ме­шает становлению голосов, а также лишает ансамбль богатства естественных тембровых красок. В задачу формирования певчес­ких голосов участников ансамбля входит умелое развитие у них и головного и грудного регистров. В работе над регистрами следует избегать таких дефектов звукообразования, как горловой, фор­сированный звук, носовой призвук.

Выработка вокальной техники во многом зависит от артикуляции и дикции певца. Вокальная дикция предполагает четкое выразительное произношение слов в процессе пения и является од ним из важнейших выразительных средств. Вокальная дикция определяется гибкостью и подвижностью артикуляционного ап­парата.

С дикцией и артикуляцией теснейшим образом связано пев­ческое звукообразование. Основой его является свободный объемный звук. Важную роль в звукообразовании играет положение губ, степень раскрытия рта, а также соблюдение правильного певчес­кого дыхания. В основе вокального звука лежат вокальные гласные, которые обеспечивают непрерывность звучания певческого тона, остающегося неизменным при произношении гласных и согласных, а также их комбинаций. В связи с этим в пении все гласные звуки должны быть протяжными; согласные же наоборот — активными, краткими. Мелодическая непрерывность, певучесть и достигается тем, что согласные произносятся быстро и присоединяются к последующей гласной.

Процесс развития певческого голоса непосредственно связан с дыханием. Правильное певческое дыхание определяет, силу и длительность звука, качество звукообразования, тембровые крас­ки. В зависимости от того, какие органы наиболее активны в процессе дыхания, различаются типы дыхания: грудное, брюшное и смешанное или нижнереберно-диафрагматическое.

Грудное дыхание осуществляется за счет расширения и подня­тия верхней части грудной клетки; живот при этом втягива­ется, ключицы, а иногда и плечи заметно поднимаются. При таком дыхании певцу, особенно подростку, не хватает воздуха для пения длинных фраз. Оно неприемлемо для пения и потому, что при подъеме верхней части грудной клетки мышцы шеи испыты­вают напряжение, что затрудняет свободное движение гортани.

В работе с учащимися необходимо приложить максимум усилий для выработки у них нижнереберно-диафрагматического типа дыхания, который наиболее практичен и прост. Сущность его состоит в том, что в работу активно включаются грудная клетка и диафрагма. При вдохе расширяется нижняя часть грудной клетки и вместе с ней живот. Это обеспечивает и накопление большого запаса воздуха, необходимого для фрази­ровки. Начинающим певцам очень важно прививать навыки пра­вильного дыхания — активного вдоха и плавного выдоха. Вдох де­лается одновременно через нос и рот бесшумно и глубоко. Выдох идет равномерно на расслабленных мышцах диафрагмы до окон­чания музыкальной фразы. Грудная клетка находится во время пения в положении вдоха. Это обеспечивает, опору звука. Чтобы избавиться от привычек грудного дыхания, можно предложить такое упражнение: сесть на стул, опустить руки, свободно взять­ся за края сиденья, сделать глубокий вдох, не поднимая плеч. Упражнение повторить несколько раз, контролируя свои ощу­щения.

Навыки певческого дыхания усваиваются постепенно, в про­цессе певческой деятельности. Но с самого начала необходимо познакомить ребят со следующими правилами:

не набирать слишком много воздуха, так как при его излишнем запасе трудно хорошо организовать атаку звука и плавное голосоведение;

не начинать звукообразование без достаточной дыхательной под­держки;

после умеренно глубокого вдоха следует сделать его задержку, в противном случае расходуется много воздуха и звук теряет свою силу и упругость;

распределение дыхания должно быть равномерным до конца фразы;

по окончании фразы из­лишек воздуха выдохнуть прежде, чём начать новый вдох. Уме­ние анализировать свои дыхательные ощущения и по ним контро­лировать звукообразование очень важно для певца.

Вокально-технические навыки в совокупности являются сред­ством художественной выразительности, поскольку помогают пев­цу воплотить авторский замысел, передать идейно-художествен­ное содержание вокального произведения. Вырабатываются они с помощью определенных упражнений и закрепляются в процессе работы над вокальным произведением.

Каждый певческий навык формируется путем выполнения специальных упражнений. Однако нельзя строить вокальную ра­боту как работу только по приобретению отдельных навыков, по­скольку при этом не будет необходимой связи и координации с другими. В то же время нельзя учить сразу всему, не закреп­ляя отдельных элементов звукообразования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!