МАЙСКОЕ КАЗЁНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 1 Г. МАЙСКОГО»
Семинар на тему:
Выступление:
Зав.кафедрой
учителей начальных классов
Бондаревская Н.Д.
2021 г.
Сотрудничество как главное условие успешного наставника и молодого педагога.
В каждом человеке – солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ
Начало педагогической карьеры традиционно считается наиболее ответственным этапом в процессе профессионального становления учителя. О важности данного этапа и о пристальном внимании к профессиональной адаптации молодого педагога в сегодняшней системе образования говорит существование специальных форм поддержки, одной из которых является наставничество.
В условиях динамичных изменений мира роль менторинга (англ. – mentoring, русс, синоним – наставничество) все более возрастает, делая его современной формой эффективного обучения и всесторонней поддержки молодого специалиста без отрыва от работы.
Система наставничества – представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательной среде.
Как же добиться эффективного наставничества? Во-первых, эта работа должна вестись планомерно, системно и систематически, иметь конкретную практическую цель – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Достижение этой цели и будет являться реальной пользой для образовательного учреждения.
Основными задачами наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
приобщение молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой понимается устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединение их вокруг традиций ОУ.
Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: молодого или малоопытного специалиста, самого наставника и ОУ.
Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности начинающего педагога.
Наставничество в нашей школе мы рассматриваем как постоянное взаимоотношение нового учителя с представителями педагогического сообщества, которое осуществляется в первый год вхождения нового учителя в профессию. Причем это двусторонний процесс, где молодой специалист выступает в роли субъекта отношений, что в первую очередь повышает его самооценку, и вырабатывает ощущение значимости как специалиста для школы.
Наставник должен быть психологически настроен на работу со своим молодым коллегой и обладать навыками консультирования и оценивания. Важно при этом быть открытым и готовым к диалогу, понимать потребности и образ мыслей молодого учителя, обладать терпением и спокойствием, а также быть примером для молодого учителя в отношениях с учащимися, с учительским сообществом и с родителями.
Одно из важнейших качеств, которое характеризует профессионально-педагогическую компетентность педагога - инициатива. И выработать ее у молодого специалиста можно только в результате совместной деятельности, которая состоит из следующих этапов:
Прогностический (адаптационный): определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий молодого специалиста, диагностика профессиональных затруднений, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.
Практический (проектировочный): определение темы по самообразованию, корректировка профессиональных умений молодого специалиста, помогает выстроить ему собственную систему самосовершенствования.
Аналитический (контрольно-оценочный): определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:
наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником;
настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;
Поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!
(Конечно этот процесс очень взаимообучащий, я тоже многому учусь у молодых кадров)
Желательно, чтобы в профессиональном становлении молодых учителей принимал участие весь педагогический коллектив гимназии, а не только закрепленные за ними учителя-наставники. Для этого необходимо использовать все многообразие форм организации учебной деятельности:
коллективная работа (педсоветы, семинары, конференции, «день молодого педагога),
групповая (групповое консультирование, дискуссии, деловые игры),
индивидуальная (индивидуальные консультации, практические занятия)
Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, необходимо выяснить, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя, или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация наставник должен быть терпеливым и целеустремленным.
Сопровождая адаптацию молодого педагога, он применяет наиболее эффективные формы наставничества: взаимопосещение уроков, анализ ситуаций, развивающих деловую коммуникацию, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли, умение делать рефлексионый анализ.
Таким образом, анализируя опыт своей работы можно сформулировать основные выводы формирования эффективной системы наставничества:
(я должна хотеть этим заниматься)
морально-психологический контакт наставника и подшефного, психологическая комфортность;
личный положительный пример наставника;
(я должна быть готова к посещению уроков; показать журнал, планы, рабочие программы )
уважительное отношение к мнению молодого специалиста, корректность;
(а мнение всегда отличаются)
Опыт показывает, что поэтапная систематическая работа позволяют достигать поставленных целей - высокого уровня адаптации и профессионального роста молодых педагогов.
В процессе осуществления руководства молодым специалистом, мною выполняются следующие функции:
определяю методику обучения молодого специалиста, отмечаю его сильные и слабые стороны;
выявляю основные профессиональные трудности, испытываемые подопечным;
демонстрирую стороны профессионального взаимодействия;
подбираю основные формы, методы и средства профессиональной поддержки;
(Первый год я дала готовые рабочие программы и весь материал, а на следующий учебный год мы уже вместе будем работать над документацией)
Поддержка молодых учителей в адаптационный период осуществляется различными средствами. Наиболее распространенными являются:
включение их в деятельность кафедры учителей начальных классов;
приобщение молодых специалистов к проведению открытых уроков, в рамках декады учителей начальных классов;
участие в педагогических мероприятиях, мастер-классах, тренингах.
Итоги работы с молодым специалистом, как правило, фиксируются ежегодно в отчёте по самообразованию, который хранится в портфолио учителя. На основе отчёта проходит обсуждение с молодым специалистом об особенностях его профессиональной деятельности, и даются рекомендации по её дальнейшему совершенствованию, способствуя тем самым адаптации специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.
Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:
учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации своей учебной деятельности;
проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;
показатели качества стабильные.
При завершении периода становления составляется заключение, в котором определяется эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.
От того, насколько успешно пройдет адаптация молодого педагога в школе, зависит очень многое, в частности, качество его работы, желание развивать свое профессиональное мастерство, мотивация к работе и в целом желание остаться в профессии или сменить ее. По имеющейся в разных странах статистике, от 10 до 50 процентов учителей уходят из профессии в первые пять лет работы.