Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Мыльникова Ирина Владимировна,
педагог-организатор
Выступление на семинаре «Сторисек как форма продвижения экологической литературы для детей дошкольного возраста»
В настоящее время в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда малышей сложно увлечь чтением, педагоги прибегает к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей их родителей к книге. Существуют различные примеры, методы технологии и проекты, которые способствуют развитию интереса к детской книге и культуре чтения у детей их родителей.
Сегодня перед воспитателем в детском саду стоит трудная задача: напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формируют и его речь, и языковую культуру, сеет маленькую душу первые ростки нравственности.
Я, предлагая вам познакомится с многогранным и многофункциональными методами «Сторисек».
В переводе с английского «Сторисек» – мешок историй. Метод был разработан 1994 году в Великобритании. Основал Сторисек Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл считает, что сначала нужно решить «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать!»
Идея Сторисек заключается в продвижении детского чтения и обеспечения дошкольного всеми необходимыми средства для получения удовольствия от совместного с взрослыми чтения книг.
Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в несколько этапом:
Подготовительный этап:
Определяется произведение детской художественной литературы которому посвящается «Сторисек»-например «Колобок».
Критерии отбора книги:
– Качественные иллюстрации.
– Произведение удобное для громкого чтения.
– Доступный и интересный уровень книги для детского восприятия.
– Любимая книга детей.
– Книга рекомендуется родителями (педагогами, книжными магазинами)
Подготавливается мешок для комплекта материалов (его можно украсить вместе с детьми)
Подбираются остальные компоненты для комплекта:
– Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
– .Научно-популярная книга на тему близкую к художественному произведению (энциклопедия животных, например, аудиокнига или DVD диск).
– DVD –диск с мультфильмом по произведению (при наличии).
– Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать:(расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного чтение, связной речи, социальных навыков, самоуверенности).
Например, литературными играми такие как: «Допиши рассказ», «Крокодил» – с помощью мимики и пантомимы изобразить героев произведения, «Найди пословицу». Возможна организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, использование настольных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
Основной этап
Работа с художественными произведениями:
– Работа с книгой предлагает громкие чтение в группе детей.
– Организовывайте диалог (до, вовремя, и после прочтения книги).
– Обсудите с детьми:
Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрацию?
Кто/что вам больше всего нравится в книге?
Случалось, ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге?
Расскажите. Какие слова, события повторялись в книге?
Используйте и другие вопросы.
– Иногда просите детей следить пальцем по тексту во время вашего чтения книги или после.
– При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
– Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
– Попросите детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения.
– Поговорите о реквизите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать.
– Заостряйте внимание на буквах. Спрашивайте детей, с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова.
– Почитайте книгу по ролям. Заострите внимание на навыках: изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.
Работа с аудиокнигой
Организуйте коллективное прослушивание аудиокниге с одновременными (предваряющим) завершением коллективным рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки новой обложки к книге и пр.