Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Центр Образования № 43
Выступление на Школьном Методическом Объединении
" Воспитание моральных качеств учащихся во внеклассной работе"
Подготовила выступление
учитель начальных классов
Смирнова Мария Викторовна.
Л.Н. Толстой:«Из всех наук,
которые должен знатьчеловек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла
и как можно больше добра».
Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. «Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.
Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»
И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»
«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.»
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская — «это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник — уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.»
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.
«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»
Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
— «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».
— Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
— Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
— Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
— Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
— Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.»
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование у младших подростков сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Основные задачи нравственного воспитания: «1.формирование нравственного сознания; 2.воспитание и развитие нравственных чувств; 3.выработка умений и привычек нравственного поведения. »
«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.»
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.»
Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Благодаря этому моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл..
Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой.» Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.
«Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно — чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.»
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.
Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше время сохранить в маленьком человеке чистоту восприятия мира, посеять в его душе семена добра и сострадания? Психологи отмечают, что младшие школьники способны как губка впитывать все новое, что именно в это время у них формируются важнейшие психические функции. Нам, учителям, важно не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях природные задатки, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести свое место в социуме.
Категория «ценность» - одна из ключевых в современной общественной педагогической мысли. Нравственные ценности, которые действуют в любом обществе, доброта и милосердие, мужество и скромность, справедливость и толерантность.
К работе над проблемой развития у детей способностей к нравственному самоопределению меня подтолкнуло то, что наше подрастающее поколение, к сожалению, утрачивает ряд нравственных качеств. Нравственное формирование личности младшего школьника предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, гражданственности, интернационализма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Необходимые условия нравственного воспитания таковы:
-направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве;
-включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность;
-создание ситуации самостоятельного нравственного выбора;
-гуманный стиль отношения педагога к детям определяет развитие гуманистических взаимоотношений детей в коллективе.
Академик Б.Т. Лихачев выделяет ряд критериев нравственной воспитанности.
От младших школьников требуется:
знать гимн, гордиться своей Родиной;
уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, обслуживать себя, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;
любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;
дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверить и которого никогда не подведешь;
трудиться с пользой для себя и людей на садовом и пришкольном участках, в школе, на уроках труда;
бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;
помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;
творчески относиться к самостоятельной работе на уроке, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, участвовать в инсценировках.
В младшем школьном возрасте у детей закрепляются привычки культурного поведения, интенсивно накапливаются знания о нравственных нормах. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зрения прилежания и успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей.
.Основные формы внеклассной деятельности по нравственному воспитанию детей: игры, экскурсии, классные часы, этические беседы, занятия клубного типа.
Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных отношений. Задача учителя - внимательно наблюдая за детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся их взаимоотношения, и активно воздействовать на формирование гуманных отношений. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким, застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских отношений, симпатий. К сожалению, наши дети всё реже играют в подвижные и ролевые игры, отдавая предпочтение компьютерным, что лишает воспитателя возможности в полной мере использовать это действенное средство нравственного воспитания. В своей практике я использую подвижные игры в группе продленного дня, на экскурсиях, при проведении различных внеклассных мероприятий.
Развитию нравственных взаимоотношений в классном коллективе способствуют ролевые поручения учащимся. Эти поручения обязательно меняются, чтобы каждый ребенок смог поучаствовать в различных делах класса и выбрать занятие по душе.
Экскурсии - важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь).
В своей работе я использую разные виды экскурсий.
Экскурсии в природу. Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Традиционно провожу осеннюю, зимнюю и весеннюю экскурсии в школьный парк, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал. Очень любят мои ребята ходить в мини-походы, составляя команды по интересам. Такие поездки в лес способствуют экологическому воспитанию учащихся. Наблюдая за природой, ребята в дальнейшем с удовольствием принимают участие в школьных акциях «Кормушка», «Помощь приюту животных» и городских - «Экологическая почта», «Марш парков». Экскурсии, знакомящие с трудом людей. Часто мы с ребятами посещаем краеведческий музей. Экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и хорошеет наш город. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма. Экскурсии в Центр детского творчества. Большинство моих учеников посещают кружки и студии (внеучебная занятость - 80%). Мы с удовольствием ходим на выставки и концерты. Экскурсии в детскую и школьную библиотеки. Библиотечные уроки, конкурсы, выставки, юбилеи - все эти мероприятия способствуют нравственному воспитанию учащихся.
Очень важно, чтобы в начальных классах с детьми проводились беседы о морали - этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Тему для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: «Друга ищи, а нашел - береги», «Говорить легко - делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками.
Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов я стараюсь подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.
Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности и систематичности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и поведения, участия школьников в общественной жизни и отношениях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Класс насчитывает 26 человек. Была проведена практическая работа в классе, соответствующая проблеме «Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе». Я наблюдала за детьми, мы делали с детьми разнообразные задания, так же я провела классные часы. Классные часы были посвящены нравственному воспитанию. Тема классного часа была следующая: «Помогай окружающим людям». Цель: научить ребят взаимопомощи, поддержки, уважению друг к другу, воспитание культуре межличностных отношений. На классном часе мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии, делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом классный час прошел хорошо. На предложенные ситуации «Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, отпереть кабинет, раздать тетради, листы, книги», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегда предлагаю свою помощь учителю» (ответили 20 человек). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор». Девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходила в культурной форме, с извинениями и т.д… ребята хорошо знали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о морали, об этикете, о безнравственных поступках и т.д. Я, как классный руководитель, удаляю много времени на нравственное просвещение ребят (походы в театр, проведение классных часов, мероприятий и т.д). На втором классном часе мы разбирали такую
тему: «Взаимное уважение». Цель: научить ребят взаимному уважению друг кдругу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностныхотношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита». Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правела этикета и умеют применять полученные знания. Я так же участвовала в дискуссиях, помогала ребятам, акцентировать их внимание на той или иной ситуации, так же просила ребят вспомнить некоторые правила этикета. Я попросила ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки. Главная цель любого учителя в воспитании детей - это воспитание культуры межличностных отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Моя главная задача, как классного руководителя,есть в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между собой, уважать мнения друг друга. Если дети научатся общаться друг с другом, уважать чужое мнение в классе, то они перенесут эту модель поведения и во внешний мир.
На мой взгляд всегда нужно проводить работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я пришла к выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют:
Личный пример учителя;
Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности, органического единства нравственного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания младших подростков достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и, умение владеть собой.
Нравственное воспитание младших подростков должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрестичувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Важное значение для нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, внеклассных занятиях.