Проектирование педагогом учебного процесса в информационной образовательной среде требует иных подходов не только к планированию новых образовательных результатов, но и к отбору содержания обучения, методов и форм организации учебного процесса. Важно заметить, что содержание обучения, нацеленное на получение конкретного образовательного результата, становится средством достижения этого результата. Рассмотрим классификацию видов учебной деятельности, которые можно использовать на уроке в современной информационной образовательной среде, применяя мультимедийное оборудование, интерактивные доски, разнообразные электронные образовательные ресурсы, а также образовательные ресурсы Интернета. В основу разделения приведённых в перечне видов учебной деятельности положены следующие признаки: источник получения информации и формирование образовательного результата. В первой группе таким источником получения информации является слово; во второй — образ, визуальное ощущение; в третьей — практическое действие (см. табл.). Классификация видов учебной деятельности, используемых в информационной образовательной среде | | Классификация видов деятельности | Виды деятельности | Виды деятельности со словесной основой Контент-анализ выступлений одноклассников | Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР) Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы) Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др. Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации Решение задач | Виды деятельности на основе восприятия образа | Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов Участие в телеконференциях Наблюдение за демонстрациями учителя Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений Анализ графиков, таблиц, схем | Виды деятельности с практической основой | Постановка опытов для демонстрации классу Постановка фронтальных опытов Выполнение фронтальных лабораторных работ Выполнение работ практикума Разработка новых вариантов опыта Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных Проведение исследовательского эксперимента Моделирование и конструирование Решение экспериментальных задач Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности | | | Конечно, этим списком многообразие видов учебной деятельности не исчерпывается. Задача учителя — искать и находить новые, более эффективные в современной информационной образовательной среде виды деятельности учащихся, ориентированные на достижение современных образовательных результатов. Важно понимать, что вся учебная деятельность должна быть представлена как система неких учебных задач. Они даются в определённых учебных ситуациях и предполагают определённые учебные действия — предметные, контрольные, вспомогательные и т. д. Для описания, конкретизации учебной деятельности в процессе изучения определённого предмета можно выделить понятие учебной ситуации. Учебная ситуация может рассматриваться как организация учебной деятельности, в которой обучаемые (возможно, при помощи учителя) не только обнаруживают предмет своего действия, но и решают конкретные задачи, направленные на выработку ключевых компетенций (сравнение, установление взаимосвязей, определение причин и следствий, решение противоречий и др.). В ходе отбора видов учебной деятельности учитель может опираться на следующую классификацию типов учебных ситуаций для построения учебного процесса в информационной образовательной среде: ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение) ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить своё адекватное решение ситуация-тренинг — образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или решить ситуацию). Кроме того, на учебных занятиях возможны: классическая ситуация — даётся чёткое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной; учащиеся должны самостоятельно вычленить из её контекста вопрос, по поводу чего им следует принять решение живая ситуация — берётся событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту — учащимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение. По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной. Оба вида этих ситуаций представлены в обучении, но организация второй требует от учителя больших усилий. Создание проблемной ситуации предполагает наличие проблемы (задачи), т. е. соотношения нового и известного (данного), учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности решать эту задачу. На этапе формирования у учащихся целостного подхода к процессу решения учебных ситуаций особое внимание следует уделять отработке отдельных действий посредством специально подобранной системы упражнений. В неё могут быть включены упражнения, которые нацелены на установление смысловой связи между исходными данными, на поиск необходимых данных, разработку «сюжета» учебной ситуации, сравнение и выбор рационального решения из предложенного набора решений, на структурный анализ ситуации, установление факта ошибки, определение причины ошибки и т. п. ситуация-иллюстрация — прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная Несмотря на разнообразие трактовок, можно сделать общий вывод о том, что учебные ситуации, содержащие в себе условия, противоречия, в которых развивается учебная деятельность школьников, требующие конкретного разрешения, но не имеющие однозначного решения, могут являться структурным элементом учебного процесса в информационной образовательной среде. Методы: и примемы Метод в педагогике – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач. Прием в педагогике – практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности [3]. Выбор метода обучения зависит: от общих целей образования, воспитания и развития обучающихся и ведущих установок современной дидактики от особенностей изучаемого предмета от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов от цели, задач и содержания материала конкретного урока от времени, отведенного на изучение того или иного материала от возрастных особенностей обучающихся от уровня подготовленности обучающихся (образованности, воспитанности и развития) от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств [5]. Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагог стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности обучающихся. |