СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО естественно -математического цикла по теме: «Подбор видов учебной деятельности и методов обучения, соответствующих запланированным образовательным результатам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Проектирование педагогом учебного процесса в информационной образовательной среде требует иных подходов не только к планированию новых образовательных результатов, но и к отбору содержания обучения, методов и форм организации учебного процесса. Важно заметить, что содержание обучения, нацеленное на получение конкретного образовательного результата, становится средством достижения этого результата. Рассмотрим классификацию видов учебной деятельности, которые можно использовать на уроке в современной информационной образовательной среде, применяя мультимедийное оборудование, интерактивные доски, разнообразные электронные образовательные ресурсы, а также образовательные ресурсы Интернета.  

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО естественно -математического цикла по теме: «Подбор видов учебной деятельности и методов обучения, соответствующих запланированным образовательным результатам»»

Выступление на тему: «Подбор видов учебной деятельности и методов обучения, соответствующих запланированным образовательным результатам»

Подготовила: учитель физики

Данильченко Елена Сергеевна


Проектирование педагогом учебного процесса в информационной образовательной среде требует иных подходов не только к планированию новых образовательных результатов, но и к отбору содержания обучения, методов и форм организации учебного процесса. Важно заметить, что содержание обучения, нацеленное на получение конкретного образовательного результата, становится средством достижения этого результата. Рассмотрим классификацию видов учебной деятельности, которые можно использовать на уроке в современной информационной образовательной среде, применяя мультимедийное оборудование, интерактивные доски, разнообразные электронные образовательные ресурсы, а также образовательные ресурсы Интернета.

В основу разделения приведённых в перечне видов учебной деятельности положены следующие признаки: источник получения информации и формирование образовательного результата. В первой группе таким источником получения информации является слово; во второй — образ, визуальное ощущение; в третьей — практическое действие (см. табл.).

Классификация видов учебной деятельности, используемых в информационной образовательной среде



 Классификация видов деятельности  

 Виды деятельности

Виды деятельности со словесной основой Контент-анализ выступлений одноклассников

Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР) Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации 
Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы) 
Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др. 
Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации
Решение задач


Виды деятельности на основе восприятия образа

Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов

Участие в телеконференциях

Наблюдение за демонстрациями учителя

Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений

Анализ графиков, таблиц, схем

Виды деятельности с практической основой

Постановка опытов для демонстрации классу

Постановка фронтальных опытов

Выполнение фронтальных лабораторных работ

Выполнение работ практикума

Разработка новых вариантов опыта

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных

Проведение исследовательского эксперимента

Моделирование и конструирование

Решение экспериментальных задач

Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности

 


Конечно, этим списком многообразие видов учебной деятельности не исчерпывается. Задача учителя — искать и находить новые, более эффективные в современной информационной образовательной среде виды деятельности учащихся, ориентированные на достижение современных образовательных результатов.
Важно понимать, что вся учебная деятельность должна быть представлена как система неких учебных задач. Они даются в определённых учебных ситуациях и предполагают определённые учебные действия — предметные, контрольные, вспомогательные и т. д. Для описания, конкретизации учебной деятельности в процессе изучения определённого предмета можно выделить понятие учебной ситуации.  Учебная ситуация может рассматриваться  как организация учебной деятельности, в которой обучаемые (возможно, при помощи учителя) не только обнаруживают предмет своего действия, но и решают конкретные задачи, направленные на выработку ключевых компетенций (сравнение, установление взаимосвязей, определение причин и следствий, решение противоречий и др.).


В ходе отбора видов учебной деятельности учитель может опираться на следующую классификацию типов учебных ситуаций для построения учебного процесса в информационной образовательной среде:

  • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение)

  • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, а затем предложить своё адекватное решение

  • ситуация-тренинг — образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или решить ситуацию).

Кроме того, на учебных занятиях возможны:

  • классическая ситуация — даётся чёткое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной; учащиеся должны самостоятельно вычленить из её контекста вопрос, по поводу чего им следует принять решение

  • живая ситуация — берётся событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило

  • действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту — учащимся предлагаются ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение.


По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной. Оба вида этих ситуаций представлены в обучении, но организация второй требует от учителя больших усилий. Создание проблемной ситуации предполагает наличие проблемы (задачи), т. е. соотношения нового и известного (данного), учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности решать эту задачу.

На этапе формирования у учащихся целостного подхода к процессу решения учебных ситуаций особое внимание следует уделять отработке отдельных действий посредством специально подобранной системы упражнений. В неё могут быть включены упражнения, которые нацелены на установление смысловой связи между исходными данными, на поиск необходимых данных, разработку «сюжета» учебной ситуации, сравнение и выбор рационального решения из предложенного набора решений, на структурный анализ ситуации, установление факта ошибки, определение причины ошибки и т. п.

  • ситуация-иллюстрация — прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная Несмотря на разнообразие трактовок, можно сделать общий вывод о том, что учебные ситуации, содержащие в себе условия, противоречия, в которых развивается учебная деятельность школьников, требующие конкретного разрешения, но не имеющие однозначного решения, могут являться структурным элементом учебного процесса в информационной образовательной среде.

Методы: и примемы
Метод в педагогике 
– это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.
Прием в педагогике – практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности [3].


Выбор метода обучения зависит:

  • от общих целей образования, воспитания и развития обучающихся и ведущих установок современной дидактики

  • от особенностей изучаемого предмета

  • от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов

  • от цели, задач и содержания материала конкретного урока

  • от времени, отведенного на изучение того или иного материала

  • от возрастных особенностей обучающихся

  • от уровня подготовленности обучающихся (образованности, воспитанности и развития)

  • от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств

  • от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств [5].

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагог стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности обучающихся.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!