СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО «Филология»: «Подготовка учащихся с низкими учебными возможностями к сжатому изложению и сочинению»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО «Филология»: «Подготовка учащихся с низкими учебными возможностями к сжатому изложению и сочинению»»

Сафронова Ксения Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ ПГО «Ощепковская средняя общеобразовательная школа»


Выступление на ШМО «Филология»: «Подготовка учащихся с низкими учебными возможностями к сжатому изложению и сочинению»


1 слайд Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к их обучению.

  2 слайд Сжатое изложение - самая сложная часть экзамена, а именно чтение текста незнакомцем. Выпускнику сложно воспринять на слух «чужой» голос. Что делаю я в этом случае? Периодически использую технические средства с 5 класса. Практика показывает, что это производит эффект адаптации. И не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.

Например, в 5 классе после прочтения повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» вывела учащихся на диалог об искусстве, используя аудиотекст о настоящем искусстве. В 8 классе после прочтения и анализа рассказа Паустовского К.Г. «Телеграмма» использовала аудиотекст «Мама».

Таким образом, дети постепенно привыкают к голосу диктора и учатся воспринимать текст на слух. В самом начале работы с аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на 2. К середине 8-го класса прослушивание текста строго идёт 2 раза. Ещё один важный момент. С критериями оценивания нужно детей знакомить как можно раньше, примерно в 7-8 классах.

3слайд Все критерии, а также инструкция написания изложения вклеены в тетрадь по развитию речи.

Следующая трудность, с которой сталкиваются выпускники – это необходимость компрессии текста. Выделяют три основных способа сжатия текста: (4слайд) 1) исключение (5слайд) 2) обобщение (6 слайд)3)замена.

7-13 слайды Примеры заданий (на слайде).

14 слайд Умению пересказывать нужно учить постоянно и систематически. Можно использовать такую методику, начиная с 5 класса. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. На эту работу обычно отводится 5-8 минут.

(включить аудиозапись).

Затем выдается текст каждому учащемуся и проводится работа по сжатию текста. (включить видео)

Умение сформулировать вопросы к тексту также способствует работе по пониманию текста. Такую работу начинаю в 6-7 классе.

15 слайд Сочинение 15.3

Третья часть – написание небольшого по объёму сочинения – выполняется на основе печатного текста, с которым обучающиеся работали, выполняя тестовые задания. При написании сочинения-рассуждения ученик должен обязательно опираться на содержание исходного текста, но не пересказывать его.

16 слайд Обучающиеся должны чётко представлять себе композицию сочинения – рассуждения.

17-22 слайд Учащимся на уроках предлагается разнообразная работа, где в виде вопросов, заданий, в форме продолжить предложения или ,наоборот, вставить недостающие элементы в композиции сочинения и т.п. также эффективной формой является и работа над ошибками, когда учащиеся работают с текстами своих одноклассников и находят и исправляют ошибки.

23 слайд. Некоторые формы представлены на слайде.

Ученикам предлагаются клише, которые можно использовать в работе.

В период обучения сочинению-рассуждению эффективными являются групповые технологии.

Можно построить работу над сочинением – рассуждением таким образом: распределяются обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, 3- пишет заключение. Когда работа готова, класс предъявляет наработанное. Затем выбирается лучший вариант каждой части сочинения. В дальнейшей работе от текста к тексту роли учеников должны меняться. Так постепенно все ученики учатся работать над каждым этапом сочинения. Также отрабатываются умения разделения текста на абзацы.

Подготовка к данному заданию также идёт и на уроках литературы, когда нужно дать ответ на вопросы типа «Почему ты считаешь…», «Зачем герой так сделал…», «За что я осуждаю…», «Урок герою..», « и т.п., дать письменный ответ на вопрос «Понравился ли рассказ и почему?», «Мой любимый герой?» «Моё любимое стихотворение». В таких случаях призываю детей добавлять пример из жизненного опыта. Такие задания развивают речь, творческие способности, расширяют кругозор, пополняют словарный запас, учат писать сочинения-рассуждения, решают не одну воспитательную задачу.


24 слайд Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!