СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО Гуманитарных дисциплин. Тема: «Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Обмен опытом.»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Обмен опытом.»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО Гуманитарных дисциплин. Тема: «Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Обмен опытом.»»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Пересвета





























Выступление на ШМО

Тема: «Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Обмен опытом.»









Учитель: Архипова Екатерина Сергеевна,

I квалификационной категории





2017





После отмены традиционной формы экзаменов и введением ЕГЭ, а затем и ГИА (ОГЭ), мне, как и многим другим учителям обществознания, пришлось искать новые способы по подготовке учащихся к экзамену. В итоге используя и классические походы в плане подготовки выпускников, так и учитывая новые веяния, мне в определённой степени удалось сформировать свою систему подготовки к итоговой аттестации.

На уроке. Проектно-исследовательская деятельность, её задачи могут классифицироваться по самым разным основаниям – по времени, количеству участников, междисциплинарным связям и др.. Задачи проектно-исследовательской деятельности по времени могут быть долгосрочными (реализация на протяжении нескольких уроков) и краткосрочными (реализация на одном уроке).

Механизм осуществления долгосрочных проектов включает в себя классическую схему проектно-исследовательской деятельности – пять «П»:

- постановка проблемы;

- проектирование (планирование);

- поиск информации;

- продукт;

- презентация.

В данном случае учащиеся последовательно проходят все этапы на протяжении нескольких занятий, с включением самостоятельной работы во внеурочное время. Рассмотрим несколько примеров, позволяющих использовать проектно-исследовательские технологии для подготовки к государственной итоговой аттестации.

Многие из экзаменационных заданий можно отработать с помощью исследовательской и проектной деятельности. Например, проведение социологических опросов позволяет отработать необходимые навыки для решения экзаменационных заданий на анализ социальных реалий, заданий с графиками и диаграммами. В 6 классе при изучении темы «Наука и образование» проводим исследование – небольшой социологический опрос, выстраиваем таблицу с результатами, делаем выводы. Учащимся предлагается опросить в течение недели не менее десяти человек.

\







После выполнения подобных проектно-исследовательских работ как правило задания на анализ статистической информации, графиков, диаграмм у учеников, сдающих экзамены, не вызывают особых затруднений.

Но чаще всего возможна реализация краткосрочной проектно-исследовательской деятельности в рамках одного отдельно взятого урока, так называемые мини-проекты. Например, при изучении темы «Формы государства» возможна такая работа, как составление классификации форм государства по критериям, определяемым самими учениками. В данном случае исследовательская деятельность носит фрагментарный характер и уместна на отдельном этапе урока.

Учащиеся могут разбиться на пары или группы (возможна и индивидуальная работа) с распределением ролей в них. Конечным продуктом должно быть не только составление классификации, но и заданий экзаменационного типа к ней. Например, заданий на установление соответствия, или определение лишних терминов. Может быть составлено задание следующего типа – в приведённом ниже списке форм правления определите два лишних термина:

1) Абсолютная монархия; 2) конфедерация; 3) парламентская республика; 4) дуалистическая монархия; 5) демократия; 6) полупрезидентская республика.

В целом возможен следующий алгоритм использования проектно-исследовательских технологий на уроках для подготовки к ГИА:

- определение наиболее важных тем, подлежащих повторению и закреплению;

- определение целей, задач, характера деятельности (урок-исследование, лабораторная работа и др.);

- осуществление проектно-исследовательской деятельности.

Внеурочная деятельность. В рамках внеурочной деятельности проектно-исследовательская работа является серьёзной помощью в подготовке к экзамену. Результативное участие учащихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах невозможно без исследовательской деятельности. В данном случае проектно-исследовательская деятельность выступает не только как технология, но и как содержание.

Совместная с учеником постановка проблемы, проектирование по её решению формируют универсальные учебные действия целеполагания, структурирования своей деятельности, отбора информации, необходимых для составления основных тезисов эссе.
На теоретическом этапе предполагается определение основных терминов, понятий, аргументов, которые можно использовать для выполнения поставленной цели. Здесь моя основная задача – консультирование, помощь в отборе необходимой информации, а также, осуществление ненавязчивого контроля за деятельностью учащегося.

Большое внимание уделяется анализу различных данных из правовых источников (Конституция РФ), средств массовой информации, прежде всего, Интернета.

Практический этап исследования подразумевает использование основных инструментов исследования – наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

Особенно хочется отметить в данном контексте проведённый ученицей социлогический опрос, посвящённый работе местного самоуправления. Данные опроса были включены в качестве аргументов в эссе.
Завершающим в данном случае явилось оформление проекта – эссе

. Аналогичная деятельность по участию в различных мероприятиях внеурочного характера позволяет дополнительно усовершенствовать навыки учащихся, необходимые для решения экзаменационных заданий разного уровня (Пример: мероприятие «Служить России» С 11 классом.

Алгоритм работы в этом направлении может быть следующим:

- определение мероприятий, в которых можно задействовать проектно-исследовательскую деятельность;

- определение учащихся, способных к такой деятельности;

- осуществление деятельности, подготовка и участие;

- подведение итогов, корректировка ошибок.





















Интернет-ресурсы. Доступный интернет в последние годы играет не последнюю роль в подготовке учащихся. Проблема в привлечении интернет-ресурсов заключается в том, что учащиеся чаще всего работают с ними бессистемно, перескакивая с одного на другое, выполняя более простые задания, не останавливаясь на более сложных.

А между тем возможности интернет-ресурсов достаточно велики, необходимо только направить энергию учащихся в нужное русло. С этой целью с начала учебного года учеников выпускных классов, да и более младших классов, приучаю правильно использовать возможности интернета.

Интернет предоставляет огромное количество разнообразных ресурсов, содержащих сведения об экзаменах. Но для полноценной подготовке к ГИА особенно важны официальные ресурсы как источники новой важной информации о проведении экзамена в организационном, теоретическом, практическом плане. Зачастую учащиеся не могут самостоятельно выбрать нужные им сайты, затрудняются в поиске необходимой им информации, а иногда и не подозревают о её существовании.

С этой целью акцентирую внимание обучащихся на том, что необходимую информацию по подготовке к экзамену они могут получить либо на моём личном сайте, либо на школьном сайте. На моём сайте размещены демоверсии, спецификации, кодификаторы текущего учебного года, другие вспомогательные материалы.

Соответственно алгоритм работы с интернет-ресурсами заключается в следующем:

- консультации с учащимися;

- самостоятельная работа учащихся;

- корректировка деятельности учащихся.

Не стоит забывать и о том, что и для самого учителя интернет является зачастую незаменимым помощником при организации подготовки к экзамену. Используются, в разумных пределах, и видеоуроки, широко представленные в сети.

Плюсы использования интернет-ресурсов при подготовке к ГИА:

- источник получения информации об экзамене;

- возможность самостоятельной работы;

- онлайн-тестирование с последующим разбором ошибок.

Минусы использования интернет-ресурсов при подготовке к ГИА:

- затруднения при отборе нужной информации;

- чрезмерная увлечённость подготовки в интернете;

- бессистемный характер работы детей в интернете.

Дистанционное обучение. В последние годы данная форма обучения становится очень популярной в связи с некоторыми преимуществами, в том числе и в плане подготовки к экзамену. Дистанционное обучение подразумевается в следующих случаях:

- индивидуальные консультации с обучающимися в случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств (болезнь ученика);

- целенаправленное обучение в течение длительного учебного периода (четверть, год).

Мной чаще всего используется первая форма – индивидуальные консультации, которые осуществляются в формате общения при помощи Дневник. ру и социальной сети ВКонтакте. При необходимости используется и вторая, как правило, во втором полугодии, когда необходимо усилить подготовку.

Алгоритм работы при дистанционном обучении заключается в следующем:

- выявление потребности в подобной деятельности;

- определение круга вопросов, необходимых для дополнительного изучения или закрепления;

- обмен информацией между учащимися и учителем;

- корректировка деятельности учащихся;

- творческий характер работы;

- подведение итогов, как правило, уже непосредственно в школе.

Плюсы дистанционного обучения в подготовке к ГИА:

- индивидуальный темп обучения;

- заинтересованность учеников в такой форме подготовки;

- возможность восполнить пробелы, которые возникают при очном обучении.

Минусы дистанционного обучения в подготовке к ГИА:

- отсутствие эмоциональных психологических отношений между учащимися и учителем;

- недисциплинированность учащихся в выполнении заданий;

- стихийный характер работы с интернетом со стороны учащихся;

- невозможность эффективного контроля за деятельностью школьников.

Предмет «Обществознание» для жизни в современном обществе крайне важен – он призван помочь школьникам научиться разбираться в многообразных общественных отношениях, в себе, в отношениях с другими людьми, сформировать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, самих себя. Успешное личностное развитие каждого ребёнка, его становление как социального ответственного человека, является основой любого общества, желающего процветания своим гражданам. Таков социальный заказ современного общества и на сегодняшний день экзамен по обществознанию (ОГЭ и ЕГЭ) самый востребованный из тех экзаменов, что сдаются по выбору.

И ещё, очень важно, чтобы дети осознали одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, прежде всего их тяжёлый труд. Истина эта, кажется простой, но от её понимания зависит многое.

Помочь учащимся успешно пройти аттестацию, и в конечном счёте поступить в желаемое учебное заведение, получить профессию, найти себя в жизни наша профессиональная обязанность






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!