МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Выступление на ШМО классных руководителей
Тема: «Формы работы
по формированию гражданско-патриотических представлений обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Подготовила
классный руководитель
6-а класса
Новожилова И.А
27.12.2018 г.
Выступление
на ШМО классных руководителей
Подготовила
классный руководитель
6-а класса
Новожилова И.А
27.12.2018 г.
«Формы работы по формированию
гражданско-патриотических представлений
обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Гражданско – патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. В настоящее время совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы.
Школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге, патриотизма.
При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания для обучающихся с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности. Оно должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.
В своей работе использую следующие формы гражданско-патриотического воспитания: беседа, классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности, детские проекты, участие в конкурсах.
Беседа – метод убеждения. Материалом для этических бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и т.д.), происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие детей. Выводы в конце беседы должны сделать сами дети. Они, как и взрослые, не любят открытого дидактизма, морализаторства. Выводы вытекают из размышлений, споров, доказательств. Темы бесед, проводимых в классе: «Своя земля и в горсти мила», «Что значит быть патриотом?», «Всё в мире создано трудом», «Какой след ты оставишь на Земле?», «Уважай и почитай родителей: они дали тебе жизнь» и др.
Классный час – одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Мои классные часы имеют самую разнообразную тематику. Например, «Клин – город, опалённый войной», «От старины до наших дней», «Земля отцов – моя земля», «Я – продолжатель своего рода», «Государственные символы России»
Информационный час – одна из действенных форм гражданско-патриотического воспитания. Основное назначение информационного часа – приобщать учащихся к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города. Информационные часы в классе проходят в виде пресс - игры: «По страницам газет и журналов», «Турнир стран и континентов», «Презентация прессы».
Устный журнал – это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. В информационном журнале могут быть такие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Внимание – интересная книга», «Памятные места Клина», «Древние храмы города Клин», «Герб нашего города». Все эти материалы доносятся учащимся в доступной для них форме.
Экскурсии в гражданско-патриотическом воспитании играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. В русле гражданско-патриотического воспитания была организована экскурсия в краеведческий музей, просмотр видеоматериалов об истории нашей Родины.
Игры-путешествия требуют от детей большей, по сравнению с экскурсией, самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех. Ребята изучают историю своей семьи, семейный архив, составляют родовое древо, собирают старые фотографии, находят вещи из «Бабушкиного сундука», описывают увлечения своей семьи и придумывают герб семьи.
Праздник – особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период гражданско-патриотического воспитания, подводящий итоги деятельности учащихся. Ребята встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, участвуют в мероприятиях, посвященных 9 Мая, 23 февраля: в конкурсе стихов, в спортивных соревнованиях, в вахте Памяти.
Игры – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. В процессе гражданско-патриотического воспитания использую разнообразные игры: познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические и др.
Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг. Дети принимают участие в акциях «Помоги родному городу стать чище», «Накорми зимующих птиц родного края».
Проектно - исследовательская деятельность занимает важное место в гражданском воспитании. Создаётся детский проект «Клин - моя малая Родина», «Редкие исчезающие животные и растения нашей местности» или «Их надо знать в лицо». Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Любовь к Родине связана с любовью к родному городу, где человек родился, вырос, живёт.
Таким образом, в гражданско-патриотическом воспитании в школе с ОВЗ необходимо использовать разнообразные формы работы, которые помогают ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути человека. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.
Литература
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011– 2015 годы».
2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова – М., 2000. – 256 с.
3.Педагогический энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. – 528 с.
4. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника /Г.К. Селевко . – «Воспитание школьников», №4, 2002.
5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология./ Н.Е. Щуркова – М., Педагогическое общество России, 1999. – 222 с.
Выступление
на ШМО классных руководителей
Тема: «Формы работы по формированию
гражданско-патриотических представлений
обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Подготовила
классный руководитель
6-а класса
Новожилова И.А
27.12.2018 г.