СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО на тему «Формирование толерантного отношения к сверстникам у младших школьников во внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении расскрывается актуальность вопроса - формирование толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.Расскрываются трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в социуме. Неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми ребенка ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО на тему «Формирование толерантного отношения к сверстникам у младших школьников во внеурочной деятельности»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

143980, Московская область, г. Балашиха мкр. Ольгино, ул. Жилгородок, дом 35А,

тел.(факс) (495) 527-53-36, e-mail: speckor_10@ mail.ru

http://spkorschool10.ucoz.ru/













Выступление на ШМО

классных руководителей

по теме:




«Формирование толерантного отношения к сверстникам у младших

школьников во внеурочной деятельности»






Классный руководитель:

Кучеренко Е.В.




24.02.2022г





Если ребёнка принимают и обращаются

                                                                                            с ним дружелюбно,

Он учится находить любовь в этом мире.

Дорис ЛоуНолт.



     В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания равных условий жизнедеятельности лиц с ОВЗ, содействия их независимой жизни. Появляются  новые тенденции развития образования, подразумевающие его доступность для всех, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Очевидна необходимость обеспечить данной категории детей возможности для самореализации. Ведь среди них множество талантливых, желающих учиться и работать. Именно в младшем школьном возрасте стоит обратить внимание на воспитание толерантного отношения к людям с ОВЗ. Особую остроту и значимость приобретает изучение закономерностей становления толерантного сознания у детей в возрасте 6-7 лет, поскольку в данном периоде закладываются основы отношений в обществе. Дети приходят в класс, где может оказаться ребенок с ОВЗ. Активное внедрение инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного воспитания в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что обучающиеся обязаны:

- заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершен ствованию;

-уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Одной из личностных характеристик выпускника является:

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Только толерантная личность, готовая плодотворно взаимодействовать с другими, готова жить и работать в постоянно изменяющемся обществе, умеет смело развивать свои собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять моральный выбор и нести ответственность за него перед самим собой и обществом в целом.

 Таким образом, тема является актуальной, она востребована на практике.

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд всё перетрут»,  «Умный смиряется, глупый надувается», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости» и др.

        Несомненно, школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеурочной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Что же такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает:

В английском – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

 Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».

В китайском – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим».

В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В испанском – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения»

В русском – «способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо».

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. 

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе.

Создавая свой урок, учитель обязательно интегрирует познавательные и воспитательные задачи, которые предстоит реализовать. Особым воспитательным потенциалом обладают гуманитарные предметы.

        Богатый материал для воспитания толерантности дают пословицы и поговорки. Сравнение пар пословиц из разных языков на одну тему позволяет обратить внимание ребят на единство духовных ценностей представителей разных народов. 

Например, во всех культурах осуждается лень, халатность в труде, положительно оценивается трудолюбие, добросовестность в работе: русская пословица «Без труда не вынешь рыбку из пруда», английская –«Кошка хочет и рыбку съесть, и ноги не намочить», японская - «Не молись, а трудись», итальянская -«Ничего не делая, учишься делать плохо»;

понятия добра и зла также оцениваются одинаково представителями разных наций: Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно (японская), Доброе намерение уже само по себе что-нибудь да стоит (английская), Добро не умрет, а зло пропадет (русская),Лучше открытый упрек, чем тайная злоба (арабская), Из рук у доброго возьмешь ты горький плод, как сладость(персидская).

А на уроках, изучая орфографию, можно использовать упражнения, в которых употребляются слова, относящиеся к понятиям добра и зла.

Такая работа помогает ребятам разобраться в понятиях "добро” и "зло”, учит группировать качества на положительные и отрицательные. Естественно, порой мнения могут оказаться противоречивыми. Ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ученика за ошибку. Нужно его и других учеников подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае не нужно преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные ситуации, характеризующие взаимоотношения людей, видеть их противоречивость и давать правильную оценку.

При работе над художественными текстами изучаем рассказы, сказки разных народов. 

Формирование толерантных отношений у ребят продолжается и во внеурочной деятельности. Проведение тематических классных часов, походы на выставки, разнообразные экскурсии – все это помогает учащимся понять, что они все равны, что нужно относиться к друг другу с пониманием, поддерживать друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть.

Актуальность вопроса формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ

  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;

  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;

  • неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;

  • нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся  детей вместе с детьми с ОВЗ;

  • неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

  • трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;

  • проблема неприятия детей с ОВЗ участниками образовательного процесса.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!