Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья» | |
143980, Московская область, г. Балашиха мкр. Ольгино, ул. Жилгородок, дом 35А, тел.(факс) (495) 527-53-36, e-mail: speckor_10@ mail.ru http://spkorschool10.ucoz.ru/ |
Выступление на ШМО
классных руководителей
по теме:
«Формирование толерантного отношения к сверстникам у младших
школьников во внеурочной деятельности»
Классный руководитель:
Кучеренко Е.В.
24.02.2022г
Если ребёнка принимают и обращаются
с ним дружелюбно,
Он учится находить любовь в этом мире.
Дорис ЛоуНолт.
В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания равных условий жизнедеятельности лиц с ОВЗ, содействия их независимой жизни. Появляются новые тенденции развития образования, подразумевающие его доступность для всех, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Очевидна необходимость обеспечить данной категории детей возможности для самореализации. Ведь среди них множество талантливых, желающих учиться и работать. Именно в младшем школьном возрасте стоит обратить внимание на воспитание толерантного отношения к людям с ОВЗ. Особую остроту и значимость приобретает изучение закономерностей становления толерантного сознания у детей в возрасте 6-7 лет, поскольку в данном периоде закладываются основы отношений в обществе. Дети приходят в класс, где может оказаться ребенок с ОВЗ. Активное внедрение инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного воспитания в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что обучающиеся обязаны:
- заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершен ствованию;
-уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Одной из личностных характеристик выпускника является:
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Только толерантная личность, готовая плодотворно взаимодействовать с другими, готова жить и работать в постоянно изменяющемся обществе, умеет смело развивать свои собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять моральный выбор и нести ответственность за него перед самим собой и обществом в целом.
Таким образом, тема является актуальной, она востребована на практике.
Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд всё перетрут», «Умный смиряется, глупый надувается», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости» и др.
Несомненно, школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеурочной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Что же такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает:
В английском – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».
В китайском – «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В арабском – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим».
В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В испанском – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения»
В русском – «способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо».
Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе.
Создавая свой урок, учитель обязательно интегрирует познавательные и воспитательные задачи, которые предстоит реализовать. Особым воспитательным потенциалом обладают гуманитарные предметы.
Богатый материал для воспитания толерантности дают пословицы и поговорки. Сравнение пар пословиц из разных языков на одну тему позволяет обратить внимание ребят на единство духовных ценностей представителей разных народов.
Например, во всех культурах осуждается лень, халатность в труде, положительно оценивается трудолюбие, добросовестность в работе: русская пословица «Без труда не вынешь рыбку из пруда», английская –«Кошка хочет и рыбку съесть, и ноги не намочить», японская - «Не молись, а трудись», итальянская -«Ничего не делая, учишься делать плохо»;
понятия добра и зла также оцениваются одинаково представителями разных наций: Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно (японская), Доброе намерение уже само по себе что-нибудь да стоит (английская), Добро не умрет, а зло пропадет (русская),Лучше открытый упрек, чем тайная злоба (арабская), Из рук у доброго возьмешь ты горький плод, как сладость(персидская).
А на уроках, изучая орфографию, можно использовать упражнения, в которых употребляются слова, относящиеся к понятиям добра и зла.
Такая работа помогает ребятам разобраться в понятиях "добро” и "зло”, учит группировать качества на положительные и отрицательные. Естественно, порой мнения могут оказаться противоречивыми. Ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ученика за ошибку. Нужно его и других учеников подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае не нужно преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные ситуации, характеризующие взаимоотношения людей, видеть их противоречивость и давать правильную оценку.
При работе над художественными текстами изучаем рассказы, сказки разных народов.
Формирование толерантных отношений у ребят продолжается и во внеурочной деятельности. Проведение тематических классных часов, походы на выставки, разнообразные экскурсии – все это помогает учащимся понять, что они все равны, что нужно относиться к друг другу с пониманием, поддерживать друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть.
Актуальность вопроса формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ
отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;
неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;
проблема неприятия детей с ОВЗ участниками образовательного процесса.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении.