СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО по теме: Формирование навыков чтения у учащихся с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО по теме: Формирование навыков чтения у учащихся с ОВЗ.»

Формирование навыка чтения у учащихся с ОВЗ



Учитель-логопед ГБОУ школы- интерната

станицы Полтавской Краснодарского края

Лилия Александровна Летникова

Аннотация.

Данный материал содержит информацию из опыта работы учителя-логопеда по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ. Приводятся примеры упражнений и заданий для использования на логопедических занятиях и уроках по русскому.



Чтение, несомненно, играет огромную роль в развитии личности. Чтение – это источник различной информации, знаний, средства нравственного и духовного воспитания.

Сформированный навык чтения - залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является фундаментом всего последующего образования человека.

Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения.

Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность.

В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон.

Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой) (Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом.- Известия АПН РСФСР, вып. 70, с. 106.)

Для его формирования необходим ряд условий:

  1. Сформированность пространственно временных представлений.

  2. Сформированность фонематических процессов.

  3. Сформированность зрительного мнезиса.

  4. Сформированные представления о фонеме.

  5. Достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Понятно, что овладение чтением является непростой и напряженной работой,

требующей от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических).

Не все учащиеся способны с легкостью овладеть чтением. Психофизиологической основой трудности чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между  зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. Низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. (Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 2000. – 336с.)

Для учащихся с ОВЗ эта проблема особенно актуальна. В нашем учреждении (ГБОУ школа интернат) обучаются дети, имеющие умственную отсталость.

Для них характерны недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. При умственном недоразвитии страдает уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие у этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.д.). С трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. поэтому восприятие их отличается меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся путают графически сходные буквы, цифры предметы и т.д. отмечается также узость объема восприятия. Такие дети выхватывают отдельные части в обозреваемом предмете, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность критически оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкций, не поняв цели задания, без внутреннего плана действий, при слабом самоконтроле. Основные процессы памяти – запоминание. Сохранение и воспроизведение у умственно отсталых имеют специфические особенности, т.к. формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние. Иногда случайно зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых страдают также все стороны развития речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. В результате наблюдаются трудности различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.Умственная отсталость проявляется не только в несформированоости познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы. Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости неожиданно может смениться печалью, смех – слезами и т.п. переживания их неглубокие, поверхностные. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов.

Все эти особенности психических процессов умственно отсталых детей влияют на характер протекания их деятельности и носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).В нашей школе обучаются так называемые «трудные дети». Это дети из неполных и неблагополучных семей, опекаемые дети, дети-инвалиды, дети, состоящие на учете в ОПДН. Часто наши воспитанники имеют сочетанный диагноз.  

У большинства  учащихся имеются различные речевые нарушения (алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии, общее недоразвитие речи).  У многих отсутствует мотивация, нет интереса к чтению, ограниченный запас представлений  об окружающем мире, недостаточный жизненный опыт не позволяют осознавать прочитанное в полной мере. Зачастую и семья не в состоянии создать условия для развития у ребенка интереса к чтению. Часто в школу поступают дети с несформированными предпосылками для овладения чтением. Медленно и трудно у учащихся совершенствуется навык правильности чтения. Учащиеся с УО не всегда способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но  недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой.

Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками, потеря интереса, нежелание читать, отсутствие положительного примера родителей являются актуальными проблемами при обучении.

Нельзя не выделить отдельно проблему дислексии. Это специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций",  у дислектиков наблюдаются нарушения внимания им трудно воспринимать письменный текст в принципе, они не могут связать значки на бумаги с произносимыми звуками. Такие дети при чтении или письме не только пропускают буквы или целые слоги, но могут менять их местами, пытаться читать справа налево или даже "вверх ногами".

Кроме того, дислексики часто путают правую и левую стороны.

Причины дислексии — предмет пристального изучения неврологов. На данный момент известно, что в основе дислексии лежат нейробиологические нарушения. Задняя часть левой средней височной извилины у дислексиков работает хуже, чем в норме. Структура мозговой ткани у людей с этим нарушением также имеет свои отличия: в задней части средней височной извилины слева у них обнаружены зоны пониженной плотности.(Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 263, [1] с. ).  Предполагается, что склонность к дислексии имеет наследственную природу. Можно выделить осноывные признаки дислексии у учащихся:

  •  трудности декодирования отдельных слов (чтение отдельных слов)

  • трудности с изучением связи между буквами и звуками

  • смешение коротких слов –на –до, -тут –так,

  • повторяющиеся ошибки в чтении и произношении, такие как:
    1. Разворот букв – э вместо е.

2. Разворот слов

3. Инверсии

4. Транспозиции

  • замены – дом и здание,замена арифметических знаков (+ — х / = ),
    трудности с воспоминанием фактов,медлительность в получении новых навыков;

  • трудности с планированием- частое использование неловкого сцепления карандаша (кулак, большой палец закрученный над остальными пальцами),

  • проблемы с координацией движений.

Основная работа по коррекции дислексии ведётся на логопедических занятиях в системе комплексной коррекционной работы с помощью известных приёмов.

Не секрет, что наиболее трудными и неинтересными предметами для учащихся коррекционных школ являются русский язык, чтение и литература.

Из-за трудностей, возникающих на первом этапе обучения чтению, многие дети теряют интерес, желание читать, иногда может выработаться негативизм. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, литературы, русского языка. Уровень предлагаемого программного материала зачастую не соответствует способностям, возможностям наших учащихся. Многочисленные речевые нарушения, ослабленные внимание и память, неблагоприятные семейные условия приводят к большим трудностям у учащихся в формировании необходимого навыка……

Обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей, работающих в ОУ.

Работая много лет с детьми, обучающимися в коррекционных ОУ, мы можем утверждать, что на первый план выходит задача повышения интереса к чтению у учащихся. «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать», - утверждает  Е. Лупан.

Работа по развитию, коррекции, совершенствованию навыка чтения, а также воспитание интереса к литературе является комплексной. Она ведется на уроках чтения, литературы, русского языка, логопедических занятиях, на индивидуальных коррекционных занятиях.

Логопеды, учителя русского и литературы организуют различные формы взаимодействия (совместные заседания методических объединений, взаимопосещение уроков, консультации, круглые столы). Для детей проводятся интегрированные уроки, бинарные уроки, конкурсы выразительного чтения. Ученики нашей школы не только привыкли к тому, что ежегодно  проводится конкурс чтецов, и ребята с удовольствием принимают участие в нём.

Тесное сотрудничество учителей и логопедов, единство их требований, учет индивидуальных особенностей учащихся позволяет достичь определенных результатов в решении указанной выше задачи. На логопедических занятиях и уроках в коррекционной школе широко используются игровые задания (ребусы, шарады, кроссворды), которые облегчают восприятие учебного материала, создают положительный эмоциональный фон. Такой фон достигается на совместных уроках литературы и библиотекаря школы, на  классных часах.  Удивительным былклассный час, посвящённые незабываемым дням  Блокады Ленинграда, Сталинградская битва.  Равнодушных не было. Не сомневаюсь, что совместная работа учителя литературы, работника библиотеки привели к тому, что наши ученики с больше стали читать. Всем известно, что дети любят сказки. Сказки любят и взрослые. С каким удовольствием ждут наши учащиеся увлекательные занятия сказки-терапии, где они учатся слушать и слышать сказку, думать, отвечать на вопросы, дискутировать, рисовать, создавать иллюстрации к сказкам. Процесс  обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы и до старших классов. Поэтому очень важна связь и преемственность  учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы среднего звена. В идеале мы все должны понимать, что важно научить ребёнка не просто чтению, а научиться видеть в книге произведение искусства. Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. Учащиеся впервые знакомятся с понятием выразительных средств литературного языка.  В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких литературных приёмов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение и другие. С точки зрения развития «умения читать» интересными являются следующие задания:

  1. Рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют.

  2. Проанализировать эпитеты, которые используются для описания положительных и отрицательных героев.

  3. Предложить учащимся по данным эпитетам определить характер и внешность героя.

  4. По иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приёмы или предложить учащимся нарисовать иллюстрацию к произведению.

  5. Создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя

По многочисленным наблюдениям подобные задания пробуждают у учащихся интерес к тексту, как к объекту исследования. Элементы игры и соревнования облегчают ознакомление с азами литературоведения и развивают  навык анализа литературных произведений. (Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению [Текст] / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. - 2011. - №7. Т.2. -С. 86-90.)

Так, сказка А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» является одним из объёмных произведений, изучаемых в пятом классе. Для повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. Дети в классе провели конкурс рисунков и иллюстраций к  сказкам А.С. Пушкина.  А на уроках были выполнены следующие задания:

  1. Прослушивание музыкальных отрывков из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», после чего учащимся было предложено составить словесные портреты героев.

  2. Сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведения и проанализировать выразительные средства.

  3. Предложитьприготовить иллюстрации наиболее  запомнившихся моментов

произведения.

Для изучения таких литературных приёмов, как антитеза, сравнение, иносказание наиболее эффективно использовать примеры из народных пословиц и поговорок. Пословицы разных народов  часто бывают очень похожими. Так ученику можно предложить самостоятельно найти это сходство или найти из предложенной  пословицы  аналог из другого языка. Эти задания создают у учащихся предпосылки к умению чувствовать национальный характер литературы, оценивать её особенности, развивают чувство юмора, необходимое психологическое качество для полноценного общения. Одним из действенных методов повышения у школьников интереса к литературе является акцентирование внимания на юмористические аспекты произведения. По показанию  исследований психологов юмор является одним из основных побуждающих факторов к чтению у детей школьного возраста. В процессе изучения поэтических произведений важно дать понять ученикам, что стихотворение – это поэтический образ, а не только рифма и ритм.

Не менее важным в достижении положительных результатов у детей является работа с родителями. Родители наших воспитанников нередко не понимают серьёзности проблемы, имеют низкий уровень образованности, сами являются нечитающими, и, конечно, не могут быть примером для своих детей в овладении чтением. У большинства семей нет понимания ценности книги, литературы как искусства. Родители не имеют представлений о необходимости прививать вкус, любовь, интерес к чтению; детям не читаются книги в дошкольном возрасте и т.д.

Методика домашнего чтения в семье – это целая программа, состоящая из нескольких тематических модулей. Для приобщения к чтению в семье все методы хороши. Можно читать и делать пометки, а можно слушать и анализировать. А потом поменяться ролями. Так очень легко понять, какой абзац произвёл наибольшее впечатление.  И обязательно задавать вопросы и отвечать на вопросы ребёнка.  Важно, чтобы ребёнок научился ставить перед собой  самостоятельно цели, что в свою очередь развивает его личностный  интерес.  Постановка вопросов предполагает активное обучение, такое чтение должно стать ежедневным. В результате – тренируется память и эффективно усваивается текст. ( Кашкаров А.П., «Как приохотить ребёнка  к чтению.Нестандартные методики., «Феникс»,2014)

 Таким образом, учителю приходится объяснять родителям элементарные вещи и учить их самих.  Для этого организуются совместные с ними мероприятия (родительские собрания с целью пропаганды необходимой информации о чтении, о роли книг, индивидуальные беседы и консультации). Родители подключаются к работе специалистов школы, проводят в домашних условиях совместную с детьми работу по рекомендациям учителей и логопедов.

На уроках чтения ребята читают и пытаются анализировать стихи, мы  говорим о поэтах и писателях, пытаемся сами писать стихи, обсуждаем различные проблемы, которые писатели поднимают в своих произведениях.

Разговор идёт на равных, учащиеся чувствуют себя свободно. Звучит музыка, просматриваем иллюстрации к произведениям, рисуем сами. Перед учителем стоит несколько задач: увлечь детей в мир книги или стихотворения, попытаться научить говорить, спорить, анализировать; создать атмосферу непринуждённости, дружеского участия и душевного тепла, атмосферу, необходимую для эмоционального переживания. Но ребята должны иметь знания, предусмотренные школьной программой, поэтому приходится подтянуться, больше читать, размышлять, спорить, не бояться высказывать свою точку зрения.

Безусловно, все это способствуют тому, чтобы наши ученики проявляли больший интерес к  литературе и читали всё больше. Не сразу  получалось, как хотелось бы, но то, что такие занятия в школе положительные результаты дают – это бесспорно. На своих уроках и дальше буду создавать атмосферу мысли, строить отношения на доверии,  начинать с чтения стихов, давать ребятам эстетические впечатления, стимулировать мышление ребят всеми средствами, искать новые пути, думать и чувствовать вместе с ребятами, творить. «А главное – с помощью искусства воспитывать принципиального, умного, доброго  и тонко чувствующего   человека»,- так утверждала  в книге «Под сенью муз» Л.Е. Ковалёва.

Для достижения всего выше перечисленного я на уроках использую специальные читательные упражнения:

  1. «Пол-арбуза»

  2. «Потерянные буквы»

  3. «Глаз — алмаз»

  4. «Шерлок»

  5. «Зазеркалье»

  6. «Бешеная книжка»

  7. «Птицы прилетели»

  8. «Партизан»

  9. «Эх, раз! Еще раз!»

  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не .......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим .......

Юк-юк-юк — поломался наш ......

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;

  • на счет два – двойку;

  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для работы в начале можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4, а потом больше по размеру.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;

  • радостно;

  • громко;

  • тихо;

  • грустно;

  • с раздражением;

  • со страхом;

  • с издевкой;

  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание - враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.

  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.

  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.

  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.

  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,в третьем – 10,в четвертом и пятом по 11,в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  PowerPoint». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило!

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!



Список использованной литературы

1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З.  «Чтение и письмо», С-Пб, 1997

2. Кашкаров А.П. Как приохотить ребёнка к чтению. «Феникс» Ростов – на – Дону., 2014.

3. Ковалёва Л.Е. Под сенью муз. «Просвещение». М., 1978.

4. Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000

5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М, 1999

6. Корнев А.Н. «Дислексия и дисграфия у детей», С-Пб, 1995

7. Корнев А.Н.  «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997

8. Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», С-Пб, 1995

9. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», С-Пб, 2002

10. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М, 2000

11. Пособие  «Приёмы логопедической работы по коррекции дислексии» логопедов Красносельского района,  2005

12. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002

13. Андреев О.А. «Техника быстрого чтения», 2005

14. Лебедева П.Д. «Коррекционная логопедическая работа со школьниками

      с    ЗПР» С-Пб, 2004




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!