СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО учителей начальных классов "Технология проблемного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО " Технология проблемного обучения"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО учителей начальных классов "Технология проблемного обучения"»

Гриценко Т.А.

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №5 г.Тайшета


Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме:

«Проблемное обучение в начальной школе».


За последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и приоритетных ценностей российского образования.

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приемами учения, готовый к самообразованию и к сотрудничеству для достижения совместного результата.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителем ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Проблемное обучение является одной из самых эффективных технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит признание ценностно-нравственного значения образования в современном обществе. Перед педагогом возникает задача - обучать детей таким образом, чтобы они были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Учебный предмет "Русский язык" обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (Давыдов В.В., Маркова А.К., Эльконин Д.Б.).

Важнейшим приоритетом современного урока становится формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения. Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в современной российской школе определяется так: обучающийся должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный метод заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной из них является проблемное обучение.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.

В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности, умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.

Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего образования. И от его характера, содержания, методов, форм, от того, как мы, учителя начальных классов, организуем учебный процесс, во многом зависит судьба ребёнка, его будущую жизнь. Потому что в младшем школьном возрасте формируются базовые основания для целенаправленного развития личности ребёнка, для развития его физических и интеллектуальных способностей, для становления его нравственных устоев и ценностных ориентаций.

Содержание и методы образования и воспитания должны обеспечивать развитие человека, способного менять самого , осмысленно относиться к учению. Большинство детей младшего школьного возраста приходят в школу с желанием, с ожиданием нового, интересного. Моя задача не допустить снижения интереса, с которым ребёнок пришёл на урок. Я должна построить учебный процесс таким образом, чтобы дети стремились получить знания. Успешно осваивали учебный материал.

Одним из видов обучения, способствующего развитию ребенка, является проблемное обучение. Проблемное обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка и их реализацию. Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью. Главная цель проблемного обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, или создать такие условия, чтобы ребёнок хотел, любил и умел учиться.

Из этого вытекают следующие задачи:

  • привлечь внимание учеников к вопросу, задаче, учебному материалу; возбудить у них познавательный интерес, положительные мотивы деятельности;

  • поставить учащихся перед посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;

  • обнажить перед учащимися противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и невозможностью её удовлетворения из-за отсутствия необходимых знаний, умений и навыков;

  • помочь детям определить основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побуждать учащихся к активной поисковой деятельности.

Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний.

Проблема – это противоречие между двумя фактами: новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью.

Выделяют три уровня проблемного обучения:

- 1 уровень (высокий) – подсказок нет.

- 2 уровень (средний) – одна подсказка.

- 3 уровень (низкий) – две подсказки.

Проблемное обучение является одним из типов развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрений учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей.

Начальным моментом в системе проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация для ребёнка возникает, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу, при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и потребностями.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций на уроке.

Что в принципе является проблемным уроком, почему он так называется? Таким уроком можно назвать урок, на котором преподаватель перед тем, как дать новый материал создает затруднительную ситуацию, тем самым побуждая обучающихся мыслить и искать выход из неё на протяжении самого урока.

Как создать проблемную ситуацию на уроке? Проблемная ситуация, действительно  возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. Предлагаются следующие варианты:

  • Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.

  • Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

  • Третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Методические приемы, которые помогают в создании проблемных ситуаций, а учеников привести к выявлению проблемы:

  • побуждающий диалог – это «экскаватор», который «выкапывает» проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу;

  • подводящий диалог – логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;

  • применение мотивирующих приёмов («яркое пятно») – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное». Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь обучающимся самим сформулировать тему урока или поставить вопрос для исследования.


Проблемная ситуация – главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Нельзя ставить учебную проблему без предварительной активизации той группы знаний, которая непосредственно связана с материалом, подлежащим усвоению путём решения проблемы.

В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы.

1.Постановка проблемы.

2.Выражение решения.

3.Поиск решения.

4.Реализация продукта.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию обучения и как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • сталкивает противоречия практической деятельности;

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);

  • определяет проблемные теоретические и практические задания;

  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Для реализации проблемной технологии необходим:

  • отбор самых актуальных, сущностных задач;

  • определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

  • построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

  • личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.(Урок литературного чтения во 2 классе по теме «У страха глаза велики»(русская народная сказка).

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.(Урок наглядной геометрии в 4 классе по теме «Площадь прямоугольного треугольника».)

Четвёртый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Конечная цель проблемного обучения – научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность учащихся выступает таковою прежде всего в процессе познавательной деятельности. В соответствии с концепцией С.Л. Рубинштейна, мышление – это «познание, приводящее к решению встающих пред человеком задач и проблем. Мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. Мыслящая личность начинается с проблемной ситуации.


Технология проблемного обучения на уроках

русского языка в начальных классах.


Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?»

Я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, а может быть иногда элементы этой технологии, которые помогают получать детям предметные знания, развивать их интеллектуальные способности, метапредметные умения.

С технологией проблемного обучения связаны следующие основные понятия: «учебная проблема» , « побуждающий диалог», « подводящий проблемный диалог», «проблемная ситуация».

Учебная проблема- это задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Побуждающий диалог-побуждает к осознанию противоречия и формулированию проблемы урока. Вопрос: Вы удивлены?, Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?

Подводящий диалог- посильные для ученика логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Вопросы: вспомни, сравни, проанализируй…

Главное в технологии проблемного обучении является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация в обучении—это с планированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме урока.

Цель создания проблемной ситуации - это осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности детей и учителя, парной работы или работы в группах, а так же в овладении учениками в результате этих форм деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Условия создания проблемных ситуаций. Для учителя при планировании урока создание проблемной ситуации- это, пожалуй, самая трудная и времяёмкая часть работы. На мой взгляд, учителю необходимо владеть:

  • Поисковыми методами обучения;

  • Глубокое и прочное знание фактического материала;

  • Технологией постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися;

  • Употреблять в своей речи слова, термины, знакомые детям;

  • Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.

  • В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.

  • Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.

Поэтому нам приходится постоянно учиться, как создавать такие ситуации. В этом нам приходят на помощь современные УМК.

Предлагаю вам несколько приёмов создания проблемных ситуаций на уроках русского языка.

При использовании технологии проблемного обучения на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два пункта: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования (ученики осознают противоречие, заложенное в проблемной ситуации и формулируют проблему).

Поиск решения – этап формирования нового знания (учитель постепенно подводит учеников к формулированию темы, мотивирует выдвигать и проверять свои предположения, т.е. создает условия «открытия» знаний методом проб и ошибок, строит логическую цепочку умозаключений, которые в итоге приведут учеников к новому знанию).

Сама проблемная ситуация создает особый эмоциональный настрой учащихся. Создавая данные ситуации, учитель должен находить и приемы усвоения мотивов учения, а также тем самым заинтересовать учеников.

Предлагаю рассмотреть фрагменты уроков по русскому языку.

Фрагменты уроков.

1. Тема: «Непроизносимая согласная в корне слова».

1) Распределительный диктант.

- Какие орфограммы согласных вы знаете? (Парные согласные и удвоенные согласные).

- Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам.

Диктую слова: хоккей, класс, грусть, площадь, ножка, переезд, масса, краб. В самом конце диктую ещё два слова с неизвестной орфограммой (солнце, устный), создавая тем самым проблемную ситуацию.

По ходу проверки выясняется, что слова известный и устный дети записали по-разному. (возможно, что кто-то вовсе не писал эти слова)

Чтобы дети сформулировали проблему, их необходимо побуждать вопросами.

-  Задание всем было дано одинаковое? Почему вы выполнили это задание по-разному.

-  У вас возникли затруднения? В чем? (В этих словах нет удвоенной согласной и нет парной согласной)..

(Мы такую орфограмму ещё не знаем).

-  Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос.

2) Наблюдение над словами с непроизносимым звуком. Работа в тетрадях и на доске.

- Запишите в транскрипции слово «устный» [у с н ы й']. Сколько в нём звуков? (5)

После этого учитель задаёт подходящий к данной ситуации проблемный вопрос.

- Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова.

(Учитель записывает на доске: уста, устный).

- Какой корень в этих словах? ( -уст- ). Проговорите как мы запишем слово «устный».

Аналогично проходит работа над словом «известный».

- Что интересного заметили в этих словах? (Учитель побуждает к осознанию противоречия. Дети замечают, что в одних однокоренных словах «т» произносится (уста и известие, а в других – устный и известный), нет.

- Какой возникает вопрос? (- Почему не произносится звук [ т ] в некоторых словах?)

- Какое можно дать название звуку, который не произносится. (Непроизносимый).

Какая будет тема урока? (Непроизносимая согласная в корне слова).

Открывается тема, записанная на доске.

  1. Тема: « Как изменяется глагол?» Для обозначения темы урока даётся практическое задание не выполнимое вообще.

- Что такое склонение?

- Изменение по падежам.

- Какие части речи мы научились склонять? (Использую побуждающий диалог к осознанию проблемы).

- Имена существительные и прилагательные.

- Попробуйте просклонять глагол «прыгать».

- Получилось?

- Нет. Глагол не склоняется.

- В чём затруднение? Какой возникает вопрос?

- Как изменяется глагол?

Это пример, когда тема урока задана в виде вопроса.

  1. Тема: Несклоняемые имена существительные»

Приём создания проблемной ситуации, когда мы выводим детей на ошибку или обнажаем представления учащихся.

На доске написаны слова: кенгуру, кофе ,кино.

- Что объединяет эти слова? (это имена существительные)

- Выделите окончания у этих существительных. Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.

- Наблюдая это, спрашиваю: «Вспомните, как найти окончание?

- Изменяем форму слова.

- Докажите, что вы правильно определили окончание. У детей не получается изменить форму этих слов.

- Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения?

- Есть такие имена существительные ,которые не изменяют свои окончания.

- А когда существительные изменяют окончания?

- Когда мы их склоняем.

- Как мы можем обозначить тему урока?

- Несклоняемые имена существительные.

Проблемную ситуацию можно создать таким мотивирующим приёмом как «Яркое пятно».. суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки. легенд. отрывки из художественной литературы и т.д.)

  1. Тема: «Безударные гласные в корне слова»

« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет,_сказал товарищам Дима, Коля принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось? Как правильно записать это слово?

С м…чом.

- Исходя из этой проблемы ,назовите тему нашего урока? (Правописание безударной гласной в корне слова.)

  1. Тема: Несклоняемые имена существительные»

Приём создания проблемной ситуации, когда мы выводим детей на ошибку

или обнажаем представления учащихся.

На доске написаны слова: кенгуру, кофе ,кино.

- Что объединяет эти слова? (это имена существительные)

- Выделите окончания у этих существительных. Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.

- Наблюдая это, спрашиваю: «Вспомните, как найти окончание?

-Изменяем форму слова.

- Докажите, что вы правильно определили окончание. У детей не получается изменить форму этих слов.

- Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения?

- Есть такие имена существительные ,которые не изменяют свои окончания.

- А когда существительные изменяют окончания?

- Когда мы их склоняем.

- Как мы можем обозначить тему урока?

- Несклоняемые имена существительные.

Подводя итог, хочу предложить обобщающую таблицу приёмов создания проблемной ситуации.



Приём создания проблемной ситуации

Вопросы и предложения для противоречия

Вопросы и предложения для формулирования проблемы

1.Предъявить противоречивые факты

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?

Какой вопрос возникает? В чём вы испытываете затруднение?

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или заданием.

Сколько мнений?

Какая тема урока? Какая цель урока?

Зачем нам это надо?

3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Что вы предполагали сначала? Что получилось?

Сформулируйте проблему. Как будем действовать дальше?

4.Дать практическое задание не выполнимое вообще.

Можете ли вы выполнить задание? В чём затруднение?

Чего мы не знаем? Какова цель урока?

5.Дать практическое задание не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.

Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?

Какова будет цель урока?

Проблемные уроки считаю удачными, если:

1. ученики смогли самостоятельно прийти к одному или нескольким выводам;

2. ученики смогли установить связи между явлениями;

3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;

4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.

Проблемное обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.

Психологами доказано, что «проблемная ситуация» является главным средством активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управления процессом, усвоения новых знаний. Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание обучающимися, возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами.

На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий. Таким образом, проблемное обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!