Об организации работы по профилактике терроризма и экстремизма
в лицее
Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для современного общества. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашего государства.
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально- политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодёжной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и
террористических организаций, которые стремятся использовать молодёжь в своих политических интересах.
Для успешной организации работы по противодействию вовлечения обучающихся в экстремистские и террористические организации и группи ровки в МОУ «ЛИЦЕЙ "СПЕКТР" Г.ТОРЕЗА» разработан «Плана мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму на 2022-2023 учебный год », в рамках которого проводятся различные профилактические мероприятия. Тематические уроки, факультативные занятия, занятия кружков, просветительские беседы, классные часы, массовые внеклассные и внешкольные мероприятия по профилактике преступлений экстремистского и террористического характера позволяют решать следующие задачи:
формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности;
формирование у обучающихся знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера;
развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской и террористической активности, является возраст от 14 до 22 лет. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. В социальном плане молодые люди в этом возрасте рискуют оказаться в позиции маргиналов, когда их взгляды на происходящее в обществе ещё не установились, а поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).
В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде должны быть нацелены на:
• оптимизацию социальной среды, в которой находятся молодые
граждане Донецкой Народной Республики, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у детей, подростков и молодёжи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
• создание условий для снижения агрессии, напряжённости,
экстремистской активности в среде детей, подростков и молодёжи;
• создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
• создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации
личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом;
• развитие конструктивной социальной активности подростков и
молодёжи;
• развитие просоциальных молодёжных субкультур, общественных объединений, движений, групп;
• разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на
профилактику немотивированной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур;
• создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала
молодёжи.
В рамках Плана мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму на 2022-2023 учебный год проводятся следующие мероприятия:
- Учебно-тренировочное занятие по обучению персонала навыкам безопасного поведения при угрозе совершения теракта - 2 раза в год
-Организация и проведение инструктажа персонала школы
- Организация и проведение инструктажа обучающихся лицея по правилам поведения при угрозе теракта
- Проведение разъяснительной работы среди родителей и обучащихся
- Дежурство родительского патруля во время проведения вечеров, праздников, общешкольных мероприятий
-Пополнение стенда «Уголок по борьбе с экстремизмом и терроризмом»
- Распространение памяток среди родителей и обучающихся.
- Проведение дней родного языка, дней славянской письменности и культуры.
- Проведение классных часов, направленных на профилактику экстремизма.
- Мониторинг уровня воспитанности обучающихся .
- Проведение дня толерантности.
- Проведение тематических недель по гражданско – патриотическому воспитанию.
- Проведение тематического периода «За здоровый образ жизни», по спортивно – оздоровительному воспитанию.
- Контролирование посещаемости обучающимися из проблемных семей уроков, спортивных секций, кружков.
- Проведение мероприятий направленных на исключение случаев национальной вражды, направленных на воспитание толерантности.
- Оказание правовой и информационной помощи обучающимся, родителям на классных часах классных и общешкольных родительских собраниях.
- На воспитательных часах, в урочное время и на родительских собраниях изучаются материалы, раскрывающие преступную сущность идеологии терроризма и экстремизма.
- На сайте лицея размещены информационные материалы по противодействию терроризму и экстремизму.
-Ученическое самоуправление оказавает поддержку военно-патриотическим, военно-спортивным, поисковым, историческим, волонтерским акциям.
-Продолжает работу «Почта доверия».
Следует отметить, что вся работа педагогов должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Необходимо формировать у ребёнка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
Информация для детей и учащейся молодёжи должна быть представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Всё это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.
Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков, ведь передача опыта уважительного отношения к другим людям происходит именно в процессе межпоколенного общения.