СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему: "Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках музыки, на уроках искусства и во внеурочной деятельности".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление можно использовать учителем музыки на педагогическом совете, на родительском собрании ит.п. Очень надеюсь, что материал понравиться и будет успешно использован учителем музыки и ИЗО.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему: "Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках музыки, на уроках искусства и во внеурочной деятельности".»

Выступление на педагогическом совете: «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроке музыки, искусства и внеурочной деятельности».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «а для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками...»

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Наиболее гибкими и подвижными дисциплинами в освоении социокультурных компетенций школьника можно считать предметы образовательной области «Искусство»: « Искусство. ИЗО», «Искусство. Музыка».

Цель преподавания предметного образовательного курса области «Искусство» — духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям мировой художественной культуры.

Отталкиваясь от этой цели, на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства.

Методика курса « Искусство» направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. В реализации поставленной цели помогают задачи:

- расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.

- приобщить детей к нравственным устоям мировой культуры на основе изучения примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов мирового и народного искусства.

- ввести детей в круг основных народных праздников и духовно-нравственного уклада жизни.

- содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию.

- воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, учить бережному отношению к окружающему миру.

- развивать образно-ассоциативного мышление детей, память, слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой художественной культуры прошлого и настоящего.

- накопление тезауруса - багажа впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире искусства.

Творческое развитие ребенка, теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с внеклассными занятиями по музыке. Именно музыка помогает развивать различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Внеклассные занятия по музыке как форма дополнительного образования является эффективным средством формирования гармонично развитой личности, так как:

- воздействие музыки на человека имеет ярко выраженную не только художественно-образную, но и физиологическую природу;

- музыка способна оказывать влияние на развитие личности в целом;

- музыкальное воспитание способствует формированию мировоззрения, художественных взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств;

- музыкальная деятельность в рамках дополнительного образования может осуществляться и во внеурочной работе.

Цель такой работы заключается в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои музыкальные интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и, тем самым способствовать развитию музыкальной культуры.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения.

На уроках искусства используются следующие методы:

• обращение к опыту учащихся;

• решение проблемных задач и ситуаций;

• организационно-деятельностные игры (ОДИ);

• проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;

• интеграция обучения.

Обязательным элементом на занятии во внеурочной деятельности является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

В своей практике я применяю самые разнообразные методы и приемы. Интегрированные занятия - это особые занятия, т.к. учитель создает условия для раскрепощения фантазии, воображения ребенка, а это решающий фактор в воспитании (программы: авторов Сергеевой Г.П.; авторов- В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак, программа внеурочной деятельности «Музыкальный театр»).

Использование примеров интеграции дает положительные результаты: дети делают иллюстрации к музыкальным произведениям, создают художественные образы, пишут рассказы, стихи, посвященные музыкой. На занятиях используются такие формы и виды деятельности, как ОДИ (организационно-деятельностные игры), игровые ситуации, изобразительная деятельность, эмоциональное восприятие музыки, коллективные творческие работы, инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера, написание детьми рассказов, стихов, синквейна по пройденному материалу, создание газет по материалам творческих заданий.

Принципиально значимым на уроках искусства, является способ воздействия на личность ребенка посредством восприятия художественных произведений.

Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание и видение – требует специального внимания учителя и специальной организации урока. Именно поэтому на занятиях во внеурочной деятельности широко использую информационно-коммуникативные технологии (презентации с включением изобразительного ряда – репродукции картин, фотографий художников и композиторов, виртуальные экскурсии в музеи и театры мира, просмотр учебных фильмов и фрагментов из балетов, опер, мюзиклов), которые дают возможность создания «правильной» эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Такие уроки оставляют у детей ощущение праздника.

Таким образом, предметная образовательная область « Искусство»:

« Искусство. ИЗО», «Искусство. Музыка», «Музыка.Театр» воздействует на внутренний мир учащегося, через раскрытие программного материала, и прежде всего, способствуют личностному развитию ученика, поскольку обеспечивают понимание искусства как средства общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

На основе освоения обучающимися мира искусства в сфере личностных действий формируются эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры.

В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур. На уроках «Искусства» дети не только узнают о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных стран, но и учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрением.

Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей и юношества гуманистических позиций по отношению к другим людям.

В процессе работы я пришла к выводу, что каждый класс - это свой творческий коллектив, который требует определённого уровня отношения к музыкальным занятиям. Я бы сказала высокого профессионального уровня.

Главной целью для меня является развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание человеческой морали. Итак - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка средствами музыкального искусства. Путь такого развития я вижу только во включении ребёнка в любую форму активной музыкальной деятельности.

Пение для меня - ведущий способ активной музыкальной деятельности. Почему пение? На мой взгляд, певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребёнок

Для того чтобы дети захотели петь, я показываю красоту звучания певческого голоса, стараюсь сделать процесс обучения интересным.

Учитывая повышенные требования к музыкальному развитию, я определилась в направленности своей работы:

деятельный подход к музыкальному воспитанию;

единая направленность, цельность, последовательность и систематичность работы, комплексный характер музыкального воздействия на личность ребёнка;

демократичность (я занимаюсь со всеми детьми на уроках и после уроков на внеурочной деятельности независимо от уровня их музыкальных способностей).

Результатом музыкально-творческих способностей детей, является обязательная театральная постановка музыкальной сказки. Для меня в этом моменте главное дать почувствовать детям, что они не оторваны от "большого искусства", что это "большое" они могут творить сами, соответственно много трудясь и работая.


Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя этого стоит работать. Музыка воспитывает детей, делая из них Человека. Одухотворенного человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать, сопереживать.

Закончить своё выступление хочу словами Шопенгауэра: "Для нашего счастья то, что есть в человеке, без сомнения, важнее того, что есть у человека".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!