СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Формирование УУД на уроках географии и биологии в условиях реализации ФГОС"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В тексте выступления приводятся примеры с уроков географии и биологии

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Формирование УУД на уроках географии и биологии в условиях реализации ФГОС"»

Формирование УУД на уроках географии и биологии

в условиях реализации ФГОС ООО



«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно.

Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими

он должен путем собственной деятельности»

А. Дистерверг

1. Новые запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитее учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельной дисциплины, Наступивший век информационных технологий требует от учителя не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную информацию, анализировать её и применять в дальнейшем.

Содержание преподавания географии и биологии в 5-6 классе в соответствии с требованиями ФГОС основано на системно-деятельностном подходе в обучении. По принципу преемственности новый курс географии и биологии  объединяет материал 5-го и 6-го классов, расширяя перечень понятий и представлений обучающихся, основы географических и биологических знаний и умений в целях развития познавательных интересов, склонностей и способностей школьников, развития ключевых и предметных компетентностей. В реализации системно-деятельностного подхода учителю следует больше внимания уделять практике применения полученных знаний и умений учащимися в реальных жизненных ситуациях.

    С учётом  требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.



Функции личностных учебных действий:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в географии.

Личностные УУД. Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Приёмы, активизирующие деятельность учащихся: 1. Приём новизны, который предполагает включение в содержание интересных сведений, фактов, исторических данных, сведений из различных литературных источников, ярких примеров из жизни.

Например:

В географии, краеведческие уроки, позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а также проявлять интерес к истории и культуре своего народа, родной страны, села, края.

Изучая тему «Расы и народы мира», в конце урока ребятам предстоит ответить на вопрос: «Кто Я?». Я - европеоид, живу на материке Евразия, в государстве Россия и т.д.

При изучении тем «Человек и атмосфера», «Человек и литосфера» ребята предлагается сделать мини-проекты: «Письмо другу за рубежом». Основная задача этого задания: написать письмо другу, рассказать об особенностях климата, рельефа, природы своей страны-России.

В прошлом году в 5, 6 классах в рамках внеурочной деятельности, ребята выполняли проекты. Они сами выбирали интересующую их тему, работали над ней, а потом на одном из уроков защищали свой проект перед классом.



На уроках биологии, при изучении процесса фотосинтеза в 6 классе можно привести цитаты из работы русского учёного К.А.Тимирязева «Жизнь растений»: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу». Эти сведения побуждают учащихся к исследованию, позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира.



2. Приём динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.

Пример:

Используя мультимедийные пособия, на биологии, демонстрируются процессы распространения спор у грибов, движение цитоплазмы в 5 классе, процессы опыления и оплодотворения цветковых растений в 6 классе. Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение и способствует формированию системы ценностей и взглядов. Поэтому воздействовать необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации.

В географии 6 класса, при изучении темы «Атмосфера» уч-ся ведут дневник наблюдений за погодой. А потом, используя свои собственные наблюдения, строят розу ветров, график хода температуры воздуха и др.

3. Приём создания проблемной ситуации. Учащиеся усваивают материал, когда у них есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять, и начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Значит, прежде всего, на уроке необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и самое главное, захотел это узнать. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, она не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.

Например, выдвижение проблемного вопроса в 5 классе на биологии: при изучении грибов: на половицах жилых помещений в увлажнённых местах часто поселяется домовый гриб, который в течение нескольких месяцев может сделать древесину трухлявой. Как можно объяснить такое явление? б) Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении, при помощи чего они всасывают воду?

В географии: в 6 классе, в теме «Атмосферное давление» учитель демонстрирует опыт: берет в руки до самых краев наполненный водой стакан, прикрывает его листом бумаги и осторожно переворачивает вниз. Учитель задает вопрос классу: вода из стакана не выливается. Почему?

4. Рефлексия. Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения. Примеры: 1) Рефлексивный полилог: Сегодня я узнал….; было интересно…; было трудно…; теперь я могу…;я почувствовал, что…; я приобрёл…; я научился…; у меня получилось…; я смог…; я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…; мне захотелось…

2) анкетирование: 1. На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3.Урок для меня показался коротким/ длинным 4.За урок я не устал/ устал 5.Моё настроение стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был понятен/не понятен 7.Домашнее задание мне кажется полезен/ бесполезен лёгким/трудным интересно/неинтересно.



В блок регулятивных УУД входят:  целепологание;  планирование;  прогнозирование;  контроль;  коррекция;  оценка.

Регулятивные УУД предполагают формирование:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

  • умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

  • умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Например:

При изучении темы «Гидросфера», в географии, ребята должны подготовить проект «Круизный маршрутный лист путешественника». Задача проекта: проложить маршрут по карте и заполнить маршрутный лист. Путешествие морское и предполагает остановки на островах. Ребятам необходимо нанести маршрут на карту и заполнить круизный лист (направление, географические координаты, длину острова и его форму), а также разработать багажный лист путешественника. Багажный лист путешественника включал в себя список из 15 вещей, необходимых в путешествии. Проект выполняется в группах по 3-4 человека. Каждая группа распределяет обязанности и представляет свою работу. В конце урока ребята обсуждают проекты, дают им оценку и выберают лучший проект.

При изучении темы: «Литосфера» ребята готовят проект: «Путешествие по природным достопримечательностям»



В биологии, для диагностики и формирования регулятивных учебных действий возможны следующие виды заданий: Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера, в которых они есть, исправьте их. 1. Среди голосеменных растений встречаются деревья, кустарники и травы. 2. Это высшие спорообразующие растения. 3. В цикле развития преобладает половое поколение – спорофит. 4. Гаметофиты представлены пылинкой (мужской гаметофит) и заростком (женский гаметофит). 5. Среди современных голосеменных растений большинство составляют хвойные растения. Задание 2. Терминологический диктант (один ученик, не называя термин, чётко произносит заранее продуманный вопрос, а другие записывают на своём листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов. 1.Как называется полужидкая часть клетки 2.Где хранится информация о клетке? 3.Как называются зелёные пластиды? 4.Какие пластиды придают цвет цветкам и плодам? 5.Как называются пластиды, содержащиеся в клетках луковицы? При выполнениии этих заданий формируется умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.



Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • Создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составление тезисов, различных видов плана (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразование информации  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Так из ученика, который лишь механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность.


Например, в географии, при изучении темы «Литосфера» в 5 классе ребятам предлагается выполнить задание:

  • Нарисуй схему внутреннего строение земного шара. Из каких частей он состоит.

  • Представьте, что вы участвуете в научной экспедиции вглубь Земли. Напиши письмо другу, в котором расскажи о своем путешествии и своих ощущениях.

Такие задания очень нравятся обучающимся и они с большим удовольствием их выполняют.

В 6 классе при изучении темы «Состав и строение атмосферы» учащиеся получают задания:1) из перечисленных явлений природы выпишите в три колонки: а) те, что наблюдали сами; б) о каких знаете из прочитанного или рассказов других людей; в) о каких никогда не слышали; 2) ваша задача – найти информацию о любом незнакомом вам явлении, используя интернет, справочную и художественную литературу.



Также, для диагностики и формирования познавательных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: В биологии: 1. «Найди отличия» - (можно задать их количество) пресмыкающихся от земноводных: а)кожа влажная; б) кожа сухая; в)трёхкамерное сердце; г) трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке; д)дыхание кожей и лёгкими; е)дыхание только лёгочное.

2. «Поиск лишнего» 1.ель; 2.сосна; 3.лиственница; 4. гинкго двулопастный.

3. «Найдите соответствие»: Плоды- Виды плодов- А. Сухие 1. Костянка Б. Сочные 2. Ягода 3.Тыквина 4. Семянка 5.Стручок.



Коммуникативные УУД обеспечивают:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со своими сверстниками и взрослыми;

- умение добывать и перерабатывать информацию, отвечать на чужой «текст» «текстом» своим.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. организация работы в малых группах. Преимущества групповой работы: - создают учебную мотивацию - пробуждают познавательный интерес - создают ситуацию успеха - вырабатывает умение общаться с другими детьми - формирует оценочные категории своей работы. Для организации групповой работы класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа работает над своим заданием. Во время работы учеников учитель исполняет роль эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы. Учитель наблюдает за работой, направляет деятельность учащихся.

Биология. Пример: Класс поделен на три группы. Задание: подготовить тест по теме: «Строение цветка». 1 группа: три вопроса с выбором одного правильного ответа; 2 группа: шесть утверждений, из которых выбрать три верных; 3 группа: задание на соответствие.

География. Задание: проверить знание географических названий островов, морей, заливов, рек и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы.

Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться.

 Целесообразно строить урок  на основе  обсуждения проблем, выдвижения гипотез, организации учебных исследований, дискуссии, а так же расширить в обучении отработку системы заданий типа: «Выскажите свою точку зрения…», «Как вы считаете…?»,

       Таким образом, новые требования к изучению географии и биологии в 5-6 классе в соответствии с главными идеями образовательного стандарта общего образования второго поколения сочетает в себе черты инновационности  и традиционности. А формирование основных видов УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!