ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
- учитель географии МБОУ лицея №6
Козина Любовь Александровна – МО ноябрь 2022г.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего,предметных результатов через:работу с текстом,работу с географической картой, работу со статистическими данными.
Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:
- читательские способности
- математическое
- естественнонаучное.
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными.
Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.
При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:
- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить
материал, выделить главное;
- составление развернутых планов и конспектов параграфов;
- составление простой таблицы на основе параграфа учебника;
- составление кроссвордов;
- создание схематичного рисунка по тексту;
- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста;
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте;
- заполнение текста пропущенными словами;
- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.
Работа с географической картой. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ЕГЭ, ОГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:
- задания на определение географического объекта по его координатам и
наоборот - нахождение географических координат объекта
- задания, требующие развитого пространственного воображения и
знания карты.
- задание, требующее владения приемом наложения карт
Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:
1) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:
- Перу, Колумбия, Бразилия, Аргентина, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
- Албания, Монголия, Сирия, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.
2) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представление и лучше запомнить карту. Например:
- укажите материки восточного и западного полушарий;
- расположи горы мира с севера на юг: Кордильеры, Альпы, Тибет, Кавказ, Анды, Тянь-Шань.
3) «Узнай объект по описанию»
Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:
-
Самый маленький материк. (Евразия)
-
Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)
-
Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)
-
Самый большой по площади океан. (Тихий)
4) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:
- акула – Сахалин
- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)
- лежащий тигр – Скандинавский полуостров
- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.
5) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:
- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.
- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)
Данные задания выполняются без использования атласов. Рекомендуется применять с 7 класса.
Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим схемы, графики, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.
К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:
- работа с климатограммами;
- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы;
- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы (уклон, падение и сток реки; абсолютные высоты; и т.д.
Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:
- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;
-преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм;
- решение различных географических задач;
Применение данного комплекса приемов повышения функциональной грамотности на уроках географии в последние 2 года уже дает, пусть пока небольшие, но положительные результаты. Это позволит большинству учащихся в дальнейшем самостоятельно успешно подготовиться к экзамену по географии в 9-11 классах и написанию ВПР.
Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Леонтьев А.А.
Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.