Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему «Технология критического мышления на уроках географии»»
«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии»
Учитель географии МБОУ лицея №6 г.Ессентуки
Козина Любовь Александровна
- РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Разработали программу педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит.
- Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть.
- Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Цели технологии РКМЧП
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического мышления.
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Стадии технологии РКМЧП
Стадия(фаза)
Функция
Вызов
- Мотивационная (пробуждение интереса к теме)
- Информационная (вызов имеющихся знаний)
- Коммуникационная (обмен мнениями)
Осмысление содержания
- Информационная (получение новой информации)
- Систематизационная (классификация полученной информации)
- Мотивационная (сохранение интереса к теме)
Рефлексия
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
- Информационная (приобретение нового знания)
- Оценочная (оценка процесса)
Организация урока
- В основе организации учебного процесса - работа учащихся в динамических парах и группах.
- Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
- Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно.
- Роль учителя – в основном координирующая.
- Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала (модели, рисунки, схемы и т.п.).
Приемы технологии РКМЧП на уроках географии
- Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление.
Тема: «Состав топливно-энергетического комплекса», 9 класс
Состав ТЭК
Топливная промышленность
Электроэнергетика
ГЭС
ТЭС
Угольная
Газовая
Нефтяная
АЭС
Использование нетрадиционных видов энергии
Торфяная
- «Корзина идей, понятий, имен…» - учащиеся выписывают слова и выражения, связанные, по их мнению, с предложенной темой. Прием может использоваться для составления кластера или при подготовке к контрольно-обобщающему уроку.
- «Чтение с пометками INSERT » – учащиеся знакомятся с текстом делая пометки на полях текста:
v – было известно учащимся ранее
+ - новая информация
? – информация не вполне понятна
- «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.
Тема: «Природные зоны России» ,8 класс
Знаю
Хочу узнать
Широтная зональность
Природные зоны Евразии
Высотная поясность
Узнал
Природные зоны России: их географическое положение, природные особенности
Природные зоны России: арктическая пустыня, тундра и лесотундра, лесная зона, лесостепь, степь, полупустыни и пустыни
- Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов
Тема: «Русская равнина» 8 класс
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Где расположена Русская равнина?
Какие реки протекают по территории Русской равнины?
Что такое «бараньи лбы»?
С чем связано широкое распространение болот и озер на северо-западе Русской равнины?
Как влияют внешние силы на современный рельеф равнины?
- Взаимоопрос – работа в парах по заданной теме.
- Синквейн – краткое выражение учебного материала:
- Существительное (ключевое слово) Урал
- Два прилагательных (характеризующие данное понятие) Горный, богатый
- Три глагола (действие понятия) Разделяет, добывает, разрушается
- Фраза из нескольких слов Опорный край державы, её добытчик и кузнец
- Слово – резюме Каменный пояс
Тема: «Своеобразие природы Урала», 8 кл.
- Учебный «мозговой штурм» - работа в группах по плану: создание банка идей, анализ идей, обработка результатов
Приполярный Урал
Линии сравнения
Южный Урал
- Географ. положение
- Высочайшие вершины
- Полезные ископаемые
- Климат
- Высотная поясность
- Результаты применения приемов технологии РКМЧП:
- Овладение навыками поиска , анализа информации
- Умение формулировать корректные вопросы
- Самостоятельность учащихся в изучении предмета
- Интерес к творческой деятельности
Литература
- С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке.-М., 2011.
- А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/А.Г. Асмолов.-М., 2011