СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на учительской конференции по теме "Новые педагогические технологии на уроках биологии".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА УЧИТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ ЭЛЕМЕНТОВ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на учительской конференции по теме "Новые педагогические технологии на уроках биологии".»

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра», — сказал известный ученый - педагог, философ, профессор Дьюи. Сейчас, когда миром правят информационные технологии, на уроках применяются новые методики - его слова стали особенно актуальны.

Чтобы каждый педагог мог оценить, насколько его уроки соответствуют современным требованиям, ему необходимо ориентироваться в современных методиках и пробовать самому, хоть частично применять их на уроках, ориентируясь на возможности обучающихся и материальную базу учебных учреждений.

Одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности учащегося, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению, использование полученных знаний на практике – в жизни. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает Дальтон технология, схожая с проектной деятельностью в учебном процессе. Проектная деятельность включает в себя 6 П :

  • Проблема

  • Проектирование

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация

  • Портфолио

Дальтон технология это сочетание литературного исследования с образовательным процессом и обязательной эксперементально – опытнической или социально – значимой деятельностью, которая входит в систему работы учебных заведений. Литературные исследования или Лаборатории могут проводиться в форме Дальтон- часа, Дальтон- дня, Дальтон- недели. Заканчиваются школьной конференцией по обсуждению теоретической части проектов. Затем начинается работа над практической частью или же практика выполняется в течение всего учебного года, результат – выставка проектных практических работ на районном, городском или окружном уровне, с обязательной оценкой работ. При этом ученики сами выбирают учебный предмет, по которому проводят работу, тему и количество учащихся, работающих в проекте. Учитель вправе корректировать только количество участвующих, в зависимости от сложности проекта ( 2 или 4 ученика). Деятельность учителя по данной технологии – помощник, консультант. Актуальность данной деятельности учащихся определяет необходимость владения педагогом знаниями об особенностях ее организации. В центре нашего внимания всегда стоят вопросы, связанные с особенностями ведения документации, фиксирующей достижения учащихся на определенном этапе работы. В своей работе использую данную технологию и над подтверждением проведения этапов прохождения проекта, особенно экспериментов, использую фотофиксацию результатов. Например, эксперимент по выращиванию гриба пеницилла в домашних условиях проходит и фиксируется в 3 этапа: 1 – момент закладки, 2 – промежуточный результат, 3 – конец эксперимента. На уроках биологии и дома вместе с учащимися проводим опыты. В прошлом году – опыт о влиянии света и тепла на сроки появления листьев у районированных сортов вишни и винограда и о возможности вегетативного размножения. Второй год в домашних условиях проводим опыт по выращиванию деревьев из семян мандарин и лимона. Сейчас проводим опыт по проращиванию, подготовке к посадке картофеля в комнатных условиях: обычное проращивание и проращивание по технологии, разработанной ведущими специалистами Воронежской селекционной районированной станции. Результатами проектных исследований, экспериментов и опытов – рефераты, с которыми учащиеся выступают на научно - практической конференции «Я познаю мир», работы участвуют в различных дистанционных конкурсах проектных работ ССИТ.

Технология развития критического мышления требует строить урок по трёхфазной модели: стадия вызова – стадия осмысления содержания – стадия рефлексии. Каждую из них можно организовать по-разному. Выбор средств и методов зависит от содержания материала, уровня развития учащихся и предпочтений учителя.

Вспомним, что на стадии вызова осуществляется одна из самых важных функций технологии: учащиеся сами формулируют тему урока и значимые для себя цели изучения нового материала. Эту тему мы рассматривали на методическом объединении учителей биологии: начало в виде кроссворда, в виде стихотворения, решение синквейна, картинного диктанта и т.д. Тем самым они придают смысл своей учебной деятельности. Возврат к обозначенным целям происходит на стадии рефлексии. Это позволяет дать оценку тому, что сделано. Решить, на какие вопросы даны ответы, а на какие – нет. Подумать над тем, как изменились представления об изучаемой теме, какие способы получения знаний были наиболее эффективными.

Изучая статью о технологии развития критического мышления, столкнулась с методом осмысления – кластером. Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди. Термин «кластер» употребляется в самых разных сферах. В астрономии, например, это группа звёзд, связанных друг с другом силой гравитации, или супер структура, состоящая из нескольких галактик. В учебных целях кластер используется, чтобы увидеть связи, существующие между различными факторами и установить их последовательность. С системой кластера наши дети сталкиваются с детства, составляя из пазлов картинки сказочных героев.

Я разработала кластеры для уроков биологии – на один урок (5, 6 классы), несколько уроков (7 – 8 классы). Начало составления кластера – озвучивание темы урока. По значкам, нанесенным на кластер, ученики заполняют его при различных сменах деятельности на уроке: работа с учебником, с дополнительной литературой, при выполнении электронных практикумов, работая с электронными приложениями. Заполняя кластер, ученик по определенной системе выстраивает основные понятия в систему знаний по теме.

Главное в современных технологиях – не средства, а идеология. Всё, что способствует активной самостоятельной целеполагающей деятельности учащихся, что придаёт осмысленный характер их деятельности на уроке, имеет право на существование.

Нужно только иметь в виду, что выбранная вами форма работы должна предполагать возврат к сформулированным целям и проблемам. То есть она должна давать возможность оценить то, что было достигнуто, то, что узнали и чему научились наши ученики и возможность применения полученных знаний в жизни. И при этом нужно помнить об ограниченности времени урока.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!