«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра», — сказал известный ученый - педагог, философ, профессор Дьюи. Сейчас, когда миром правят информационные технологии, на уроках применяются новые методики - его слова стали особенно актуальны.
Чтобы каждый педагог мог оценить, насколько его уроки соответствуют современным требованиям, ему необходимо ориентироваться в современных методиках и пробовать самому, хоть частично применять их на уроках, ориентируясь на возможности обучающихся и материальную базу учебных учреждений.
Одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности учащегося, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению, использование полученных знаний на практике – в жизни. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает Дальтон технология, схожая с проектной деятельностью в учебном процессе. Проектная деятельность включает в себя 6 П :
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Дальтон технология это сочетание литературного исследования с образовательным процессом и обязательной эксперементально – опытнической или социально – значимой деятельностью, которая входит в систему работы учебных заведений. Литературные исследования или Лаборатории могут проводиться в форме Дальтон- часа, Дальтон- дня, Дальтон- недели. Заканчиваются школьной конференцией по обсуждению теоретической части проектов. Затем начинается работа над практической частью или же практика выполняется в течение всего учебного года, результат – выставка проектных практических работ на районном, городском или окружном уровне, с обязательной оценкой работ. При этом ученики сами выбирают учебный предмет, по которому проводят работу, тему и количество учащихся, работающих в проекте. Учитель вправе корректировать только количество участвующих, в зависимости от сложности проекта ( 2 или 4 ученика). Деятельность учителя по данной технологии – помощник, консультант. Актуальность данной деятельности учащихся определяет необходимость владения педагогом знаниями об особенностях ее организации. В центре нашего внимания всегда стоят вопросы, связанные с особенностями ведения документации, фиксирующей достижения учащихся на определенном этапе работы. В своей работе использую данную технологию и над подтверждением проведения этапов прохождения проекта, особенно экспериментов, использую фотофиксацию результатов. Например, эксперимент по выращиванию гриба пеницилла в домашних условиях проходит и фиксируется в 3 этапа: 1 – момент закладки, 2 – промежуточный результат, 3 – конец эксперимента. На уроках биологии и дома вместе с учащимися проводим опыты. В прошлом году – опыт о влиянии света и тепла на сроки появления листьев у районированных сортов вишни и винограда и о возможности вегетативного размножения. Второй год в домашних условиях проводим опыт по выращиванию деревьев из семян мандарин и лимона. Сейчас проводим опыт по проращиванию, подготовке к посадке картофеля в комнатных условиях: обычное проращивание и проращивание по технологии, разработанной ведущими специалистами Воронежской селекционной районированной станции. Результатами проектных исследований, экспериментов и опытов – рефераты, с которыми учащиеся выступают на научно - практической конференции «Я познаю мир», работы участвуют в различных дистанционных конкурсах проектных работ ССИТ.
Технология развития критического мышления требует строить урок по трёхфазной модели: стадия вызова – стадия осмысления содержания – стадия рефлексии. Каждую из них можно организовать по-разному. Выбор средств и методов зависит от содержания материала, уровня развития учащихся и предпочтений учителя.
Вспомним, что на стадии вызова осуществляется одна из самых важных функций технологии: учащиеся сами формулируют тему урока и значимые для себя цели изучения нового материала. Эту тему мы рассматривали на методическом объединении учителей биологии: начало в виде кроссворда, в виде стихотворения, решение синквейна, картинного диктанта и т.д. Тем самым они придают смысл своей учебной деятельности. Возврат к обозначенным целям происходит на стадии рефлексии. Это позволяет дать оценку тому, что сделано. Решить, на какие вопросы даны ответы, а на какие – нет. Подумать над тем, как изменились представления об изучаемой теме, какие способы получения знаний были наиболее эффективными.
Изучая статью о технологии развития критического мышления, столкнулась с методом осмысления – кластером. Кластер – графический приём систематизации информации, когда выделяются основные смысловые единицы текста и оформляются в определённом порядке в виде грозди. Термин «кластер» употребляется в самых разных сферах. В астрономии, например, это группа звёзд, связанных друг с другом силой гравитации, или супер структура, состоящая из нескольких галактик. В учебных целях кластер используется, чтобы увидеть связи, существующие между различными факторами и установить их последовательность. С системой кластера наши дети сталкиваются с детства, составляя из пазлов картинки сказочных героев.
Я разработала кластеры для уроков биологии – на один урок (5, 6 классы), несколько уроков (7 – 8 классы). Начало составления кластера – озвучивание темы урока. По значкам, нанесенным на кластер, ученики заполняют его при различных сменах деятельности на уроке: работа с учебником, с дополнительной литературой, при выполнении электронных практикумов, работая с электронными приложениями. Заполняя кластер, ученик по определенной системе выстраивает основные понятия в систему знаний по теме.
Главное в современных технологиях – не средства, а идеология. Всё, что способствует активной самостоятельной целеполагающей деятельности учащихся, что придаёт осмысленный характер их деятельности на уроке, имеет право на существование.
Нужно только иметь в виду, что выбранная вами форма работы должна предполагать возврат к сформулированным целям и проблемам. То есть она должна давать возможность оценить то, что было достигнуто, то, что узнали и чему научились наши ученики и возможность применения полученных знаний в жизни. И при этом нужно помнить об ограниченности времени урока.