СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на учительской конференции "Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЦОР В ПРАКТИКЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на учительской конференции "Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии".»











Ширимова Анна Ивановна

Россия

Воронежская область

Каменский район

Село Дегтярное

МБОУ «Каменская СОШ №2»

ОСП Дегтяренская школа



Биология

«Обобщение опыта»



Применение цифровых образовательных ресурсов

на уроках биологии.



















«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». Так писал Сухомлинский о значении учителя.

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации учащихся на уроке. На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся я использую всевозможные биологические задачи. Но для качественного проведения уроков необходимы наглядные пособия, материал для выполнения практических и лабораторных работ, как по биологии, так и по химии. Но последние поступления материалов для практических и лабораторных работ не было очень давно.

При разработке рабочих программ по предмету, изучая материалы курсов, нового Закона об образовании, в котором написано: «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» Статья 16. В программе Пономарева по биологи говорится: «Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных возможностей, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков).

Два года, после прохождения курсов повышения квалификации на которых меня познакомили с применением цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии, я использую их в своей практике. Заинтересовала ли я учащихся разнообразием видов деятельности на уроке, думаю – да.

Что такое цифровые образовательные ресурсы? ИКТ, ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. ЦОР уместны на всех этапах деятельности: от целеполагания (совместного, осознанного) до обобщения (повторение, структурирование – это презентация). Презентация – это весь наглядный материал по уроку собранный, дополненный справочным материалом и размещенный по ходу изучения материала. Первый год работы я брала презентации из интернета, дополняя своими данными. Сейчас презентации к урокам делаю сама. Существует множество сайтов в помощь начинающим учителям с готовыми презентациями и конспектами к урокам биологи - http://mirbiologii.ru/ - мир биологии , http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/optimizaciya-uchebnogo-processa-cherez - социальная сеть работников образования, http://prezentacii.com/biologiya/4651-rasteniya-prezentaciya.html - портал готовых презентаций по всем предметам образовательной школы.

Типы ЦОРов:

• Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса) – это дисковое сопровождение учебника, но существует Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Лауреат премии правительства Российской Федерации в области образования (сайт http://school-collection.edu.ru/). В разделе каталог обозначаете, для какого класса вам необходим материал, затем указываете учебный предмет. Выбираете авторов учебника, по которому вы работаете. Найти. Появляется весь собранный разработчиками сайта материал по данному учебнику. Поисковая система сайта не работает.

• Информационные источники сложной структуры (ИИСС). (ИИСС – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области). К сложной структуре относятся материалы Федерального центра информационно – образовательных ресурсов (сайт http://fcior.edu.ru/) . В каталоге ресурса выбираете (1 – 9 класс) – основное общее образование, (10 – 11) – среднее (полное) общее образование. Справа – перечень учебных предметов (выбираете), класс (выбираете). Но лучше и удобнее всего на сайте пользоваться поисковой системой. Просмотреть материал как на предыдущем сайте нельзя. Нужна загрузка на компьютер. На сайте представлены виртуальные лабораторные и практические работы, которые можно выполнять каждому обучающемуся, имея оборудованные индивидуальным компьютером места, либо группами как практикую я; есть видеофрагменты, анимация, много схем. Данная программа имеет информационный модуль по теме (материал озвучивается с иллюстрированием темы). Учитель выбирает тот модуль, который считает необходимым для уровня усвоения материала классом. В материалах модуля дается как дополнительная информация раздела «Это интересно», так и материалы факультативного свойства по данной теме. Присутствует и модуль для углубленного изучения предмета. Контрольные вопросы представлены либо в тестовом варианте, либо работой над схемами, рисунками, логическим сравнением и сопоставлением частей целого.

На флеш накопителе я создаю папку на каждый урок, в которую вношу конспект, презентацию, и материалы ЦОР. В презентацию ЦОРы всталяю гиперссылкой. Для работы с данным материалом необходима специальная компьютерная программа, которую нам дали на курсах биологии в апреле 2013 года. Установив ее - можно работать.

Работа с компьютером на уроке, с учетом выполнения практических или лабораторных работ занимает 30 минут, что идет в нарушение норм САНПИН (по нормам - работа не должна превышать 15 – 20 минут).

Но ЦОРы дают возможность для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:

• фундаментальность общеобразовательной подготовки;

• способность учиться;

• коммуникабельность, умение работать в коллективе;

• способность самостоятельно мыслить и действовать;

• способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

Электронные средства обучения. Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования. Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов.

Инструментальные программы. Инструментальными называются программы, позволяющие преподавателю создавать собственные элементы автоматизированных учебных курсов. Наиболее распространенной разновидностью инструментальных программ являются программы-оболочки, позволяющие преподавателю, имеющему навыки пользователя ПК, вводить в заданный формат собственный учебный материал. Я пыталась пользоваться и такой формой создания тестовых заданий. Программы по созданию тестов в интернете есть, в основном платные. Мне посчастливилось получить в подарок такую программу от разработчиков сайта ([email protected]) так как ученик 5 класса занял 2 место в дистанционной олимпиаде по природоведению. Но для работы в школе необходима установка программы на компьютеры, а пользование без авторского соглашения в школе запрещено законом РФ.

Информационные ресурсы Интернета. Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:

• веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам (http://biouroki.ru/test/, http://testipobiologii.ucoz.ru/index/testy_8_klass/0-6.)

• веб-сайты — информационные представительства учебных заведений, образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.; (сайты школ http://degtarnoe.narod.ru/ )

• электронные рассылки (http://videouroki.net/; [email protected])

• информационные и справочные порталы –(http://ru.wikipedia.org/wiki/.)

• ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных http://lithub.ru/. http://www.rulit.net/tag/textbooks.




Литература.

1. Новый закон об образовании. Статья 16.

2. Программа по биологии 5- 9 классы. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2012г Авторы: И. Н. Пономарева, В. С. Кучменко, О. А. Карнилова, А. Г. Драгомилов, Т. С. Сухова. Пояснительная записка. Стр. 3

3. Материалы сайта: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A6%D0%9E%D0%A0_%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!