СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании методического цикла учителей коррекционной школы (I варианта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная школа помогает умственно отсталым обучающимся исправить недостатки произношения, способствует увеличению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи. Под влиянием школьного обучения у умственно отсталых обучающихся увеличивается потребность в словесном общении.

    Учителю приходится сталкиваться с немалыми трудностями при обучении детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании методического цикла учителей коррекционной школы (I варианта)»

ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 3»















Активизация речевой деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках в начальной школе.

Заседание МЦ учителей I варианта.








Подготовила:

С.С. Левина,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.









г. Волгоград, 2018 г.

Слайд 1.

Слайд 2.

Учитель открывает дверь, входишь ты сам.

Слайд 3.

В специальной литературе широко представлены данные, свидетельствующие о том, что умственно отсталые дети, не имея повреждений слуха, ни резких аномалий строения речевых органов, овладевают речью значительно позднее своих нормально развивающихся сверстников. Первые слова умственно отсталый ребёнок произносит на 3-4 и даже на пятом году жизни. У умственно отсталых детей задерживается не только развитие активной речи. Они значительно хуже понимают обращённую к ним речь. Если высказывания собеседника длинны, то дети быстро утомляются, перестают слушать. Это особенно резко обнаруживается в тех случаях, когда отсутствуют конкретные опоры, привлекающие внимание детей и помогающие им понять, что от них хочет взрослый.

У ребёнка с интеллектуальными нарушениями ко времени поступления в школу, то есть к семи-восьми годам, практика речевого общения занимает меньший отрезок времени. Темп развития его речи все эти годы резко замедлен, а речевая активность недостаточна. Разговорно-бытовая речь ребёнка оказывается слаборазвитой. Это затрудняет его общение со взрослыми. Ребёнок редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Причины, обуславливающие замедленное формирование речи у умственно отсталых детей, различны. Прежде всего, это общее недоразвитие всей психики в целом, которое приводит к задержке умственного развития. Следствием этого является более позднее развитие фонематического слуха. Значительную роль в замедленном развитии речи играет общее моторное недоразвитие. Оно нарушает процесс действенного знакомства ребёнка с окружающим миром и тормозит накопление представлений о нём. Нарушение моторики влияет на произвольное произношение звуков речи, а тем более слов, для чего требуется высокая степень координированных движений органов речи. Важным фактором, задерживающим развитие речи умственно отсталых школьников, служит также характерная для них недостаточность усвоения семантической стороны родного языка. Замедленное неточное или даже ошибочное усвоение слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым затормаживает формирование речи ребёнка.

У маленького умственно отсталого ребёнка развитие речи тоже обусловлено обогащением его жизненного опыта и общения с окружающим. Но из-за общего недоразвития психики процесс расширения опыта протекает у него замедленно и ущербно. Аномально развивающаяся практическая и познавательная деятельность не может служить достаточной основной для быстрого накопления большого количества разнообразных представлений и не способствует в должной мере проявлению у ребёнка новых потребностей и интересов. Он менее сильно чувствует необходимость в речевом общении с окружающими и меньше общается с ними. Общение со взрослыми формируется с запозданием.


Слайд 4.

Показателями успешной адаптации человека в обществе являются:

  • Умение воспринимать информацию, переданную собеседником средствами устной и письменной речи.

  • Умение передавать информацию посредством устной и письменной речи.

И, если обучающийся школы для детей с интеллектуальными нарушениями овладеет данными умениями, то про него можно будет смело сказать, что он – социально адаптированная личность.


Слайд 5.

Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. «Наличие мотиваций» речи означает, что у школьников не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, то, что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства.

Мотив речи («ради чего я говорю» - Л.С. Выготский) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственно речевой мотив, то есть желание сообщить другим о своих впечатлениях, об увиденном и пережитом.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Обучающиеся то высказываются свободно, то выполняют «жёсткое задание», которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.

Успех в работе по развитию речи невозможен, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнить задание, предлагаемое учителем. Иногда требование полных ответов от обучающихся является целесообразным и обязательным, но это требование должно быть ограничено определёнными учебными ситуациями. Эта форма работы имеет цель: научить школьников правильно строить предложения. Если учитель не ставит задачи специально работать над построением предложения, то требовать от ребёнка полного ответа не следует. Полные ответы не соответствуют природе устного речевого общения, поэтому они не способствуют развитию речи, а создают препятствия в работе, так как вносят в беседу искусственность и отбивают у ребёнка охоту говорить.

Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они старались улучшить свою речь, надо ввести обучающихся в роль увлекательных рассказчиков. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины событий, героев, о которых они читают или говорят. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль. Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке.


Слайд 6.

Основными уроками развития речи являются уроки:

  • Чтения,

  • Русского языка,

  • Речевой практики,

  • Мир природы и человека.


Слайд 7.

Коррекционная школа помогает умственно отсталым обучающимся исправить недостатки произношения, способствует увеличению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи. Под влиянием школьного обучения у умственно отсталых обучающихся увеличивается потребность в словесном общении.

Учителю приходится сталкиваться с немалыми трудностями при обучении детей с ОВЗ. Трудности в организации беседы связаны с тем, что ученики как бы уклоняются от разговора. В ответ на вопрос взрослого они молчат. В других случаях отвечают «не знаю». Часто приходиться повторить даже самый простой вопрос. Если ученик отвечает на него, то обычно делает это предельно кратко. Многие дети сопровождают свою речь жестами, которыми пытаются, как бы, дополнить своё высказывание.

Малая речевая активность детей обусловлена тем, что им часто бывает нечего ответить на поставленный вопрос. Чтобы ребёнок дал ответ на вопрос учителя, у него должно возникнуть желание или потребность высказаться. Если вопрос оставляет ребёнка равнодушным, то ответ будет кратким и формальным. Удачно сформулированный, поставленный в нужный момент вопрос имеет большое значение для создания у обучающихся мотивов высказывания. Он будит мысль детей, заставляет их думать, вызывает стремление говорить. Такие вопросы могут быть на сравнение, на выявление причинно-следственных связей («отчего?», «почему?», «как?»).

Речевая активность у обучающихся коррекционной школы выражена слабо и быстро исчерпывается. Поэтому в ходе беседы некоторые вопросы должны быть направлены на активизацию детей («А что дальше?», «Продолжай», «Мы тебя слушаем»).

Проводя беседы с детьми, следует избегать резких оценок неправильных ответов и частых исправлений. Это снижает активность умственно отсталых обучающихся.

Необходимо постоянно работать над развитием у детей умения слушать собеседника, иначе постановка вопросов лишается смысла.


Слайд 8.

Для организации беседы с учениками младших классов специальной (коррекционной) школы можно использовать несложные жизненные ситуации, требующие рассмотрения реальных предметов и выполнения с ними простых практических действий, а также сюжетные картины, поделки, различные собранные во время экскурсий предметы и тому подобное.

Помочь обучающимся сосредоточить внимание на изучаемом предмете в течение более продолжительного времени могут различные действия с этими предметами. В процессе предметной деятельности мотивы для осуществления высказывания возникают значительно легче, чем в условиях формальных словесных упражнений.

Так на уроке речевой практики в 1 классе по теме: сказки «Теремок» использую маски – ободки для инсценировки сказки. Предлагаю детям выбрать понравившуюся маску и в классе разыгрываем действие сказки. В такой ситуации дети говорят охотнее, равнодушных к такой работе нет.

На уроки по изучению мира природы и человека по темам «Овощи», «Фрукты» приношу натуральные предметы, использую муляжи. Дети составляют предложения со словами, обозначающими предметы и легче выявляются свойства изучаемых предметов, быстрее проводят классификацию овощей и фруктов.


Слайд 9.

Важное значение в усилении речевой активности детей имеют также различного рода игры (лото, отгадывание задуманного предмета, викторины, сюжетно-ролевые игры). Живо и интересно проходит игра «В овощном магазине» на уроке по изучению мира природы и человека в 1, 2, 3 классах. Детям даётся задание купить в магазине овощ, который он правильно опишет по цвету, форме и вкусу. Продавец должен отгадать, о каком овоще идёт речь. Если он не справляется с заданием, то заменяется другим игроком.

В процессе проведения игры школьники закрепляют в памяти признаки, присущие предметам, овладевают умением строить предложения, поддерживать беседу.

Успехи развития речи в значительной степени зависят от любознательности ребёнка, от его стремления получить всё новые и новые сведения о различных объектах. Поэтому очень важно пробудить у школьников интерес к окружающему миру, стимулировать обучающихся к обогащению опыта. Это в свою очередь подготовит почву для того, чтобы учить детей ставить вопросы и отвечать на них.

В процессе игры специально учу детей строить своё высказывание. На первых этапах обучения их речь бедна, однообразна, они употребляют неточные выражения, часто дополняют свой рассказ мимикой, жестами, но в то же время ощущается недосказанность. Имея знания, необходимые для ответа дети не могут сформулировать свою мысль, найти подходящие слова. Дополнительные, уточняющие вопросы учителя, требующие от ребёнка доказательства, обоснованности ответа, как правило, помогают ему справиться с заданием полностью.


Слайд 10.

При введении дополнительных наглядных средств, конкретизирующих предложенную тему и повышающих интерес к ней, изменяется отношение обучающихся к заданию и, соответственно, характер его выполнения. Дети охотно откликаются на предложение взрослого рассказать о понятных и знакомых событиях и делают это определённым успехом. Многолетний опыт работы с обучающимися начальных классов позволяет говорить о положительной роли сюжетных картинок, таблиц, натуральных объектов, способствующих усвоению содержания и лучшему воспроизведению рассказов умственно отсталыми школьниками младших классов. Разбор текста, сочетаемый с разбором сюжетной картинки, облегчает осмысление читаемой и активизирует речь не только сильных обучающихся, но и что особо важно – более слабых школьников.

Речевая активность может быть усилена или ослаблена не только характером задания, наличием или отсутствием наглядных средств, но и эмоциональными моментами. Речь ученика во время урока обусловлена главным образом требованиями учителя. Имеют место также и эмоции, связанные с учебными интересами, со стремлением ребёнка хорошо ответить и заслужить одобрение учителя.


Слайд 11.

Немалое значение в активизации речи обучающихся имеют экскурсии. Для организации экскурсии учитель должен хорошо знать особенности наблюдаемого объекта, составить чёткий план экскурсии, определить её основную задачу. Ученикам должно быть понятно, с какой целью они идут на экскурсию.

Детям сообщается план наблюдений. Такой план чрезвычайно полезен не только для организации наблюдения, но и для последующего рассказа обучающихся об увиденном.

В обучении наблюдению огромную роль играет слово учителя. Без помощи взрослого умственно отсталый ребёнок не увидит того главного, что характерно для данного объекта или явления. Именно учитель своими вопросами и указаниями обеспечивает полное и разностороннее рассматривание. Следовательно, необходимо заранее наметить вопросы сопровождающей беседы, определить, как подвести итог тому, что дети узнали в ходе наблюдений. Готовясь к экскурсии, учитель должен предусмотреть работу по обогащению и активизации словаря обучающихся.

Во время экскурсии акцентирую внимание на новых словах, вопросы ставлю так, чтобы ответы содержали эти слова. Слушая высказывания детей, слежу за употреблением ими разнообразных определений, а также за правильностью грамматического оформления речи.

При организации экскурсии стремлюсь, чтобы рассматривание объекта или явления у каждого ученика вызвало интерес и познавательную активность, которая проявляется в желании узнать что-то новое, правильно выполнить задание учителя.

Активизации речевой деятельности в процессе экскурсии способствуют дидактические игры. Так, при изучении темы «Растения» провожу игры: «Подбери листок», «Найди дерево или кустарник по описанию». Во время посещения цветника при изучении темы «Растения клумбы организую дидактическую игру «Садовник». Учитель – садовник даёт описание цветка, дети должны узнать цветок, подойти к нему и выполнить разнообразные поручения «садовника»: сосчитать, сколько у цветка лепестков, назвать их цвет, понюхать и сказать, какой у цветка запах, рассмотреть стебель, определить его длину и толщину и т.п. Выполняя задания, дети должны припомнить, каким словами обозначал учитель те или иные признаки при описании цветка, проявить сообразительность. Сочетание непосредственных наблюдений с выполнением практической работы вызывает у обучающихся познавательный интерес, что становится основой развития их любознательности.

Знания, полученные учащимися во время экскурсий, углубляются и обобщаются на последующих уроках. Такие уроки помимо беседы учителя с классом, включают в себя коллективное и индивидуальное составление устных рассказов по плану, по опорным словам, по картинке и др. Используемые на занятиях сюжетные картинки вызывают у детей яркие, живые образы изучаемых предметов и явлений и вместе с тем, демонстрируют новые стороны знакомых предметов, явлений, отношения и связи между ними. Такое применение наглядного материла на обобщающем уроке способствует расширению знаний, развитию наблюдательности обучающихся, активизации их речевой деятельности. Высказывая свои суждения, используя знания, приобретённые в процессе наблюдений, они могут более полно и точно раскрыть связи и причины событий, изображённых на картинках.


Слайд 12.

Применение в процессе обучение рассмотренных приёмов помогает не только формировать у детей соответствующие программе знания, но активизировать познавательную и речевую деятельность обучающихся.

В начальных классах возможна и необходима планомерная, разнообразная, систематическая работа по активизации речи обучающихся, по её совершенствованию. Успешность всей работы зависит от двух основных факторов: во-первых, от речевой среды; во-вторых, от организации речевой практики самих детей: разносторонней, интересной, мотивированной, чётко контролируемой учителем.

Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всём школьном обучении и развитии обучающихся, а в дальнейшем их социальной адаптации в социуме.

Слайд 13.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!