Методическое объединение воспитателей
коррекционной школы-интерната №7
Выступление на заседании МО воспитателей на тему: «Современные технологии внеурочной деятельности в контексте ФГОС для детей с ОВЗ».
Воспитатель
1 категории
Шакирова ДР.
Казань
Ноябрь 2020 г.
«Современные технологии внеурочной деятельности в контексте ФГОС для детей с ОВЗ».
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей.
Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.
Федеральный государственный стандарт формулирует многие требования к воспитателю, в том числе умение выбирать и использовать современные образовательные технологии. Образовательная технология - это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования воспитательного процесса, повышения заинтересованности воспитанников. Если осуществляемая ребенком деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может.
Мне, как и любому педагогу, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий.
Работая над данной темой на протяжении двух лет, я рассмотрела теоретические основы понятия «педагогическая (образовательная) технология», этапы внедрения педагогических технологий в практику работы известных педагогов и воспитателей, ее классификационные характеристики, а также технологии наиболее практичные для работы с младшими школьниками. С помощью различных диагностических методик, убедилась в эффективности применения тех или иных педагогических технологий в работе воспитателя.
Применение педагогических технологий способствует:
раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;
развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоению социальных норм, нравственного развития
развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.
В своей работе я использую следующие технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологию личностно - ориентированного развивающего обучения Ирины Сергеевны Якиманской, здоровьсберегающие технологии, технология коллективно-творческого дела, технология арт.терапии.
Сейчас я поделюсь опытом, как я применяю данные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
Использование информационных технологий в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из Интернет ресурсов. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного, слушают аудиозаписи .
Я провожу на своих классных часах демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов, собственные учебные презентации, фильмы о животных, птицах, электронные виртуальные экскурсии, например, по музеям России.
Анализируя опыт использования ИКТ, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
-проводить мероприятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
-формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату воспитания и развития данной категории детей.
Игровая технология.
В своей работе постоянно использую игровую технологию. Ведущим методом в игровой технологии является игра: ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра, подвижная игра. Игра помогает мне снижать психические и физические перегрузки детей. Игровую деятельность использую на разных этапах классных часов, на прогулках, режимных моментах.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
• дидактическим целям;
• организационной структуре;
• возрастным возможностям их использования;
• специфике содержания.
В течении дня провожу с детьми речевые игры: «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», «Составление предложений», «Исключение лишнего».Кроссворды, головоломки, ребусы дети с удовольствием отгадывают в вечернее время.
В любой классный час вношу элементы игры. Например, час общения «Животные и птицы нашего края» я проводила с просмотром презентации, где на слайдах был изображено животное или птица, я загадывала загадку, ребята отгадывали, и дальше шло сообщение об этом животном.
Час общения «Моя безопасность»-ребятам предлагались ситуации и три варианта ответа, как они поступили бы в той или иной ситуации. Дети выбирали ответ, и мы проверяли - правилен ли он.
Пройдя педагогический путь длиною в несколько лет, поняла, что личностно-ориентированный подход лежит в основе моего педагогического опыта. Сколько себя помню, меня всегда волновал один вопрос: «Как воспитать, развить творческие способности каждого?»
Таким образом, я пришла к технологии личностно – ориентированного развивающего обучения Ирины Сергеевны Якиманской
Основная задача моей работы по данной технологии состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Свою деятельность по технологии строю на диалоге, на желании пробудить «доброе, вечное» в ребенке; наполнить его жизнь радостью познания, творчества. Здесь для меня главное - горящие глаза воспитанников, понимающих педагога и принимающих его, готовых идти за ним, полных желания открывать неизвестное заставляют меня понимать, что мой труд не напрасен.
Таким образом, используя личностно-ориентированный подход в воспитании, я преследую цель - обеспечить развитие и саморазвитие личности воспитанника, исходя из его индивидуальных способностей и личного опыта.
Одна из наших главных задач сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Свою воспитательную деятельность стараюсь строить, ставя перед собой цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий Базарного Владимира Филипповича.
Здоровьесберегающий подход в моей работе предусматривает чёткое чередование разных видов деятельности.
В свою ежедневную работу включаю гимнастику, гимнастику для глаз, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, пальчиковую гимнастику.
Физкультминутку выбираю в зависимости от преобладающей деятельности. Например, на самоподготовке - если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз.
Использую из технологии Базарного метод зрительных горизонтов.
Упражнения для глаз хорошо сочетаются с «Игрой в весёлых человечков». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем выполняют его движения. Эти физминутки тренируют зрение, зрительную память, произвольное внимание, наглядно- образное мышление.
Данные упражнения провожу с детьми на самоподготовке, на вечернем чтении, на часах общения.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
«Технология коллективно-творческого дела» Иванова Игоря Петровича»
Ее цель раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру.
Например, данную технологию применяю на кружке «Юные самоделкины». Ребята с интересом работают над изготовлением поделок, картин, стремятся получить призовые места, радуются получившимся поделкам.
А также применяю данную технологию на операции «Чистый класс», где ребята самостоятельно, под моим руководством, делают класс чище, уютнее.
Любое наше практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Дети с удовольствием принимают участие в выпуске газет, посвященных различным календарным датам и праздникам.
Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Я в своей работе стараюсь смотивировать своих воспитанников на выполнение какого либо коллективно-творческого дела. Например, это желание выиграть (дух соперничества), осознание роли коллективно-творческого дела, значимой для других. И основной акцент при работе стараюсь делать на интерес в реализации детьми своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях. Т.е. объясняю, что все увидят, как ты можешь красиво рисовать, или как ты можешь красиво петь, танцевать и т.д. Считаю, что не надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их решения. Главное, чтобы в совместных делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы.
Результатом применения технологии коллективных творческих дел, считаю:
1. Включение каждого воспитанника в совместные дела
2. Творческое сотрудничество воспитателя и учащихся.
3. Проявление интереса детей в реализации своих способностей.
На коррекционно-развивающих занятиях, на часах общения стараюсь широко применять технологии - арттерапии (музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на воспитанников. Они позволяют мне с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Считаю, что на сегодняшний день применяемые мной технологии актуальны, практико-ориентированы и соответствуют требованиям ФГОС. В дальнейшем планирую работать в данном направлении и искать новые технологии.