СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Диагностика и коррекция восприятия, пространственных и временных представлений у детей с интеллектуальными нарушениями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в начальной школе эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т.п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года, значительно позже своих сверстников с нормальным развитием начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Диагностика и коррекция восприятия, пространственных и временных представлений у детей с интеллектуальными нарушениями»»

























Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов

по теме

«Диагностика и коррекция восприятия,

пространственных и временных представлений

у детей с умственной отсталостью»











Подготовил(а):

Степанова Е. Л.,

учитель-дефектолог









2022 год





Умственная отсталость – стойкое недоразвитие уровня психической и интеллектуальной активности, связанное с врожденной и приобретенной (до трех лет) органической патологией головного мозга. При умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. А именно…

Главным недостатком в развитии сенсорных функций умственно отсталых детей является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормально развивающимися детьми. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, цвет, форму, картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. У детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, отмечается также узость объема восприятия: они выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важной для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т.п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года, значительно позже своих сверстников с нормальным развитием начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.

В целом зрительное восприятие детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить работу по развитию цвето- и формовосприятия и цвето- и форморазличения.

Коррекция развития восприятия младших школьников с умственной отсталостью направлена на развитие процессов целостности восприятия, умения различать основные цвета, обозначать их словом, умение дифференцировать форму предметов и их величину. У таких детей преобладает непроизвольное восприятие, при этом процессы восприятия и внимания связаны между собой.

Зрительный контакт у таких детей кратковременный, для них характерны неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Устойчивость и концентрация внимания зависят от заинтересованности деятельностью, поэтому коррекционно-развивающую работу лучше всего осуществлять с детьми в игровой форме.

  • Развитию зрительного и цветового восприятия способствуют упражнения «Чего не хватает на рисунке?», "Что неправильно изобразил художник?», «Дорисуй рисунок», «Раскрась картинку», «Раскрась радугу», «В магазине зеркал» и др.

  • При обучении детей восприятию цвета, необходимо научить детей решать задачу «покажи такой же цвет», а затем научить различать основные цвета спектра и их оттенки.

  • На развитие восприятия формы предметов направлены упражнения «Найди похожий предмет», «Превращение фигур», «Раскрась названной формы предмет», «Найди названную фигуру», игры со строительным материалом.

  • При обучении детей с умственной отсталостью восприятию величины предметов, необходимо познакомить их с противоположными понятиями: «маленький – большой», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «тяжелый – легкий», «толстый – тонкий», «много – мало», «глубоко – мелко» и др. При этом важно при обучении использовать наглядный материал.

Осознание себя во времени и пространстве – один из самых важных показателей психического здоровья и уровня развития интеллекта ребёнка. 

Из практики коррекционного обучения детей с нарушением интеллекта известно о серьёзном недоразвитии у многих умственно отсталых детей, поступающих в школу, умения ориентироваться в пространстве и во времени. Это ярко проявляется у них уже в начале обучения, существенно затрудняя их учебную деятельность.

Недостаточность практических навыков пространственной ориентировки обнаруживается, в частности, при выполнении даже самых простых заданий, требующих ориентации на ограниченной плоскости:

  • на поверхности парты, стола,

  • в пространстве листа бумаги.

Показано, что пространственные ошибки особенно характерны для младших учащихся. В их рисунках очень часто грубо нарушается композиция. Изображения выглядят смещёнными (вверх, вниз, вправо, влево), иногда резко отклоняются от вертикальных или горизонтальных осей, увеличиваются, уменьшаются без всякого соответствия с размерами листа; чрезмерно сближаются, то удаляются друг от друга на расстояния, не соответствующие истинному расстоянию между изображенными предметами. Учащиеся с умственной отсталостью долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определённого количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в 2-3 столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом) Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв), в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими.

Пространственные представления включают в себя определение местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют важную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью – одно из важнейших условий жизнеобеспечивающей ориентировки в окружении. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и наиболее естественной системой ориентации является схема тела. По А.В.Семенович условно можно выделить 4 последовательных этапа в формировании пространственных представлений [1]:

  • 1-й этап – Освоение телесного пространства, ориентировка в собственном теле.

  • 2-й этап – определение направлений в пространстве относительно своего тела.

  • 3-й этап – двигательный диктант и графические схемы.

  • 4-й этап – формирование “квазипространственных» представлений (логико-грамматические) речевые конструкции

Первым шагом должна стать маркировка его правой (или левой) руки с помощью ленточки, резинки, часов. Привязываем ленточку только к одной ноге или руке и, называем право или лево, побуждая ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Такие маркеры должны присутствовать на ребенке постоянно, на каждом занятии.

“На первом этапе формирования пространственных отношений базовой системой ориентации является схема тела, так как представление о внешнем пространстве строится вначале от собственного тела ребенка, а потом уже превращается в абстрактные пространственные представления. Каждое из пространственных представлений связывается с определенным движением, изменением положений частей тела, например, “вверх”, “вперед”, “ назад”, “вправо” и “влево” – простой шаг или прыжок на двух ногах. Вначале ребенок выполняет движения вместе с учителем, который и поясняет каждое направление.

Далее движения постепенно сворачиваются, происходит переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой, затем поворотом головы, а затем – взором”.

На П этапе определяем направление в пространстве относительно своего тела. Здесь отрабатываем следующие упражнения: “Движение в одном направлении”, “Моя рука, твоя рука”, “Что находится справа от меня?”

III этап - Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. Развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки “на местности”:

(Двигательный диктант (по шагам), затем на листе бумаги (упражнения “Поставь фигуру в угол”) и графического воспроизведения направлений (упражнения “Покажи направление”, “Куда указывает стрелка”).

Последним этапом является формирование “квазипространственных” представленийкоторый начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: “Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет”, “Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой” и т.п.

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времён года, смену поколений.

В норме большая часть временных представлений появляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Так,

- к 4 годам дети различают и называют время суток; 

- к 5 – 6 годам – времена года;

- в 6 – 7 лет заучивают дни недели;

- в 8 – 9 лет обучаются определять время по часам.

У детей с нарушением интеллекта наблюдаются явные отклонения в усвоении временных представлений. Учащиеся путают (а иногда не знают) названия времён года, часто не знают даты своего рождения, не всегда точно помнят свой возраст, затрудняются в определении частей суток и т.п. При этом, если слова называют категории, существенно отличающиеся по внешним признакам (зима – лето, день – ночь), ошибки встречаются реже. Но, если различия не столь ярко выражены (весна – осень, вечер – утро), возникают значительные затруднения. Попытки механического запоминания дней недели или последовательности месяцев в году приводят к быстрому забыванию, невозможности оперировать данными представлениями. В свою очередь, слабость временных представлений приводит к фрагментарному, искажённому пониманию последовательности событий, причинно – следственных отношений. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний (птицы улетели – птицы прилетели, день прибывает – день убывает и т.п). Это связано со сложностями выделения в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение. Детям становится не понятно, например, куда полетели птицы. Ясно лишь то, что они перемещаются.

Достаточно распространены у учащихся с умственной отсталостью ошибки при определении и соотнесении возраста и ролей в семье. Трудности вызывает и образование отчества от имени отца. Не меньше сложностей вызывает формирование навыка определения времени по механическим часам.

Недостаточно развитая ориентировка во времени, в дошкольном возрасте проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школе выльется на письме в выраженные аграмматизмы (например, ошибки в употреблении времени глагола, в употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида).

В работе можно использовать: дидактические игры: «Который час?», «Мой режим дня»; загадки, связанные с измерением времени; картинный материал.

Упражнения по определению времени на различных видах циферблатов, работа с календарями помогают усвоить временные понятия. Знания о времени интегрированы в учебные планы по многим предметам: в математику, географию, историю.

Учащиеся могут заучивать стихотворения, включающие последовательность дней недели, времён года, частей суток.

Крайне важно помочь детям систематизировать знания о времени, а также научить их планировать свою деятельность.

Таким образом, задача уточнения и расширения пространственно-временных представлений у учащихся с умственной отсталостью представляется достаточно актуальной. Однако, стоит помнить, что мы действуем исходя из психофизических возможностей ребенка и его специальных образовательных потребностей.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Методические рекомендации


Развитие и уточнение пространственных представлений.

1.Дифференциация правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши). Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре (голень, бедро, щиколотка, запястье, стопа, кисть, плечо и т.д.)


Задания и упражнения.

- Поднять правую руку, левую руку.

- Показать, где у педагога правая, левая рука.

- Назвать предметы, расположенные справа, слева.

- Пробы Хеда.


Наглядный вариант.

Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые педагогом, сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности детей.


Речевой вариант.

В этом случае работают над простой ориентировкой: поднять левую руку, показать правый глаз, левую ногу.

2. Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях («сзади» - «спереди», «вперёд» - «назад») страдает больше, чем в вертикальных («вверху» -«внизу», «сверху» -«снизу»). Наибольшие затруднения у детей возникают при овладении понятиями: «справа» - «слева», «право» - «лево», «правый» - «левый». А.Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обозначений направлений пространства весьма отвлечённые понятия «левое» и «правое» имеют наименьшее чувственное подкрепление.


Задания и упражнения

* Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к тетради – слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трёх предметов: положить книгу перед собой, слева от неё поместить карандаш, справа – ручку.

* Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справ, слева.

* На демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки справа и слева от заданного предмета.

* Сидя за партой, определить её правый и левый края.

* Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу.

* Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из партнёров определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д., затем они меняются ролями.

* Определить правый и левый край у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

* Определить, след какой ноги отпечатан на песке.

* Назвать последовательность расположения цветов радуги. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).

* Последовательность числового ряда на примере первого десятка (1 2 3 4 5 6 7 8 9):

- назвать первое число справа, слева. Какое из них больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;

- прочитайте ряд в обратном порядке (справа налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается);

- показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседа числа 4 справа, сравнить их по величине;

- вернуть число на место.

 

3. Определение пространственного соотношения элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.


Задания и упражнения

  • Написать называемые геометрические фигуры (впоследствии – буквы) справа и слева от вертикальной линии.

  • Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.

Кто находится в центре рисунка? (Бабочка)

Что находится в правом верхнем углу? (Туча)

Что находится слева от бабочки? (Ромашка, птица)и т.п.

  • Дорисовать правое ухо. Дорисовать левое ухо. Дорисовать левую бровь и правый глаз. Дорисовать правое ухо и левый глаз на изображении лица мальчика.

  • Рассмотреть буквы. Вычеркнуть те из них, которых нет в русском алфавите Я, R, И, b, N, V, L, р, d


Развитие и уточнение временных представлений

При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие вопросы: сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье.

1. Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времена года, месяцы, год); наблюдение и определение последовательности и закономерности каких-либо действий и событий («после», «перед», «сейчас», «потом»).


Задания и упражнения

Неделя

  • Назвать пять дней недели без дат (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

  • Запомнить по порядку названия дней недели. Записать их и сосчитать. Ответить, о чём говорят названия: «вторник», «четверг», «пятница», «среда».

  • Вставить пропущенные цифры:

1___понедельник, ____вторник, ____среда, 4- четверг, _____пятница, ____суббота, 7- воскресенье.

 

  • Закончить предложения:

Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет…Если сегодня пятница, то вчера был…и.т.п.

  • Вставить в предложения пропущенные слова.

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала…дня.

Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали…дня.

Незнайка пошёл в поход и шёл четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в…

Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил её в …

Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?

  • Вычислить день недели.

Если к вчерашнему дню прибавить ещё четыре, то наступили бы выходные, а если от завтрашнего дня отнять два дня, то выходные бы ещё не кончились.

  • Задание «Шифровальщик».

Нужно зашифровать и расшифровать информацию с учётом того, что буква соответствует цифре в строке-шифре.

А О П Н Е С Р Д В Л Я И Т Ь Ц К

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Понедельник-_____________

Неделя - _________________

Воскресенье - ____________

9 13 2 7 4 12 - ____________

 

Месяцы

  • Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев, диктуемых педагогом с намеренной перестановкой или пропуском.

  • Прослушать текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится.

Наступила жара. Под каблуками плавиться асфальт. Горожане спешат к водоёмам. Это время называют макушкой лета.

Кончается лето. Трава стала пыльной. Деревья ещё зелёные, но нет-нет и проглянет жёлтый или красный куст.

 

Времена года

  • Прослушать текст и догадаться, о каком времени года идёт речь.

Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идёт дождь. Цветёт черёмуха.

  • Ответить на вопрос: «Когда это бывает?»

Снег на полях,

Лёд на реках.

Ветер гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

 

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает? (Летом)

 

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

 

Пусты поля,

Мокнет земля.

Лист опадает.

Когда это бывает? (Осенью)

 

Год

  • Вставить пропущенные названия месяцев.

Самый короткий месяц года… В…самые короткие дни. В…начинается учебный год. Первый летний месяц- …Второй месяц весны-…

  • Вставить пропущенные цифры.

В одном веке…лет. В сутках…часа. В мае…дней. В часе… минут.

* Объяснить смысл пословиц о временах года. Подчеркнуть только те, которые относятся к временам года.

Весенний дождь лишним не бывает.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Воробей мал, да удал.

Что летом родится, зимой пригодится.

Готовь сани летом, а телегу - зимой.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Береги нос в большой мороз!

  • Заполнить таблицу.

Что сейчас?

Что после?

Январь

Февраль

Сентябрь

 

Утро

 

Осень

 

Среда

 

Февраль

 

Ночь

 

Воскресенье

 

Май

 

Ноябрь

 

Лето

 

 

Что сейчас?

Что перед?

Декабрь

Ноябрь

Май

 

Вечер

 

Четверг

 

Весна

 

Август

 

Ноябрь

 

Вторник

 

День

 

Зима

 

Апрель

 

 

Формирование и уточнении е понятий о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость), о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.)

  • Рассказать про свою семью по плану, используя слова и выражения: «мамин сын», «бабушкин внук», «папина дочка», «дедушкина внучка», «сестра», «брат», «дядя», «тётя», «родственники». В случае затруднения ребёнку необходимо задать наводящие вопросы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Когда и где ты родился?

Перечисли, кто есть в твоей семье?

Есть ли у тебя братья и сёстры?

Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестёр, братьев?

Есть ли у тебя домашние животные?

Твое любимое занятие.

Что вы всей семьёй любите делать в свободное время?

 

  • Сопоставить понятия «дед – отец – сын – брат», «бабушка – мать – дочь – сестра».

Дать варианты этих понятий.

  • Найти в семейном архиве фотографии своих родственников в младенчестве, детстве, юности, в зрелые годы, в старости. Расположить фотографии по порядку в альбоме.

  • Ответить на вопросы.

Ане 5 лет, а Тима младше её на 4 года. Сколько лет Тиме?

Это Вася и Наташа. Васе 15 лет. Наташе 4 года. Кто младше? Кто старше? Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в следующем году Васе?

Даше 12 лет, а Надя старше её на 5 лет. Сколько лет Наде?

 


Предложенные далее тестовые задания позволяют развивать мыслительные операции. Вариативность заданий, разнообразие формулировок и структуры направлены на закрепление временных представлений.


Примеры тестовых заданий.

Карточка 1

Вставь пропущенное слово

  1. Зима,___________, лето, осень.

  2. Утро, день, __________, ночь.

  3. Вторник, среда, четверг,___________.

  4. Суббота,___________, понедельник, вторник.

  5. Август, сентябрь, ___________, ноябрь.

  6. ___________, апрель, май, июнь.


Карточка 2

Допиши ответ на вопрос

  1. Какой месяц бывает между мартом и маем?_________

  2. Какой день недели бывает перед средой?___________

  3. Какое время года наступает после зимы?___________

  4. Какое время суток следует за утром?______________

  5. Какое время суток между ночью и днём?___________

  6. Какой день недели между четвергом и субботой?_________


Карточка 3

Перепиши слова в таком порядке,

чтобы они следовали от меньшего

промежутка времени к большему

1.Час, секунда, минута, сутки.

2. Месяц, век, неделя, год.

3. Пятилетие, секунда, десятилетие, год.

4. Час, минута, месяц, неделя.


Карточка 4

Найди слова

с противоположным значением

Вчера - …; молодой - …; утро - …; медленно - …; лето - …

Слова для справок: вечер, зима, старый, завтра, быстро.


Карточка 5

Вставь нужное число

  1. В году________месяцев.

  2. В неделе_________дней.

  3. В сутках_______часа.

  4. В сентябре______дней.

  5. В году_________времени года.

 

Карточка 6

Вставь нужное число

  1. В веке________лет.

  2. В часе_______минут.

  3. В минуте_______секунд.

  4. В феврале________дней.

  5. В часе_______секунд.

 

Карточка 7

Допиши обобщающие слова

Образец: июнь, июль, август – летние месяцы.

!. Вторник, четверг, суббота -______________

  1. Утро, ночь, вечер -___________________

  2. Зима, весна, лето-______________

  3. Март, апрель, май -____________

  4. Сентябрь, октябрь, ноябрь -___________

 

Карточка 8

Зачеркни лишнее слово на строке

  1. Вчера, завтра, пятница, сегодня.

  2. Ночь, зима, утро, вечер.

  3. Природа, осень, весна, лето.

  4. Июль, июнь, лето, август.

  5. Скоро, минута, секунда, час.

  6. Секундомер, часы, будильник, компас.

 

Возможно параллельное использование других методик изучения временных понятий: визуальных, словесных, практических, компьютерных.

В работе можно использовать: дидактические игры: «Который час?», «Мой режим дня»; загадки, связанные с измерением времени; картинный материал.

Упражнения по определению времени на различных видах циферблатов, работа с календарями помогают усвоить временные понятия. Знания о времени интегрированы в учебные планы по многим предметам: в математику, географию, историю.

Обучающиеся могут заучивать стихотворения, включающие последовательность дней недели, времён года, частей суток.

Крайне важно помочь детям систематизировать знания о времени, а также научить их планировать свою деятельность.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Пространственные представления включают в себя определение местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.

4 последовательных этапа в формировании пространственных представлений:

  • 1-й этап – Освоение телесного пространства, ориентировка в собственном теле (левая рука-правая рука)

  • 2-й этап – определение направлений в пространстве относительно своего тела (слева/справа от меня, твоя рука-моя рука).

  • 3-й этап – двигательный диктант и графические схемы (по шагам/клеткам двигаться вперед-назад, влево-вправо).

  • 4-й этап – формирование “квазипространственных» представлений (логико-грамматические речевые конструкции с предлогами) (перед, за, слева, справа, на, над, под)


Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времён года, смену поколений.

В норме большая часть временных представлений появляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Так, - к 4 годам дети различают и называют время суток; 

- к 5 – 6 годам – времена года;

- в 6 – 7 лет заучивают дни недели;

- в 8 – 9 лет обучаются определять время по часам.


Пространственные представления включают в себя определение местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.

4 последовательных этапа в формировании пространственных представлений:

  • 1-й этап – Освоение телесного пространства, ориентировка в собственном теле (левая рука-правая рука)

  • 2-й этап – определение направлений в пространстве относительно своего тела (слева/справа от меня, твоя рука-моя рука).

  • 3-й этап – двигательный диктант и графические схемы (по шагам/клеткам двигаться вперед-назад, влево-вправо).

  • 4-й этап – формирование “квазипространственных» представлений (логико-грамматические речевые конструкции с предлогами) (перед, за, слева, справа, на, над, под)


Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времён года, смену поколений.

В норме большая часть временных представлений появляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Так, - к 4 годам дети различают и называют время суток; 

- к 5 – 6 годам – времена года;

- в 6 – 7 лет заучивают дни недели;

- в 8 – 9 лет обучаются определять время по часам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!