СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Основные направления диагностики познавательного развития младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательных процессов умственно отсталых детей – важное условие коррекционного обучения.

Умственно отсталый ребёнок характеризуется общим недоразвитием и мыслительные способности формируются у него с большими задержками.

Формирования познавательных процессов, интереса к учёбе у детей с недостатками интеллекта - залог успешной социализации и развития личности таких детей.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Основные направления диагностики познавательного развития младших школьников»»
























Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов

по теме «Основные направления диагностики

познавательного развития младших школьников»











Подготовил(а):

Степанова Е. Л.,

учитель-дефектолог









2022 год

Познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь, сознание, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Школьный, в большей степени младший школьный возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию познавательных процессов. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Замедленный темп физического и психического развития умственно отсталых детей влияет на

  • Развитие познавательных процессов

  • Характер протекания деятельности

  • Формирование эмоционально-волевой сферы

Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталого школьника проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Вследствие чего у них наблюдается: слабая любознательность, нарушение восприятия и внимания к любой информации, неспособность к воспроизведению информации (несформированная логика), отсутствие критичности и неадекватность эмоций, несформированность всех сторон речи, трудности в восприятии пространства и времени, патологическая инертность нервных и психических процессов, интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему, снижение мотивации деятельности, тугоподвижность, косность и стереотипность мышления, нарушение критичности мышления, нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности, недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия, низкая точность и прочность запоминания, непреднамеренность запоминания, нарушения речи, низкая целенаправленность деятельности.

Одним из принципов еще дошкольного образования ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (текст ФГОС пункт 1.4.7.)

Познавательная деятельность – активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:

  • Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

  • Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

  • Познавательное развитие – это совокупность количественных качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания.

У детей младшего школьного возраста также большое значение имеет развитие их познавательной активности. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Формирование познавательных действий, становление сознания.

Развитие воображения и творческой активности.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Уже в беседе с ребенком можно выявить:

1) точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайших родственниках, друзьях, (имя, отчество, фамилия, возраст) и способность дифферен­цировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т. д.;

2) характер представлений о времени (умение оп­ределять время на часах, понимание временной протя­женности и т. д.);

3) представления о явлениях природы (различение времен года с учетом их признаков, наличие представ­лений о грозе, снегопаде и т. д.);

4) умение ориентироваться в пространстве (практическое овладение понятиями «справа — слева», «вверху— внизу», «ближе — дальше» и т. д.);

5) запас сведений о своей родине, о выдающихся событиях, понимание прочитанных книг, просмотрен­ных фильмов и т. д.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У учащихся с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталых) на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате учащиеся получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире, их опыт крайне беден.


1. При умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие умственно отсталых детей страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в этих случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие отличается и меньшей дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто они не различают правую и левую стороны, ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п.

Таким образом, восприятие - это

  • выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек),

  • составление на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и

  • соотнесение этих образов —эталонов с предметами окружающего мира.

При диагностике уровня развития восприятия важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых были бы нарушены все они одновременно. Поэтому, как правило, коррекция всего лишь одного из этих процессов помогает откорректировать всю деятельность восприятия.

Задания для исследования способности различать величину, форму, цвет, пространственные и временные отношения в зрительно воспринимаемых объектах:
1. Разложить кубики по величине (от большого к маленькому и наоборот).

2. Найти место матрешки в ряду.

3. Сложить пирамиду (из 4—8 колец).

4. Сгруппировать геометрические фигуры с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треуголь­ник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соот­ветствующие фигуры из 15 предложенных).

5. Вложить фигуры в соответствующие пазы (доска Сегена).

6. Вставить в пазы фигурки знакомых животных (на таблице изображены заяц, лиса, медведь, петух. Необ­ходимо соотнести форму прорези в таблице с изображе­нием животного).

7. Узнать предмет по его контурному изображению (чашка, собака, лопата).

8. Узнать знакомые предметы на ощупь (зубная щет­ка, ложка, расческа).

9. Разложить кружочки (красные, синие, желтые, зеленые, белые, черные) под полосками соответствую­щего цвета. Дать полоску, кружок названного цвета (поочередно все). Назвать цвет показанной полоски, кружка (поочередно все).

10. Сгруппировать кубики по цвету.

11. Сложить из палочек фигуры по данным образцам и по памяти.

12. Сложить из частей знакомый предмет (картинки с изображением мяча, пирамиды, дома разрезаны на две части по вертикальной, горизонтальной и косой ли­нии) .

13. Показать и назвать, какие предметы на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, сле­ва внизу, справа вверху и т. д.

14. Сказать, какое сейчас время суток (день, вечер, утро, ночь).


2. У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость.  При интеллектуальных нарушениях сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требует от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Задания для исследования внимания, наблюдательности:

1. Зачеркнуть нес кружочки или поставить точки во всех «домиках»).

2. Найти среди предъявленных картинок ту, на которой изображен предмет, показанный ранее в числе других

3. Сказать, чем не похожи две картинки.

4. Сказать или показать, что в предмете не дорисовано.

5. Метод корректурной пробы: выявление колебания внимания по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора


3. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.

Слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получение и сохранение информации, сколько ее воспроизведение, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит к ошибкам воспроизведения. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за ее слабости. У умственно отсталых детей чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.

Задания для исследования памяти:

1. Назвать имя воспитательницы, учительницы.

2. Рассказать стихотворение.

3. Воспроизвести стук палочкой по столу.

4. Повторить три слова.

5. Положить картинки так, как они лежали.


4. К основным особенности речевого развития (Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия) относятся:

  • Недостаточная речевая активность

  • Снижение регулирующей функции речи

  • Структура речевого дефекта рассматривается как сложное взаимодействие биологических и социальных факторов

  • Слабость мотивации

  • Снижение потребности в речевом общении

  • Нарушение смыслового программирования речевой деятельности и создания внутренних программ речевых действий

Задания для исследования речи:
1. Повторить слова.

2. Назвать буквы и вставить их в соответствующий «кармашек» разрезной азбуки.

3. Составить из букв слоги, слова.

4. Выбрать слово, в котором слышится звук [а] (сок, мак, сук).

5. Назвать слово, начинающееся с буквы д.

6. Составить предложение с заданным словом.

7. Назвать знакомые предметы (мыло, рука, шар и т. д.).

8. Показать картинку к заданному вопросу («Чем едят суп?» — вилка, ложка; «Чем чистят зубы?» — са­пожная щетка и зубная щетка).


5. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Задания для исследования мышления:

Показать или назвать, какая картинка не подходит.

Узнать знакомый предмет по его описанию.

Отгадать загадку, используя картинки-отгадки.

Подобрать к большим картинкам соответствующие маленькие картинки.

Сказать, что на картинке изображено неверно.

Разложить последовательно три картинки, связанные единым сюжетом.

Рассказать, что нарисовано на картинке.

Ответить на вопросы по тексту.

Сказать, кто из детей поступил плохо.

Запомнить слова с помощью картинок

Сказать, что забыли нарисовать на картинке

Задания для исследования словесно-логического мышления:

Для исследования словесно-логического мышления могут быть использованы известные психологические методики:

исключение предметов, не подходящих к данной родовой категории;

исключение неподходящего понятия; выделение существенных признаков; простые аналогии; сложные аналогии; сравнение понятий;

классификация картинок с изображением предметов различных родовых групп;

понимание пословиц, метафор, загадок;

понимание простых, сложных текстов; понимание сюжетных картин (со скрытым смыслом, с нелепым содержанием); завершение текстов;

установление причинно-следственных зависимостей и др.

Особенности развития высших психических функций УО учащихся не могут не сказаться на характере протекания их учебной деятельности.

  • Недоразвитие целенаправленности деятельности,

  • несформированность навыков учебной деятельности,

  • трудности самостоятельного планирования,

  • некритичность к своей работе также выявлются в ходе диагностики познавательного развития учащегося.

Таким образом, диагностика познавательного развития ребенка складывается из следующих составляющих:

  • Уровень развития восприятия (формы, цвета, пространственных отношений, возможности зрительного синтеза объектов),

  • Уровень развития мышления и воображения (в том числе способность ребенка создавать оригинальные образы),

  • Развитость элементов логического мышления (способность последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и простейшие логические отношения),

  • Уровень развития активной речи,

  • Особенности развития механической и логической памяти.

  • Уровень развития и особенности игровой деятельности ребенка, в частности, использование им заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли и т.п.

  • Уровень организации ребенком собственной деятельности (умение работать со схемой, планировать свои действия и т.д.) и особенности познавательной активности и мотивации (что особенно актуально при начале систематического обучения в школе)

  • дополнительно - изучение специальных умений (крупной и мелкой моторики, рисования, воображения и пр.).

При диагностике познавательного развития мы опираемся как на практический инструментарий классических авторов коррекционной педагогики (Забрамная София Давыдовна, Боровик Олег Владимирович, Натальи Яковлевны и Михаила Михайловича Семаго), так и на новый комплект материалов для обследования детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет коллектива современных авторов Стребелёвой Елены Антоновны, Лазуренко Светланы Борисовны и Закрепиной Аллы Васильевны.

Подводя итог, хочется отметить, что:

  • Развитие познавательных процессов умственно отсталых детей – важное условие коррекционного обучения.

  • Умственно отсталый ребёнок характеризуется общим недоразвитием и мыслительные способности формируются у него с большими задержками.

  • Формирования познавательных процессов, интереса к учёбе у детей с недостатками интеллекта - залог успешной социализации и развития личности таких детей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!