СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по проекту "платковые куклы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление по проекту "платковые куклы"

Просмотр содержимого документа
«Выступление по проекту "платковые куклы"»



5

Платковые куклы

яркие и зрелищные, они могут стать настоящим

украшением любой театральной постановки, игры, досуга детей, ярким

сюрпризом любого занятия.

Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают

творческие

способности, память, мышление, речь, воображение, внимание,

расширяют кругозор детей, воспитывают в детях инициативность, выдержку,

доброжелательность и коммуникабельность в отношениях со сверстниками.

Д

ля изготовления такой куклы не требуется много време

ни и больших

материальных затрат.

Для того чтобы сделать куклу, нужен плотный картон, небольшой кусок

ткани, акварельные краски и ... хорошее настроение.

1.

На картоне рисуем голову куклы (заяц, колобок и т.д.);

2.

Вырезаем кусок ткани треугольной формы;

3.

Пришиваем

один угол ткани к нарисованной голове;

4.

К двум другим углам пришиваем резинки для рук, чтобы можно было

водить куклу;

5.

Тесьму пришиваем к голове куклы, чтобы легко завязывать и

развязывать куклу на шее ребенка (взрослого).

Все, кукла готова! Просто? А

какое счастье и удовольствие получают

дети!

6

1.2

Алгоритм использования платковых кукол для социально

-

личностного развития

1.

Сюрпризное внесение платковой куклы.

2.

Стимулирование собственной (субъективной) активности детей

посредством предложения тематики

литературного произведения, к которому

будут изготавливаться платковые куклы.

3.

Подбор материала для отражения характера персонажей, подбор и

изготовление платковых кукол в детско

-

взрослом сообществе.

4.

Обыгрывание платковой куклы (импровизация).

5.

Сценарно

-

игро

вое предложение, обыгрывание литературного текста.

6.

Использование эмоциональных тренажеров, имитационно

-

игровых

упражнений для развития выразительного образа платковой куклы.

7.

Активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках

занятий, в совме

стную и самостоятельную деятельность.

В статье (

«Дошкольное воспитание» No6, 2010 г.) приведен методический

материал, иллюстрирующий педагогическую деятельность по использованию

платковых кукол в работе с детьми. Это и речевые игры «Интервью», «Чей

7

костюм»,

«Определи игрушку», «Шаги», и сюжетно

-

ролевые игры, и

инсценировки

сказок «У страха глаза велики», «Как лисичка бычка обидела»,

«Сестричка Аленушка и братец Иванушка», «Кто сказал «мяу»?» и др.

Опубликованы конспекты занятий

-

знакомств с промыслами и ле

пка

народной игрушки с использованием платковых кукол в средней группе.

1.3.

Использование театральных игр с платковыми куклами на занятиях

и в повседневной жизни ребенка

.

Использование платковых кукол на занятиях.

Сюрпризный момент во всех

возрастн

ых группах; занятия по звуковой культуре речи

(

мышка

помогает в

ходе всего занятия выполнять задания на дифференциацию звуков); занятие

по ознакомлению с художественной литературой (

Бабка

может рассказать

сказку, провести беседу по содержанию прочитанного)

; занятие по обучению

рассказыванию (К

укла может быть описана детьми

)

Использование платковой куклы в повседневной жизни

. С еѐ помощью можно

организовать развлечения: «День рождения»,

«Вечер песенок, потешек».

Платковая кукла может принять участие в литера

турном развлечении по

сказкам, героями которых являются Баба Яга, Кот, Пес и др. герои. Она может

помочь младшим дошкольникам в организации сюжетно

-

ролевой игры

«Семья»: пригласит к себе детей или сама придет в гости; покажет как

уложить куклу, накрыть на

стол, полечить куклу; свяжет игру «Семья» с

сюжетно

-

ролевыми играми «Автобус», «Больница», «Парикмахерская». На

занятиях по

методике

развити

я

речи

у детей формируется творческое

воображение, фантазия при составлении рассказов. Платковых кукол можно

8

исполь

зовать в любых видах практических занятий, в игровой, трудовой и

самостоятельной деятельности, на прогулках, экскурсиях на вечере

развлечений.

Самодельная платковая кукла у творческого педагога найдет широкое

применение в воспитательно

-

образовательной

раб

оте с детьми. Платковая

кукла

это чудо

-

пособие, имеющее развивающее, обучающее и

воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг

, восхищение,

удивление, желание разговаривать с ней. Все кто познакомится с платковой

куклой, сразу поймут, как м

ного радости принесет она

детям и взрослым.

Глава

II

.

Роль театрализованных игр в развитии речи

детей младшего школьного

возраста

.

Являясь важнейшим приобретением в младшем дошкольном возрасте

речь

не дается человеку от рожд

ения. Должно пройти время, чтобы ребенок

начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы

речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое

условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь

рассматрив

ается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от

уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в

школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В активизации речевой деятельности детей младшего

дошкольного

возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно

театрализованные игры? Театрализованные игры

один из самых

эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и

ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят

играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на

9

их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться

сами и научить наших детей.

Театрализованная игра оказывает большое влияни

е на речевое

развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения

словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство

родного языка, его выразительные средства. Использ

уя выразительные

средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков,

старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь

становится более выразительной, грамотной. Дети н

ачинают использовать

новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Во многих семьях родители практически не уделяют этому вопросу

должного внимания, считая главным научить ребенка читать, писать и

считать. А самое главное

-

без приобщения к искусству нев

озможно

полноценное становление личности ребенка.

Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате

активной

скоординированной работы воспитателя и родителей ребенка

.

Успешность развития речи детей в большей степени зависит от того

, какая

атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома,

насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского

сада в осуществлении непростых задач, связанных с

развитием связной,

формирования у детей базового объема

знаний и навыков в области

художественно

-

эстетической деятельности.

10

2.1. Условия развития речь средствами театрализованной

деятельности.

Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные

игры, нужно назвать следующие:

-

уделять серьезное внимание подбору литературных произведений.

Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребѐнка

моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными

выразительными характеристиками. В наибольшей степени та

ким

требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они

построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций.

Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых

проявляются особенности характера, мысли, чувства.

-

с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово,

эмоционально откликаться на него. Почаще обращатъся к потешкам,

пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким,

которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник?

-

Бы

л.

-

Шил

сапожки?

-

Шил»);

11

-

ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает

и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.).

Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же

слова при пос

ледующих повторениях можно произносить, меняя интонацию,

силу голоса и темп произношения. ( Миша идет по дорожке: «топ

-

топ

-

топ».

Волк: «топ

топ

топ». Лисичка: «топ

-

топ

-

топ».)

-

воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельнос

ти. С

этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи

кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог,

разыгрывают сценки.

Например

,

Ваня

(игрушка, надетая на руку взрослого)

пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т

. д. На игры младших

детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им

стихотворений.

В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии

воображения, речи большую роль играют подвижные игры с ролью.

Детей

необходимо научить действо

вать от имени осторожных воробушков, смелых

мышек или дружных гусей, перевоплощаться в с

обак, кошек и других

знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и

цыплята», «Медведица и медвежата» и т.п. Полезно проводить игры с

рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый

сам проговаривает и сам проделывает дв

ижения, а ребенок слушает и

смотрит. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту.

Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит...»

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды

высказал мысль о том, что каждому ребенку

свойственно стремление к

актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере

волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому

заинтересовать детей театром не сложно.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи д

етей

неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать

12

практически все задачи программы развития речи и наряду с основными

методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать

этот богатейший материал словесного творчества народ

а.

Заключение.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности

в ОГБОУ

«Центр патологии речи»

делается

не на результат в форме внешней

демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой

деятельности в процессе созда

ния спектакля. Подбирая материал дл

я

спектакля или инсценировки,

мы стараемся

учитывать возрастные

особенности, возмо

жности, знания и умения детей,

обогащать их жизненный

опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.

Э.Г. Чури

лова выделяет десять основных этапов работы с

детьми младшего

школьного возраста над спектаклем, которыми мы руководствемся

:

● Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.

● Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Работа над отдел

ьными эпизодами в форме этюдов с

импровизированным текстом.

13

● Поиск музыкально

пластического решения отдельных эпизодов,

постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми

эскизов, декораций и костюмов.

● Переход к тексту пьесы: раб

ота над эпизодами. Уточнение предлагаемых

обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

● Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в

сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.

● Репетиция отдельных картин в разных сос

тавах с деталями декораций и

реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.

● Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций.

Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

● Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и

детьми.

● Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по

спектаклю, альбома с фотографиями

Использование платковых кукол

Платковые куклы могут быть использованы в непосредственно – образовательной деятельности:

- как сюрпризный момент ;

кукла помогает выполнять задания;

кукла может рассказать сказку.

В повседневной жизни платковые куклы могут быть использованы:

- для организации режимных моментов в младших группах (кукла может показатьпохвалить, рассказать, спросить, помочь);

- на прогулке;

- для организации трудовых поручений;

- для организации сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет как уложить куклу, накрыть стол, полечить).

В журнале «Дошкольное воспитание» №6, 2010 года приведен методический материал, иллюстрирующий педагогическую деятельность по использованию платковых кукол в работе с детьми. Это и речевые игры «Интервью», «Чей костюм», «Определи игрушку», «Шаги», и сюжетно-ролевые игры, и инсценировки сказок «У страха глаза велики», «Как лисичка бычка обидела», «Сестричка Аленушка и братец Иванушка», «Кто сказал «мяу»?» и др. Опубликованы конспекты занятий по ознакомлению с народными промыслами и лепка народной игрушки с использованием платковых кукол в средней группе.

Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются:

- учёт основной (игровой) деятельности дошкольника;

- сочетание реализма и воображения;

- взаимосвязь всех участников творческого обучающего и развивающего процесса.

Самодельная платковая кукла у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Платковая кукла – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все кто познакомится с платковой куклой, сразу поймут, как много радости принесет она детям и взрослым.

«Использование платковых кукол в жизнедеятельности детей



дошкольного возраста»



Платковые куклы изготавливаются из материала, который всегда под

рукой. Они отражают определенные образы, могут быть использованы в

танцевальной, песенной, речевой, изобразительной, театральной

деятельности. Педагоги выступают инициаторами использования

платковых кукол, стимулируют активность и творчество детей в

создании эскизов, речевых и танцевальных образов, музыкально-

театральных этюдах, на праздниках и развлечениях, в культурно-

досуговой деятельности, включающей отдых, игры-

экспериментирования, на интегрированных занятиях (развитие речи,

грамоты, пластики, творчества, музыкальности и т.д.).

Одним из важнейших условий развития детского творчества является

обогащение культуры зрительного восприятия, формирование

художественного видения в разных видах деятельности. Взаимосвязь

музыкального и изобразительного искусства плодотворно сказывается

на воспитании образного видения сюжетов платкового кукольного

театра, формировании умения композиционно выстраивать рисунок.

Впечатлений от просмотренных спектаклей очень много, и они находят

отражение в рисунках по замыслу, которые становятся разнообразнее,

отражают более широкий круг явлений.

Когда дети осмысливают способ расположения предметов в

пространстве, они проявляют инициативу в передаче сюжета, свободно

используя приемы закрашивания, усвоенные ими ранее, выбирая

нужные цвета и оттенки. Наиболее ярким и выразительным становится

влияние взаимосвязи слуховых и зрительных представлений на

восприятие спектакля кукольного театра старшими дошкольниками.

Платковый кукольный театр включает в себя и характерное

музыкальное сопровождение, и соответствующие костюмы и

декорации, что дает целостное восприятие сюжета и способствует

воплощению изображения в рисунках. Таким образом, отражение

сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного

возраста формируется за счет образного видения ребенка, т.е. умения

наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать

форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное

впечатление от спектакля кукольного театра. Платковые куклы

являются не только информационным, но и эмоционально-

практическим источником радости открытия, познания, созидания.

Необходимым условием внесения платковых кукол в



жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого

сообщества» (Р.Б. Стеркина), которое строится на принципах

партнерства, сотрудничества, диалога. При этом педагог выступает

носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами

и ребенком. Платковая кукла в руках педагога поможет вспомнить

удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Именно

взрослый активизирует и актуализирует личный опыт ребенка, его

эмоции: интеллектуальные (догадка, сомнение, радость,

удивление), нравственные (доброта, милосердие, честность,

правдивость,  соперничество, взаимопомощь, взаимовыручка, дружба и

т.д.), эстетические (восхищение, любование, радость открытия и

т.д.), практические, связанные с созданием продукта, в частности


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!