Выступление на Всероссийских Карамзинских педагогических чтениях «Наследие Н.М. Карамзина в системе смысложизненного самоопределения российской молодежи»
по теме «Этнопедагогический аспект развития спортивных способностей учащихся»
Общая характеристика
Предмет: физическая культура
Тема: народные подвижные игры
Класс: 3 – 4
Тип: комбинированный
Технология:
Формы: групповая, игровая
Методы: применение
Оборудование:
Карточки: с правилами игр
Карточки: с названием стран
Цели и задачи:
Познакомить слушателей с этнопедагогическим аспектом развития спортивных способностей.
Провести работу по применению данного опыта привлекая слушателей.
Презентация педагогического опыта.
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, но и активные, здоровые.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива, самостоятельность, уверенность и настойчивость.
Особое место в воспитательном процессе занимают народные игры, которые являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана одной из ведущих деятельностей младших школьников.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Концепция модернизации российского образования определила постановку новых задач личностно-ориентированного воспитания, формирование толерантности, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважение к традициям своего и других народов.
Этнокультурная составляющая государственного образовательного стандарта – составная часть содержания образования, отражающая этническое своеобразие, потребности и интересы разных народов.
Представление системы уроков.
В своей работе чаще всего использую народные подвижные игры.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Различают игры: имитационные, с перебежками, с преодолением препятствий, с мячом, с палками. Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры
Имитационная игра.
Я предлагаю вам поиграть в игры разных народов.
Пустое место /Россия/
Играют 10-15 человек.
Игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Водящий и тот, кого ударили, устремляются со своего места по кругу в разные стороны. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
ДОБРОЕ УТРО, ОХОТНИК! /Швейцария /
Играют 10-15 человек.
Ход игры. Игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идёт по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идёт охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.
Займи место /Татарстан/
Играют 10-15 человек
Ход игры. Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуют круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет по кругу и говорит:
-Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу
-беги!
Сказав: «Беги», водящий слегка ударяет по плечу одного игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу на встречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
Моделирование.
Работа слушателей: соотнести страну и правила народной игры. Проиграть эти игры.
Рефлексия.
Свободный микрофон. Высказать свое мнение о мастерской – инсталляции и ее мастере.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Карточки: с правилами игр
Карточки: с названием стран