СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме "Формирование читательской грамотности при работе с текстом на уроках русского языка и литературы"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для проведения методического совещания по теме "Развитие читательской грамотности учащихся".

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Формирование читательской грамотности при работе с текстом на уроках русского языка и литературы"»

Формирование читательской грамотности при работе с текстом  на уроках русского языка и литературы

Формирование читательской грамотности при работе с текстом на уроках русского языка и литературы

Функциональное чтение  /грамотность чтения/ – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
  • Функциональное чтение

/грамотность чтения/ – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Типы текстов для формирования читательской грамотности  Несплошные. Сплошные.   1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (справки, билеты, накладные, квитанции); 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);  4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 4) Сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, Контракты и т.д.)  5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы). 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и т.д); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки;  10) карты. Типы текстов

Типы текстов для формирования читательской грамотности

Несплошные.

Сплошные.

1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);

1) описание (художественное и техническое);

2) повествование (рассказ, отчет, репортаж);

2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);

3) расписки (справки, билеты, накладные, квитанции);

3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);

4) аргументация (научный комментарий, обоснование);

4) Сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы,

Контракты и т.д.)

5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы).

5) призывы и объявления (приглашения, повестки и т.д); 6) таблицы и графики;

7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки;

10) карты.

Типы текстов

Признаки задач в формате PISA Необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы и т.д.) (37% заданий). Условия представлены в зашумленном виде, есть условия, которые не требуются для ответа  на вопрос Много лишних деталей,  а часть необходимой информации может  отсутствовать Форма требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме. PISA Ответ, согласно вопросу,  должен соответствовать требованиям, которые даже  не были сформулированы четко. Необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету, а к  конкретной жизненной ситуации

Признаки задач в формате PISA

Необходимая информация представлена

в разных форматах (текст, графики, таблицы и т.д.) (37% заданий).

Условия представлены в

зашумленном виде, есть условия, которые не требуются для ответа

на вопрос

Много лишних деталей,

а часть необходимой

информации может

отсутствовать

Форма требуемого ответа не задана

или задана в зашумленной форме.

PISA

Ответ, согласно вопросу,

должен соответствовать

требованиям, которые даже

не были сформулированы

четко.

Необходимая информация задана

в логике отнесения ее не к

конкретному предмету, а к

конкретной жизненной

ситуации

Читательские умения, формирующиеся на основе развития функциональной грамотности Способность понимать прочитанное (доступ и извлечение - навыки, связанные с поиском, отбором и сбором информации). Способность использовать информацию текста (интеграция и интерпретация, т.е. переработка прочитанного для понимания текста). Способность размышлять ( размышление и оценка - сопоставить данные предложенного текста, уловить мысль автора, найти доводы в защиту своей точки зрения при подготовке ответа, исходя из личных представлений о мире).

Читательские умения, формирующиеся на основе развития функциональной грамотности

  • Способность понимать прочитанное (доступ и извлечение - навыки, связанные с поиском, отбором и сбором информации).
  • Способность использовать информацию текста (интеграция и интерпретация, т.е. переработка прочитанного для понимания текста).
  • Способность размышлять ( размышление и оценка - сопоставить данные предложенного текста, уловить мысль автора, найти доводы в защиту своей точки зрения при подготовке ответа, исходя из личных представлений о мире).
Три читательских умения для формирования читательской грамотности   уровень Читательское умение Низкий Действие Способность понимать  Аспект Найти необходимую информацию  из общего контекста , извлечь ее и собрать  PISA Фактор сложности Доступ и извлечение информации Число смысловых единиц, которые надо найти и мысленно восстановить

Три читательских умения для формирования читательской грамотности

уровень

Читательское умение

Низкий

Действие

Способность понимать

Аспект

Найти необходимую информацию из общего контекста , извлечь ее и собрать

PISA

Фактор сложности

Доступ и извлечение информации

Число смысловых единиц, которые надо найти и мысленно восстановить

уровень Читательское умение Средний Способность использовать информацию Действие Аспект Переработать прочитанное для понимания текста PISA Фактор сложности Интеграция и интерпретация - Число единиц информации, необходимых для сравнения; - степень и выраженность конкурирующей информации в тексте; - по характеру текста: чем менее знакомое и более абстрактное содержание, тем сложнее текст.

уровень

Читательское умение

Средний

Способность использовать информацию

Действие

Аспект

Переработать прочитанное для понимания текста

PISA

Фактор сложности

Интеграция

и интерпретация

- Число единиц информации, необходимых для сравнения;

- степень и выраженность конкурирующей информации в тексте;

- по характеру текста: чем менее знакомое и более абстрактное содержание, тем сложнее текст.

Уровень Читательское умение Высокий Способность размышлять Действие Аспект Осмыслить и оценить аргументы в защиту своей точки зрения, исходя из личных представлений о мире, опираясь на внетекстовые знания. PISA Фактор сложности Построить  предположение на основе представленной информации. Отражение и оценка Тип отражения: подключение; объяснение и сравнение; гипотеза и оценка ( трудность по возрастанию

Уровень

Читательское умение

Высокий

Способность размышлять

Действие

Аспект

Осмыслить и оценить аргументы в защиту своей точки зрения, исходя из личных представлений о мире, опираясь на внетекстовые знания.

PISA

Фактор сложности

Построить предположение на основе представленной информации.

Отражение и оценка

Тип отражения: подключение; объяснение и сравнение;

гипотеза и оценка ( трудность по возрастанию

 Общие типы задач для формирования читательской грамотности А налитические (конструирующие) задачи.   Основа задачи — некое информационное поле (набор фактов, более или менее упорядоченный), которое задано в виде текста. Существенным является неполное, неисчерпывающее описание /представление ситуации, мозаичность, фрагментарность с наличием информационных лакун и/или с информационной избыточностью / «шумом»/

Общие типы задач для формирования читательской грамотности

А налитические (конструирующие) задачи.   Основа задачи — некое информационное поле (набор фактов, более или менее упорядоченный), которое задано в виде текста. Существенным является неполное, неисчерпывающее описание /представление ситуации, мозаичность, фрагментарность с наличием информационных лакун и/или с информационной избыточностью / «шумом»/

Специфика вопросов к текстам аналитических задач заключается в том, что они задают определенный ракурс для рассмотрения представленных фактов, требуют их сопоставления, отбора, интерпретации, обнаружения недостающих элементов для восстановления полной информационной картины — т. е. переструктурирования заданного информационного поля.
  • Специфика вопросов к текстам аналитических задач заключается в том, что они задают определенный ракурс для рассмотрения представленных фактов, требуют их сопоставления, отбора, интерпретации, обнаружения недостающих элементов для восстановления полной информационной картины — т. е. переструктурирования заданного информационного поля.
Общие типы задач Информационные задачи.   Задачи этого типа направлены на поиск точной информации в тексте. Запрос на определенную информацию возникает в конкретной ситуации: нужно узнать, как установить компьютерную программу, когда высаживать данный сорт растения, когда и с какого вокзала отправляется поезд, какими последствиями грозит нарушение правила и т. п.

Общие типы задач

  • Информационные задачи.   Задачи этого типа направлены на поиск точной информации в тексте. Запрос на определенную информацию возникает в конкретной ситуации: нужно узнать, как установить компьютерную программу, когда высаживать данный сорт растения, когда и с какого вокзала отправляется поезд, какими последствиями грозит нарушение правила и т. п.
Общие типы задач. Для информационных задач характерна поисковая стратегия чтения. Поиск точной информации может быть частью и аналитической, и интерпретационной задачи. Главные умения, требующиеся при решении подобных задач, — формулировать зaпрoc на информацию, ориентироваться в структуре (устройстве) разного рода текстов. Задачи этого типа в основном строятся на материале деловых текстов (инструкция, памятка, объявление, договор и т. п.).

Общие типы задач.

  • Для информационных задач характерна поисковая стратегия чтения. Поиск точной информации может быть частью и аналитической, и интерпретационной задачи. Главные умения, требующиеся при решении подобных задач, — формулировать зaпрoc на информацию, ориентироваться в структуре (устройстве) разного рода текстов. Задачи этого типа в основном строятся на материале деловых текстов (инструкция, памятка, объявление, договор и т. п.).
Общие типы задач Интерпретационные задачи . Понятие информационного “шума” неактуально . Все, что есть в тексте, является значимым для реконструкции замысла автора, смыслового плана текста /художественные тексты/. Задачи направлены на удержание и соотнесение двух планов текста: фактологического (событийного) и смыслового (символического); внимание к, казалось бы, незначимым деталям текста (с точки зрения описываемых событий).

Общие типы задач

  • Интерпретационные задачи . Понятие информационного “шума” неактуально . Все, что есть в тексте, является значимым для реконструкции замысла автора, смыслового плана текста /художественные тексты/.
  • Задачи направлены на удержание и соотнесение двух планов текста: фактологического (событийного) и смыслового (символического); внимание к, казалось бы, незначимым деталям текста (с точки зрения описываемых событий).
Общие типы задач Позиционные задачи.  Задачи этого типа предполагают определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на которые он опирается, и определение собственной позиции, ее аргументацию, Текст содержит материал для реконструкции позиции автора. Возможны случаи, когда она сознательно завуалирована (“зашумлена”). Одним из важных умений, требующихся для решения подобных задач, является умение отделять фактологическую составляющую текста от интерпретационной.

Общие типы задач

  • Позиционные задачи.  Задачи этого типа предполагают определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на которые он опирается, и определение собственной позиции, ее аргументацию, Текст содержит материал для реконструкции позиции автора. Возможны случаи, когда она сознательно завуалирована (“зашумлена”). Одним из важных умений, требующихся для решения подобных задач, является умение отделять фактологическую составляющую текста от интерпретационной.
Text Примерные типы заданий при работе с текстом Text Text Text

Text

Примерные типы заданий при работе с текстом

Text

Text

Text

 ТИПЫ ЗАДАНИЙ Выявление общей ориентации в содержании текста  выбрать название из текста или придумать к нему заголовок сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте сопоставить основные части графика или таблицы объяснить назначение карты, рисунка Company Logo www.themegallery.com

ТИПЫ ЗАДАНИЙ

Выявление общей ориентации в содержании текста

выбрать название из текста или

придумать к нему заголовок

сформулировать тезис, выражающий

общий смысл текста

объяснить порядок инструкций,

предлагаемых в тексте

сопоставить основные части графика

или таблицы

объяснить назначение карты, рисунка

Company Logo

www.themegallery.com

 Цель работы с текстом при использовании ТРКМЧП … понимать и интерпретировать текст B … оценивать и формировать суждение о тексте … извлекать из текстов интересную и полезную информацию A C Научить : … использовать опыт прочитанных книг в различных жизненных ситуациях … осмыслить и оценить содержание текста D E Company Logo www.themegallery.com

Цель работы с текстом при использовании ТРКМЧП

понимать и интерпретировать текст

B

оценивать и формировать суждение о тексте

извлекать из текстов интересную и полезную информацию

A

C

Научить :

использовать опыт прочитанных книг в различных жизненных ситуациях

осмыслить и оценить содержание текста

D

E

Company Logo

www.themegallery.com

Поиск и целенаправленное извлечение информации  «Общее понимание текста» и «Выявление информации»: нахождение фактического материала  в основном вопросы кто (что)? где?  когда? что делал(а)? определение темы; выявление информации, явно не выраженной в тексте.

Поиск и целенаправленное извлечение информации

«Общее понимание текста» и «Выявление информации»:

  • нахождение фактического материала
  • в основном вопросы кто (что)? где?

когда? что делал(а)?

  • определение темы;
  • выявление информации, явно не выраженной в тексте.
Выявление общего понимания текста Задания: обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; частью текста и специфической сноской, данной к ней автором; выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую (это показывает умение ученика отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать основную идею в заголовке текста и формулировке его главной темы).

Выявление общего понимания текста

  • Задания: обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; частью текста и специфической сноской, данной к ней автором;
  • выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую (это показывает умение ученика отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать основную идею в заголовке текста и формулировке его главной темы).
 Oбобщение и интерпретация содержания текста Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации; обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов; нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль; использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения; установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;

Oбобщение и интерпретация содержания текста

  • Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации;
  • обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов;
  • нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;
  • использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
  • установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
Oбобщение и интерпретация содержания текста определение основной мысли (идеи) текста; соотнесение конкретной детали с общей идеей текста; выяснение намерений автора текста; интерпретация (комментирование) названия текста; формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.

Oбобщение и интерпретация содержания текста

  • определение основной мысли (идеи) текста;
  • соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
  • выяснение намерений автора текста;
  • интерпретация (комментирование) названия текста;
  • формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.
 Рефлексия содержания текста сопоставление содержания текста с знаниями из других источников; соотнесение информации текста с собственным опытом, мнением; оценка поступков (действий) героев текста; обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста; оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учётом собственных знаний и системы ценностей;

Рефлексия содержания текста

  • сопоставление содержания текста с знаниями из других источников;
  • соотнесение информации текста с собственным опытом, мнением;
  • оценка поступков (действий) героев текста;
  • обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
  • оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учётом собственных знаний и системы ценностей;
Рефлексия на форму текста Различение авторской оценки изображаемого;«предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий; «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нём информации; определение жанра и стиля текста; выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение); нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.

Рефлексия на форму текста

  • Различение авторской оценки изображаемого;«предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;
  • «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нём информации;
  • определение жанра и стиля текста;
  • выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);
  • нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.
  Типы заданий в соответствии с развиваемыми компетенциями   Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2) определение вариантов утверждений, соответствующих /не соответствующих содержанию текста /не имеющих отношения к тексту; 3) установление истинности /ложности информации по отношению к содержанию текста.

Типы заданий в соответствии с развиваемыми компетенциями

  • Задания «множественного выбора»:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) определение вариантов утверждений, соответствующих /не соответствующих

содержанию текста /не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности /ложности информации по отношению к содержанию текста.

 Задания «на соотнесение»:   1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); 2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.; 4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)

Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,

пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.;

4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение

синонимов/ антонимов)

 Задания «на дополнение и перенос информации»:   1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами /одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений. Задания «на перенос информации»: 1) заполнение таблиц на основе прочитанного; 2) дополнение таблиц /схем на основе прочитанного.

Задания «на дополнение и перенос информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами /одним словом;

2) дополнение (завершение) предложений.

  • Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц /схем на основе прочитанного.

  Задания «на восстановление деформированного текста»:   Расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной  последовательности.

Задания «на восстановление деформированного текста»:

  • Расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной

последовательности.

Типы заданий PISA 2012 Формат заданий Задания С ответами закрытого типа С короткими ответами Задания 11 26 Сложные с выбором ответа 13% (в процентах) 31% 4 С выбором ответа 4% 21 С ответами открытого типа 25% 23 Всего 27% 85 100%

Типы заданий PISA 2012

Формат заданий

Задания

С ответами закрытого типа

С короткими ответами

Задания

11

26

Сложные с выбором ответа

13%

(в процентах)

31%

4

С выбором ответа

4%

21

С ответами открытого типа

25%

23

Всего

27%

85

100%

Благодарю за внимание! www.themegallery.com

Благодарю за внимание!

www.themegallery.com


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!