Выступление на городском научно-методическом семинаре по теме: «Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников в процессе изучения предмета « ОРКСЭ»»
Учитель – Лебедева Лилия Александровна
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному .
Путем целенаправленного воспитательного влияния можно заложить в ребёнке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро.
На своих уроках и во внеурочной деятельности, я приобщаю детей к тому, чтобы нормами духовности стали доброта, любовь, истина, правда, красота, жизнь, человечность, сочувствие, Родина, семья, долг, подвиг . Эти ценности должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Русский язык и литературное чтение – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребёнка.
На уроках русского языка я часто использую пословицы и поговорки, фразеологизмы и прошу ребят объяснить их смысл.
-Как вы понимаете пословицу: Делать добро спеши. Чему она учит? Дети объясняют, что надо делать только добро, что хорошо быть добрым. И учит она доброте.
Даю начало пословицы, дети договаривают её конец.( Долог день до вечера, коли…………..делать нечего) Какую черту характера показывает эта пословица? А хорошо быть ленивым? Может ли добиться успехов лентяй? Какое качество вы бы хотели в себя воспитать?
При изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», я давала задания составить пары слов: сострадание -………(милосердие), друг-……..(враг). Как вы понимаете значения этих слов?
При изучении тем «Словосочетание» и «Предложение» мы составляли словосочетания и предложения на заданные слова. Например: заботливый или честный. И дети писали: заботливая мама, честный друг; У меня самая заботливая бабушка и т.д.
Большую роль в воспитании духовно-нравственной личности играют творческие работы (сочинения, изложения). Мы писали сочинение «Что такое доброта?» Дети высказывали своё отношение к доброте, добрым людям. Они правильно соотносят это качество, как одно из главных.
При подготовке к урокам русского языка я стараюсь подбирать небольшие тексты или предложения, которые несут в себе нравственность, духовность. Это тексты о маме, о человеке, о семье, о честности, о подвиге и др.
На уроках литературного чтения мы обсуждаем рассказы, их героев; находим положительные качества героя и отрицательные; высказываем своё мнение о том, нравится герой или нет; какие качества вам нравятся, какие не нравятся.
При чтении сказок я стараюсь обратить внимание детей на то, какой смысл в них заложен. Мы проводим беседу. Я задаю вопросы и задания на тему сказки. Прошу ребят себя поставить на место героя и попробовать поступить по-другому. Я прошу подумать каждого о своей жизни, о своих чувствах и поступках. Дети хорошо чувствуют чужое горе, беду и сопереживают героям.
В сказке добро побеждает зло. А это учит детей тому, что хороший человек всегда будет выше злодея.
При чтении былин я воспитываю чувства патриотизма. Знакомлю с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство, храбрость и др. В непринуждённой беседе мы рассуждаем о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
На уроках математики труднее воспитывать духовно-нравственные качества личности, но всё же возможно.
Выполняя трудные вычислительные приёмы, я обращаю внимание детей на то, какие качества мы развивали в себе. Чаще всего я спрашиваю их самих подумать и ответить на этот вопрос. Они отвечают, что вырабатывали собранность, усидчивость и т.д.
Математика хорошо учит правильно выстраивать свою деятельность ( при выполнении порядка действий, при решении задачи и др.), вырабатывать и принимать решения, проверять свои действия, исправлять ошибки.
В задачах использую исторические факты:
Санкт-Петербург основан Петром Великим в 1709 году. Сколько лет прошло с тех пор?
Брестскую крепость начали сооружать в 1833 году, закончили в 1914 году. Сколько лет строилась крепость?
Здесь я рассказала ребятам о том, что в годы Великой Отечественной войны Брестская крепость стала символом непоколебимой стойкости нашего народа. Ценой собственной жизни солдаты защищали её от захватчиков около месяца.
На таких задач я способствую патриотическому воспитанию, воспитанию чувств бережного отношения к истории своего народа, гордости за свой народ. Ещё математика хорошо воспитывает трудолюбие.
Благодатная почва для воспитания духовно-нравственных качеств личности на уроках изобразительного искусства.
Рассматривая картины, мы знакомим детей с предметами быта, постройками, предметами одежды, украшениями, традициями, раскрывая представление о мире предков, его красоте. Например, тема: «В жостовском подносе все цветы России», «Двор, что город, изба, что терем», «Каждая изба удивительных вещей полна». В произведениях народного зодчества – деревянных постройках в Кижах, учу высказывать свои впечатления: В чём выразительность постройки? В чём её эстетика? В чём искусность мастеров? и т.д. Знакомясь с работами А. Венецианова, В Васнецова, А. Пластова, в образах женщин я показываю детям начало жизни, хозяйку дома. В образе женской красоты художник рассказывает нам о самом дорогом и светлом в жизни каждого человека – маме. Воспитываю чувства нежности, любви. Заботы, внимания.
На уроках окружающего мира провожу беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира. Это развивает в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг них.
Во внеурочной деятельности игра является хорошим способом развития в детях их индивидуальных особенностей, учит правильным взаимоотношениям с другими детьми, со взрослыми; учит правилам этикета и общения; даёт возможность детям расслабиться, чувствовать себя комфортно. Я стараюсь играть вместе с детьми и постепенно влиять на их характер, корректировать их поведение. Каждую игру надо одухотворять, т.е. делать её уроком жизни. В таких играх дети чувствуют себя равными со взрослым, их поведение становится более серьёзным и осмысленным.
Учу высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций.
Духовно-нравственное воспитание учащихся можно осуществлять через факультативные занятия, спецкурсы («Речь»), просмотр кинофильмов, мультфильмов, экскурсии в музеи города, проведение праздников.
Важное внимание уделяю работе с семьёй. Для родителей провожу родительские собрания на духовно-нравственные темы («Семейные праздники и их значение для ребёнка», «Нравственные уроки начальной школы»), открытые показы воспитательно-образовательного процесса во время недели начальных классов, проведение совместных конкурсов, праздников, соревнований ( « Папа, мама, я – дружная семья», «Самый умный» и др.), выставки детских работ, информационные и тематические стенды.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру , неприятию зла.