СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме "Проектно-исследовательская работа учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме "Проектно-исследовательская работа учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Проектно-исследовательская работа учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности"»

"Проектно-исследовательская работа учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности"

Цель: показать процесс освоения методов проектно-исследовательской работы и их влияние на развитие познавательного интереса учащихся.

Задачи - Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.

-Мотивация слушателей на освоение методов проектно-исследовательской работы.

- Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.

Этапы Представление педагогической концепции данной технологии.

  1. Моделирование занятия на основе данной технологии.

  2. Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)


Одна из задач современной школыразностороннее развитие детей, их творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для реализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

Таким требованиям современного образования отвечает проектная форма обучения.

Цель проектов: способствовать формированию системы знаний и умений, воплощенных в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения; получать и использовать информацию; заниматься планированием; развивать грамотность, графические, счетные навыки и др.

Проекты можно классифицировать по следующим основным признакам:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно–ориентировочная и пр.

  2. Предметно – содержательная область; межпредметный проект.

  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  5. Количество участников проекта.

  6. Продолжительность выполнения проекта.


В процессе обучения физике я использую групповые и индивидуальные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, исследовательские и творческие проекты.

В прошлом году в 7 классе я столкнулась с такой проблемой: большая часть ребят не могли пересказать заданный на дом параграф. Успевающие учащиеся старались выучивать наизусть, а отстающие – если даже и готовились, связно ничего рассказать не моги. Я поняла, что они не умеют работать с учебником. После рассмотрения новой темы, вместе читая текст учебника, стали составлять короткие планы рассказа по теме. Но когда необходимо было самостоятельно составить рассказ, начинались опять проблемы. Вот тогда я и решила попробовать этот метод работы – синквейн.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. Способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – это важное умение.

Первый синквейн составили коллективно с трудом. Второй составляли в группах. Третий составил каждый сам. Получилось быстрее. Четвертый – я задала на дом. Ребята с удовольствием втянулись в эту работу. Ученик на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Тем более, что составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения. Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.

Составленные тексты заслушиваем, выбираем лучшие, оцениваем их. Тут каждый может проявить себя. В конце года, провели урок- игру. В одном из конкурсных заданий зачитывали составленные тексты без первой строчки. Ее надо было угадать. Этот приём технологии развития критического мышления на уроках физики я использую в основном в 7 и 8 классах. Предлагаемые темы: скорость, траектория, инерция, давление, динамометр, рычаг, плотность, энергия, работа. Рекомендуемое время создания текста 5-7 минут.

Использование этого приёма на уроках физики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шансов, что ребёнку на уроке не будет скучно.

Первый среднесрочний, групповой, прикладной проект выполнили по теме «Фонтан во дворе нашей школы» с семиклассниками. Данный проект был нацелен не только на освоение физических знаний о принципе действия сообщающихся сосудов, но и на развитие умения учащихся самих находить межпредметные связи, обобщать и анализировать полученную информацию; на продолжение развития умения работать с книгой и обучение азам поиска нужной информации в internet. Главное, что необходимо подчеркнуть, - любое физическое открытие, пусть даже самое маленькое, обязательно находит свое практическое применение.

Огромное внимание в данном проекте уделено развитию коммуникативных навыков, а также умению проводить самоанализ и рефлексию. В результате ребята осмысливают собственный опыт, выявляют причины успеха или неудачи, осознают собственные проблемы и осуществляют поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Потом с ними же выполнили социальный проект «Друг или враг», о вреде батареек. И с этим проектом участвовали в районном конкурсе социальных проектов «Мы обустраиваем мир». Заняли I место в районе.

Каждый год мы участвуем в республиканской конференции – фестивале творчества обучающихся «EXCELSIOR» на школьном, муниципальном и республиканском уровне. В прошлом году тоже представили работу: «Исследование экономичности использования и проблем, связанных с утилизацией энергосберегающих ламп». И по этой же теме выполнили социальный проект «До лампочки». Руководитель проекта, будучи лидером детской организации школы, участвовала в конкурсе лидеров детских общественных организаций и объединений «Моя инициатива» и заняла III место. Конкурсная программа финала конкурса состояла в экспертной оценке участников в следующих испытаниях: творческая самопрезентация участника, защита реализованного проекта, Top Speaker.

Такой вид творческого задания активизирует внимание учащихся, учит работать в команде, нести ответственность за результаты группы, одновременно отрабатывается умение сравнивать, анализировать, вычленять главное, обобщать полученную информацию и заставляет размышлять.

Из выступления можно сделать следующие выводы:

Проектный метод является наиболее современным подходом к организации исследовательской деятельности школьников;

Исследовательский проект по структуре является подлинно научным исследованием;

Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

При выполнении проекта используются различные методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и обработка результатов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!