"Проектно-исследовательская работа учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности"
Цель: показать процесс освоения методов проектно-исследовательской работы и их влияние на развитие познавательного интереса учащихся.
Задачи - Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.
-Мотивация слушателей на освоение методов проектно-исследовательской работы.
- Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.
Этапы Представление педагогической концепции данной технологии.
Моделирование занятия на основе данной технологии.
Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)
Одна из задач современной школы – разностороннее развитие детей, их творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для реализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.
Таким требованиям современного образования отвечает проектная форма обучения.
Цель проектов: способствовать формированию системы знаний и умений, воплощенных в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения; получать и использовать информацию; заниматься планированием; развивать грамотность, графические, счетные навыки и др.
Проекты можно классифицировать по следующим основным признакам:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно–ориентировочная и пр.
Предметно – содержательная область; межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта.
Продолжительность выполнения проекта.
В процессе обучения физике я использую групповые и индивидуальные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, исследовательские и творческие проекты.
В прошлом году в 7 классе я столкнулась с такой проблемой: большая часть ребят не могли пересказать заданный на дом параграф. Успевающие учащиеся старались выучивать наизусть, а отстающие – если даже и готовились, связно ничего рассказать не моги. Я поняла, что они не умеют работать с учебником. После рассмотрения новой темы, вместе читая текст учебника, стали составлять короткие планы рассказа по теме. Но когда необходимо было самостоятельно составить рассказ, начинались опять проблемы. Вот тогда я и решила попробовать этот метод работы – синквейн.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. Способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – это важное умение.
Первый синквейн составили коллективно с трудом. Второй составляли в группах. Третий составил каждый сам. Получилось быстрее. Четвертый – я задала на дом. Ребята с удовольствием втянулись в эту работу. Ученик на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Тем более, что составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения. Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.
Составленные тексты заслушиваем, выбираем лучшие, оцениваем их. Тут каждый может проявить себя. В конце года, провели урок- игру. В одном из конкурсных заданий зачитывали составленные тексты без первой строчки. Ее надо было угадать. Этот приём технологии развития критического мышления на уроках физики я использую в основном в 7 и 8 классах. Предлагаемые темы: скорость, траектория, инерция, давление, динамометр, рычаг, плотность, энергия, работа. Рекомендуемое время создания текста 5-7 минут.
Использование этого приёма на уроках физики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шансов, что ребёнку на уроке не будет скучно.
Первый среднесрочний, групповой, прикладной проект выполнили по теме «Фонтан во дворе нашей школы» с семиклассниками. Данный проект был нацелен не только на освоение физических знаний о принципе действия сообщающихся сосудов, но и на развитие умения учащихся самих находить межпредметные связи, обобщать и анализировать полученную информацию; на продолжение развития умения работать с книгой и обучение азам поиска нужной информации в internet. Главное, что необходимо подчеркнуть, - любое физическое открытие, пусть даже самое маленькое, обязательно находит свое практическое применение.
Огромное внимание в данном проекте уделено развитию коммуникативных навыков, а также умению проводить самоанализ и рефлексию. В результате ребята осмысливают собственный опыт, выявляют причины успеха или неудачи, осознают собственные проблемы и осуществляют поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Потом с ними же выполнили социальный проект «Друг или враг», о вреде батареек. И с этим проектом участвовали в районном конкурсе социальных проектов «Мы обустраиваем мир». Заняли I место в районе.
Каждый год мы участвуем в республиканской конференции – фестивале творчества обучающихся «EXCELSIOR» на школьном, муниципальном и республиканском уровне. В прошлом году тоже представили работу: «Исследование экономичности использования и проблем, связанных с утилизацией энергосберегающих ламп». И по этой же теме выполнили социальный проект «До лампочки». Руководитель проекта, будучи лидером детской организации школы, участвовала в конкурсе лидеров детских общественных организаций и объединений «Моя инициатива» и заняла III место. Конкурсная программа финала конкурса состояла в экспертной оценке участников в следующих испытаниях: творческая самопрезентация участника, защита реализованного проекта, Top Speaker.
Такой вид творческого задания активизирует внимание учащихся, учит работать в команде, нести ответственность за результаты группы, одновременно отрабатывается умение сравнивать, анализировать, вычленять главное, обобщать полученную информацию и заставляет размышлять.
Из выступления можно сделать следующие выводы:
Проектный метод является наиболее современным подходом к организации исследовательской деятельности школьников;
Исследовательский проект по структуре является подлинно научным исследованием;
Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
При выполнении проекта используются различные методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и обработка результатов.