Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №11» города Димитровграда
учитель
АНИСИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Выступление на конференции « Развитие познавательных интересов у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках профессионально-трудового обучения»
Проблема развития познавательного интереса в процессе трудовой деятельности – одна из немаловажных в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той ролью, которую играет познавательный интерес в жизни человека как обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов. Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировка, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и останется актуальной.
Большинство психологов и педагогов говорят о значении интересов в об-щих чертах. Нередко эти высказывания носят популярный характер. Обычно указывается, что в области своих интересов ребенок достигает наибольшего успеха. Расширение и обогащение, а затем соподчинение интересов содейст-вуют развитию личности ребенка (Л.А.Гордон, Л.Ф.Беляев, Н.И.Щукина, В.Г. Иванов и др.). Об этом же говорят исследования зарубежных психологов Л.Надь(L.Nagy), П. Кузина (P.Consinet), Ц. Бейзман (C.Beezmann) и др).
Интерес способствует глубине и прочности усвоения знаний (Н.М.Писарев, А.П.Архипов, В.М.Межевский и др.). Об исключительной роли интереса в психическом развитии ребенка, повышение качества его мыслительной деятельности, особенно в условиях аномального развития (Л.С.Выгодский, Р.М. Боскис, М.И. Петрова, Н.Г. Морозова и др.).
В настоящее время с особой остротой ощущается несоответствие между уровнем обученности значительной части выпускников коррекционных школ и растущими требованиями к подготовленности рабочих. Повышение темпа и качества производительности труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные общеобразовательные учреждения VIII вида. Наиболее острая проблема- подготовка к жизни и труду учащихся с нарушением интеллекта. Условия обучения профессиям, соответствующее возможности таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. В результате учащиеся с нарушением интеллекта зачастую по окончании обучения оказываются неконкурентоспособны.
Специальные (коррекционные) школы VIII вида созданы для обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а так же специальной психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. В них, в соответствии с федеральным законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья ( специальном образовании)» инструкционным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 г. № 48 организуется обучение разным по уровню сложности видов труда с учетом интересов воспитанников и их психофизических возможностей. Так же согласно «Декларации о правах умственно отсталых лиц» от 20.12.1071 года умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди, а так же право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет ему развивать свои способности и максимальные возможности,
Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности (особенно в плане интересов и мышления) и личностной сфере. Главным инструментом познания является мышление. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у лиц с нарушением интеллекта недостаточно сформированы, что мешает их обучению и воспитанию.
Трудовая деятельность служит, эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а так же средствами адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. (Г.М. Дульнев). Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных интересов, особенно мышления, как главного психического процесса и интересов ребенка. В ходе воспитания трудовых заданий можно выявить несколько усвоил ученик знания по отдельным общеобразовательным дисциплинам и каковы его возможности в использовании, этих знаний в практической деятельности в частности на уроках трудового обучения, поэтому в настоящее время развития познавательного интереса на уроках трудового обучения является актуальной.
Рекомендации педагогам с учащимися с легкой умственной отсталостью. В результате выполнения данной работы в особенности ее практической части был приобретен опыт и сделаны выводы относительно исследования данной работы. На основе полученных результатов и приобретенного опыта, а так же с учетом работы видных психологов и дефектологов нами были разработаны следующие рекомендации, которые необходимы в работе с умственно отсталыми детьми. Принципиально значимыми для развития интересов у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью являются
исследования в работе следующих педагогических принципов:
Принцип системного подхода: Предполагает учет в коррекционной работе с такими детьми сложной структуры нарушения, которые характеризуются не только отставаниями в умственном развитии, но и отклонения в развитии познавательных процессов и регуляторных функций, снижения речевой и других видов деятельности. Эти нарушения во многом затрудняют
полноценное психическое развитие ребенка, снижают степень
эффективности коррекционной работы.
Онтогенетический принцип. Коррекционная работа по развитию познавательного интереса должна строиться с учетом основных закономерностей развития интереса в процессе онтогенеза. Методические рекомендации по комплексному сопровождению учащихся с легкой степенью отсталости. Комплексное сопровождение учащихся с отклонениями в развитии предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (учителей трудового обучения, родителей, социального педагога, психолога, дефектологов и других лиц заинтересованных в обучении). Содержание комплексной программы сопровождения учащихся с умственной
отсталостью в процессе трудовой подготовки на различных этапах обучения.
В связи с ограниченными интеллектуальными возможностями учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида уже на первых этапах процесса обучения испытывают трудности. В исследованиях Н.Г. Морозовой, И.М. Соловьева, И.Г. Еременко и др. отмечается, что для познавательных интересов учащихся с нарушением интеллекта характерны несформированность, слабость, поверхность, неустойчивость. В ходе традиционного «учения у многих школьников возникает отрицательное отношение к учению. Поэтому при построении учебного процесса учителю, необходимо прибегать к различным формам и методам для создания положительного настроя,
желания получать знания, выполнять учебную деятельность.
Процесс в деятельности, структура которой ( ее задачи, содержание,
способы и мотивы) составляют объективную основу развития
познавательного
интереса. Главный вид этой деятельности – учение, в процессе которого
происходит систематическое овладение знаниями о предметах в различных
областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков)
познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых
обществом, школой, и мотивы деятельности самого учения.
Учение закладывает основы познавательного интереса, но не исчерпывает собой всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности, поскольку познавательная и практическая стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. Особенно благоприятна деятельность, связанная с предметом интереса ученика. Развитие познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса. Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
привлечение учащихся к целям и задачам урока;
возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь
изучаемого материала;
включение учащихся в интересную для них форму работы.
Для наиболее эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний возможно
использование различных форм и методов обучения:
- проблемные уроки (эффективный способ повышения интереса учащихся к урокам трудового обучения;
- технология листов опорный сигналов (схемы учат выделять главное и
основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи,
развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности);
- технология проектной деятельности (организация исследовательской
деятельности);
- коллективные способы обучения ( дают возможность добиваться
поставленной цели, создают творческую соревновательную атмосферу среди
учащихся);
- урок игра (как свободная творческая деятельность обладает
воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами,
формирует
воображение, развивает фантазию и интеллект);
- использование дополнительной литературы (всякая работа с книгой,
газетой, статьей способствует развитию творческого воображения,
аналитического мышления, эмоционально обогащает урок).
Очень важно, что при выполнении подобных заданий, ученики превращаются в исследовании, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к урокам трудового обучения, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию.
При традиционном способе преподавания учителя часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
Обозначенная выше проблема побудила и поиску таких форм обучения, методов и приемов, что позволяют повысить эффективность усвоения трудового обучения, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные методы в преподавании трудового обучения: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал,
нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.
Например, урок формирования новых знаний проходят в виде уроков- лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков – исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам используют такие нетрадиционные формы, как на уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: (Что? Где? Когда?,) уроки – конкурсы, уроки – соревнования. На уроках проверки и учета знаний и умений провожу викторины, конкурсы, тестирование, защиту творческий работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.
Использование нетрадиционных методов обучения ведет а активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и
закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. При
применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей с
умственной отсталостью развивается образное, систематическое и
логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов и
преподаваний трудового обучения является важным средством для формирования личности, гуманного отношения к творческому воспитанию и развитию. Использую на уроках и внеклассной работе такое эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления,
обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует
сознанию у них положительного настроя к учению и готовности к
мыслительной и познавательной деятельности. Одним из важных условий формирования интереса к изучению рассматриваемых понятий является
привлечение жизненного опыта школьников с нарушением интеллекта и опора на него. Актуализация такого опыта позволяет систематизировать разрозненные представления, имеющиеся у учеников, для формирования
устойчивых понятий социального характера. Такое непосредственное
восприятие, осуществляемое в определенной ситуации, создавало
предпосылки для успешного обогащения чувственного опыта школьников с нарушением интеллекта разнообразными по форме.
Из проделанной мною работы можно сделать следующие выводы: само
содержание курса трудового обучения заключается в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только
соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения
учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.