Вебинар «Образовательные модули как форма интеграции общего и дополнительного образования, нацеленная на единый образовательный результат». Выступление «Практика и эффективность раннего изучения астрономии и её роль в образовании учащихся. Опыт преподавания астрономии в основной и средней школе», Калугина Н.Н.
Представлю опыт работы по преподаванию астрономии в основной и средней школе, т.к. работаю в этом направлении с 1998 года.
К сожалению, около двадцати лет астрономия не являлась частью учебного плана, что сразу сказалось на молодежи: уменьшился интерес к космическим исследованиям, ребята все реже и реже стали интересоваться профессиями, связанными с запуском космических аппаратов. Ребята перестали мечтать о профессии космонавта. Даже поиск самых известных созвездий у современной молодежи вызывает затруднения.
Тем не менее, наши учащиеся все эти годы принимали участие во всероссийской олимпиаде школьников по астрономии, ежегодно на школьном, муниципальном и региональном этапах становились призерами и победителями. Подготовка велась на добровольных началах. В последние годы астрономия вернулась в школу, стало проще готовить ребят к олимпиадам и поддерживать их интерес к предмету, охватывать большее количество ребят. В 7-8 классах у нас в школе ежегодно преподается астрономия в рамках элективного курса или внеурочной деятельности, где ребята получают основы науки, в 10-11 классах – как предмет учебного плана. В основной школе преподаю по учебному пособию Натальи Николаевны Гомулиной и Владимира Георгиевича Сурдина, в старшей школе - по учебнику Виктора Максимовича Чаругина.
Как учитель, преподающий предмет, долго находившийся вне учебного плана, прохожу в большом количестве курсы по астрономии. В 2017 году приняла участие в семинаре издательства «Просвещение» «Актуальные вопросы преподавания астрономии в условиях модернизации системы образования», где обсуждались вопросы введения астрономии в учебный план, обсуждались программы и учебники по астрономии. Принимаю участие в ежегодных январских методических семинарах по вопросам преподавания астрономии в школе, которые проводятся Центром педагогического мастерства и фондом «Траектория», в г. Москва, где можно пообщаться с ведущими учеными – астрономами страны, узнать новости в области космических исследований, ознакомиться с опытом работы лучших учителей астрономии.
Долгое время стояла проблема оборудования, ведь за годы забвения предмета поставок оборудования не было, старое пришло в негодность. На средства, полученные в рамках гранта, нами закуплено следующее оборудование: демонстрационные глобусы Луны, Марса, звездного неба, малые глобусы Луны и звездного неба для учащихся, подвижные карты звездного неба, модель небесной сферы, разборная модель Солнца, солнечные часы, ТЕЛЛУРИЙ (модель Солнце-Земля-Луна), что позволяет демонстрировать смену дня и ночи, смену времен года, фазы Луны, солнечные и лунные затмения, электронно-информационный стенд «Солнечная система», также большое количество плакатов и фильмов. Самым ценным приобретением считаем получение телескопов. Телескопы планируется вывозить в лагерь «Исследователи» с целью проведения наблюдений за объектами звездного неба. Годом ранее нами были приобретены сборники задач и тетради-практикумы по астрономии. В школе появился планетарий. Если в старших классах большое внимание уделяется решению задач, в том числе и подготовке к ЕГЭ, т. к. там есть астрономическая задача, то с учащимися основной школы выполняем много практических заданий, например, на вычисление высоты вулканического выброса вулкана на спутнике Юпитера Ио, определение времени истинного полдня. На занятиях создаем солнечные часы, работаем с подвижной картой звездного неба.
Отмечу, что интерес к астрономии вспыхнул с новой силой у учащихся нашей школы во время участия в олимпиаде «Звезда. Техника и технологии», где пришлось выполнять проекты по профилю «Авиационная и ракетно-космическая техника», приходилось готовиться к олимпиаде и читать много литературы. Победители олимпиады были приглашены в город Ярославль в 2016 и 2017 годах на форум «Будущие интеллектуальные лидеры России», «ПРОЕктоРИя». Там школьники из глубинки получили возможность встретиться с космонавтами, с человеком – легендой Валентиной Терешковой, первой женщиной-космонавтом, пообщаться с представителями компании «Роскосмос», ребята проектировали двигатели и космические аппараты, т.к. практически все выбрали работу в секции «Космические технологии». Одновременно еще одна группа работала в рамках форума в дистанционном режиме. Вернувшись с форума, наши ребята провели серию мероприятий, посвященных Дню космонавтики для всех параллелей школы, заодно поделились своими впечатлениями о поездке и встречах с замечательными людьми. В настоящее время среди выпускников школы есть студенты Московского авиационного института, Самарского аэрокосмического института, ВОЕНМЕХ. Еще несколько старшеклассников готовятся к поступлению на факультет «Проектирование, строительство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов».
Особым успехом пользуется форма занятий в формате «Дублер», когда учащиеся старших классов проводят мероприятия для малышей, например «Город мастеров». Интерес к астрономии в наше время в стране возрос, а значит, будем ждать новых открытий в области космонавтики.