ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Презентацию выполнила:
Смирнова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ Межевская СОШ
2017 г.
«У детей всегда должна быть перспектива интереса, удовлетворенности делом, творчеством, радости предстоящего познания…»
А. С. Макаренко
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной ?
Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия, либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
- Исследование – извлечь нечто «из следа». Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
- Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
- Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
- “ Я знаю, для чего мне надо то,
что я познаю. Я знаю, где и
как эти знания применить”
- Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
- Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
- Результатом работы над проектом , выходом проекта, является продукт . В общем виде это средство, которое разработали частники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Виды презентаций проектов
- Защита на заседании научного общества
- Спектакль
- Пресс-конференция
- Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
- Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох
- Научный доклад
- Ролевая игра
- Реклама
- Диалог литературных персонажей
УЧЕНИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
- Умение работать с рекомендованной литературой
- Умение критически осмысливать материал, представленный в книге
- Умение чётко и ясно излагать свои мысли
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Публичный доклад или сообщение
- Обсуждение результатов
- Дискуссия
- Публичная защита в форме лицензирования
- Беседа и спор с оппонентами и коллегами
Классификация проектов по продолжительности :
Мини-проекты могут укладываться в одно занятие.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 занятий.
Среднесрочные (недельные) проекты.
Долгосрочные (годичные) проекты .
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ:
- Практическое использование полученных результатов
- Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело
- Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы
- Формы продуктов проектной деятельности
- Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт.
- Выставка, экскурсия.
- Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья
- Игра.
- Праздник, сценарий.
- Учебное пособие.
- Серия иллюстраций.
- Сравнительно-сопоставительный анализ и др.
Проект
«Гнездовье для птиц»
Исследовательский проект
«Краснокнижные животные. Красная книга Костромской области»
Социально-значимый проект
«Живи, РОДНИК, живи!»
Международная конференция «Мир детства – мир открытий, творчества и достижений»
Проект
«Поможем птицам зимой»
РАЗДЕЛЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА:
- Введение
- Объект исследования (обзор литературы)
- Методика исследования
- Результаты исследования и их интерпретация
- Выводы и предложения
Защита исследовательского проект на региональной олимпиаде по лесоводству
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
- Педагог должен сам быть творческой личностью
- Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
- Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
- Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
- Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области
Социально-экологический проект «ЭКО-ДОМ»
Когда ты делаешь добро,
Наград, не требуя за это,
Наградой будет лишь одно-
Твоя Земля в лучах рассвета!
Пусть чистым будет Эко-Дом!
В твоих руках судьба планеты!
Добром ответит на добро
Природа за заботу эту!
Е. Н. Залесская
Проект реализуется в рамках Всероссийской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» приуроченного к ГОДУ ЭКОЛОГИИ.