Тема выступления:
«Роль семьи в воспитании культуры ценностного выбора и мировоззренческого самоопределения детей в сфере дополнительного образования» 1слайд
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления: роль семьи в воспитании культуры ценностного выбора и мировоззренческого самоопределения детей в сфере дополнительного образования на примере внеурочной деятельности по курсу «Образ и мысль». 2 слайд
На землю Бог дитя отправил,
Родиться час пришел ему
Зачем ты, Бог, меня оставил?
Мне будет страшно одному!
Тебя я ангелам вверяю,
Твой дух и тело охранять!
Но как я ангелов узнаю?
Они - твои Отец и Мать! 3 слайд
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения и издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. 4 слайд
Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое. Так говорил писатель Г. Медынский. С этим невозможно не согласиться.
Семья играет огромную роль в воспитании культуры ценностного выбора и мировоззренческого самоопределения детей.
Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени разные виды самоопределения: профессиональное (определяет себя как профессионала), личностное (определяет себя как личность), семейное (определяет себя как член семьи) и т.д. 5 слайд
Младший школьный возраст признается наиболее благоприятным периодом, в котором закладываются первоначальные основы социальной активности личности. Это и начальный этап самоопределения личности. Мировоззренческое самоопределение направлено на личностное присвоение общечеловеческих и общенациональных ценностей, обозначенных в концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России.
Чем раньше начнется направленное личностное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном меняющемся мире. 6 слайд
В нашей школе в сфере дополнительного образования я уже на протяжении нескольких лет провожу занятия по программе курса «Образ и мысль». 7 слайд
Великий педагог Сухомлинский говорил: «Научите детей смотреть и видеть, слушать и слышать, и тогда они станут творцами своей деятельности».
Несколько слов о самом курсе, чтобы было понятно, о чем идет речь.
В программе «Образ и мысль» путь ребенка к картине строится таким образом, чтобы школьник постепенно вживался в роль зрителя, осознавал свои собственные возможности, связанные с восприятием картины и ее интерпретацией, начинал испытывать потребность не только во встрече с искусством, но и познания его особенностей и закономерностей развития, освоения языка искусства. 8 слайд
Цель курса «Образ и мысль» – создание условий для эмоционально – ценностного развития личности ребенка на основе восприятия произведения изобразительного искусства в рамках фасилитированной беседы. 9 слайд
В начале сентября на родительском собрании я знакомлю родителей с целями и задачами курса, с ожидаемыми результатами и даю установку на то, чтобы после каждого занятия они просили детей рассказать о картинах, которые рассматривали, чтобы поделились своими впечатлениями, чувствами и эмоциями.
Это имеет большое значение, поскольку самооценка ребенка тесно связана с его восприятием заинтересованности в нем окружающих. Убежденность в том, что другим людям он интересен или неинтересен, обусловлена содержанием его Я-концепции в целом. Если ребенок придерживается не особенно высокого мнения о себе, то он склонен считать, что другим неинтересны его мысли и занятия. Какие-то детали в поведении и отношении к нему родителей постоянно подкрепляют это убеждение. Ведь ребенок имеет богатый опыт общения с родителями и способен улавливать малейшие знаки заинтересованности или невнимания к тому, что он говорит. Кто-то из родителей в ответ на его слова зевнул, перебил его или сменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие, или, напротив, его мнение внимательно выслушивается, вызывает живой отклик, одобрительные замечания или обоснованные возражения - по всем этим признакам ребенок безошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окружающим.
Занятие «Образ и мысль» я проводила с родителями на родительском собрании. 10 слайд
Им была представлена картина для обсуждения, и была проведена фасилитированная дискуссия. Потом было показано видео, на котором родители увидели, как их дети участвуют в дискуссии по этому же произведению, какие мысли рождают у детей образы картины, какие мнения они высказывают, сравнили со своими высказываниями, мыслями и чувствами, пришли к выводу, что восприятие картины детьми отличается от их собственного восприятия.
Следует отметить, что после просмотра видео, родители удивились тому, как дети строят умозаключения на основе содержательно – образного восприятия картины, участвуют в диалоге, находят в картине детали и особенности, подтверждающие высказанную точку зрения.
Картина Н. Гончаровой «Еврейская лавочка»
В этом учебном году планирую провести совместное занятие родителей и детей. Совместная деятельность формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. А степень эмоциональной включенности и отзывчивости при совместной деятельности влияет на формирование модели поведения ребенка в дальнейшей жизни. 11 слайд
Знакомясь с художественными произведениями на занятиях курса «Образ и мысль» в сфере дополнительного образования, дети учатся понимать гармонию природы, усваивают нормы поведения и духовные ценности, принятые в обществе, воспитывается культура ценностного выбора и мировоззренческого самоопределения, и в этом процессе немаловажную роль играет семья. 12 слайд