СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ОУ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление посвящено современным педагогическим технологиям, влияющих на качество образования

Просмотр содержимого документа
«Выступление Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ОУ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ОУ

Королевой С.М.

Основополагающие государственные документы в образовании последних лет указывают на то, что школа является важнейшим фактором развития личности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего государственный стандарт, а значит и средствами обучения. Он выступает в роли наставника, тьютера, коуча, который с помощью педагогических технологий способсвует развитию личности каждого ребенка. А его главный инструмент воздействия на обучающегося – современные педагогические технологии. Ведь основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;

  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития современной школы и основным направлениям образовательного маршрута, следует помнить следующее:

  • в условиях существующей классно-урочной системы занятий они должны легко вписываться в учебный процесс,

  • образовательные технологии, интегрируясь в реальный образовательный процесс, должны способствовать достижению поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

  • педагогические (образовательные) технологии должны обеспечивать внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного и системно - деятельностного подходов;

  • они должны быть направлены на интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; четкую ориентацию на развитие творческой деятельности.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

К таким технологиям можно отнести:

  • Педагогические мастерские;

  • Дидактический цикл;

  • Игровые технологии;

  • Кейс- стади;

  • Коучинг;

  • Модерационные семинары;

  • Образ и мысль;

  • Образовательный туризм;

  • Портфолио;

  • Дебаты;

  • РКМЧП;

  • ТСКО;

  • Тьютер;

  • Целеполагание;

  • ИКТ.

Остановимся на некоторых.

Технология « Портфолио» - это способ фиксации, накопления и оценки результатов деятельности и достижений в разных областях человека, общности людей или организации. Это один из современных активных методов отслеживания индивидуальной жизненной траектории, развития и личностного роста, анализа и самоанализа.

Портфолио-фактор поддержки и развития Образовательного ресурса.

В нашей практике мы используем:

  • технологию портфолио учителя при подготовке к новой форме аттестации педагогических кадров: возможности профессионального творчества ;

  • Технология «Портфолио» в системе работы классного руководителя ;

  • Портфолио ученика как базис индивидуальной образовательной траектории ;

Портфолио учащихся может быть создано по технологии: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Достижения»

Технология «Образовательный туризм»

Цель состоит в способствовании формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми.

Очевидно, что путешествия – это, прежде всего, путешествия не в пространстве – в музеи, в другие города, страны, а во времени – к очагам культуры, к истокам, в эпохи, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в основании нашей цивилизации и мировой культуры. Поэтому необходимо добиться понимания учащимися того, что одним из важных условий успешности в построении индивидуальной образовательной траектории развития, а значит и карьеры, в реализации задач любой сложности является умение понимать тот культурный слой, с которым они будут иметь дело в будущем.

Формы образовательного туризма

- Туристические поездки

- Исследовательские проекты

- Занятия в музеях

- экскурсии

- Заочные экскурсии

Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой.

Педагогу, реализуя модель образовательного путешествия, необходимо:

  • сочетать абсолютно разные вопросы школьников на едином маршруте, не утеряв при этом возможности индивидуальной встречи каждого с Культурой;

  • помочь каждому подойти разными путями к исследованию выбранной им темы;

  • объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды;

  • сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;

  • сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы.


Технология «Коучинг»

Коуч (партнер, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии

- диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.

1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).

Учитель-коуч помогает учащимся вооружиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.), то есть учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели

2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.

Примерные вопросы:

- Как ты можешь достичь цели?»;

- Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке?

3. Этап реализации плана( приверженность цели).

4. Этап завершения (рефлексия) - Колесо жизненного баланса, Шкала удовлетворенности продвижением к цели «от 1 до 10», Линия времени и др.

Технология «Педагогические мастерские»

 

    Цель этой педагогической технологии – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей;

Она направлена на

- создание атмосферы сотворчества в общении;

- «включение» эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам;

- необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;

- совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися;

- подача необходимой информации учителем малыми дозами;

- исключение официального оценивания  работы ученика;

- самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.

    Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний,

Алгоритм мастерской.

Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений.

    Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).

    Третий этап – социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определённых ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).

    Четвёртый этап – социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).

    Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ учеников ( текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

    Шестой этап – разрыв: внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.

    Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.


Не смотря на использование новых педтехнологий, урок остается основной формой процесса обучения. Однако, следует помнить слова В.А.Сухомлинского: Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Поэтому к нему следует готовиться и тчательно продумывать все его структурные элементы.

Давайте вспомним структуру урока и поурочного плана











ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ОУ













Подготовила

замдиректора по УВР ГОУ ЛНР

«Артемовская средняя школа №8»

Королёва Светлана Михайловна







2021







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!