ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ОУ
Королевой С.М.
Основополагающие государственные документы в образовании последних лет указывают на то, что школа является важнейшим фактором развития личности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего государственный стандарт, а значит и средствами обучения. Он выступает в роли наставника, тьютера, коуча, который с помощью педагогических технологий способсвует развитию личности каждого ребенка. А его главный инструмент воздействия на обучающегося – современные педагогические технологии. Ведь основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;
от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития современной школы и основным направлениям образовательного маршрута, следует помнить следующее:
в условиях существующей классно-урочной системы занятий они должны легко вписываться в учебный процесс,
образовательные технологии, интегрируясь в реальный образовательный процесс, должны способствовать достижению поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
педагогические (образовательные) технологии должны обеспечивать внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного и системно - деятельностного подходов;
они должны быть направлены на интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; четкую ориентацию на развитие творческой деятельности.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
К таким технологиям можно отнести:
Остановимся на некоторых.
Технология « Портфолио» - это способ фиксации, накопления и оценки результатов деятельности и достижений в разных областях человека, общности людей или организации. Это один из современных активных методов отслеживания индивидуальной жизненной траектории, развития и личностного роста, анализа и самоанализа.
Портфолио-фактор поддержки и развития Образовательного ресурса.
В нашей практике мы используем:
технологию портфолио учителя при подготовке к новой форме аттестации педагогических кадров: возможности профессионального творчества ;
Технология «Портфолио» в системе работы классного руководителя ;
Портфолио ученика как базис индивидуальной образовательной траектории ;
Портфолио учащихся может быть создано по технологии: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Достижения»
Технология «Образовательный туризм»
Цель состоит в способствовании формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми.
Очевидно, что путешествия – это, прежде всего, путешествия не в пространстве – в музеи, в другие города, страны, а во времени – к очагам культуры, к истокам, в эпохи, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в основании нашей цивилизации и мировой культуры. Поэтому необходимо добиться понимания учащимися того, что одним из важных условий успешности в построении индивидуальной образовательной траектории развития, а значит и карьеры, в реализации задач любой сложности является умение понимать тот культурный слой, с которым они будут иметь дело в будущем.
Формы образовательного туризма
- Туристические поездки
- Исследовательские проекты
- Занятия в музеях
- экскурсии
- Заочные экскурсии
Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой.
Педагогу, реализуя модель образовательного путешествия, необходимо:
сочетать абсолютно разные вопросы школьников на едином маршруте, не утеряв при этом возможности индивидуальной встречи каждого с Культурой;
помочь каждому подойти разными путями к исследованию выбранной им темы;
объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды;
сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;
сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы.
Технология «Коучинг»
Коуч (партнер, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии
- диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.
1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).
Учитель-коуч помогает учащимся вооружиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.), то есть учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели
2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.
Примерные вопросы:
- Как ты можешь достичь цели?»;
- Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке?
3. Этап реализации плана( приверженность цели).
4. Этап завершения (рефлексия) - Колесо жизненного баланса, Шкала удовлетворенности продвижением к цели «от 1 до 10», Линия времени и др.
Технология «Педагогические мастерские»
Цель этой педагогической технологии – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей;
Она направлена на
- создание атмосферы сотворчества в общении;
- «включение» эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам;
- необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
- совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися;
- подача необходимой информации учителем малыми дозами;
- исключение официального оценивания работы ученика;
- самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.
Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний,
Алгоритм мастерской.
Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений.
Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).
Третий этап – социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определённых ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).
Четвёртый этап – социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).
Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ учеников ( текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
Шестой этап – разрыв: внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.
Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.
Не смотря на использование новых педтехнологий, урок остается основной формой процесса обучения. Однако, следует помнить слова В.А.Сухомлинского: Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Поэтому к нему следует готовиться и тчательно продумывать все его структурные элементы.
Давайте вспомним структуру урока и поурочного плана
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса в ОУ
Подготовила
замдиректора по УВР ГОУ ЛНР
«Артемовская средняя школа №8»
Королёва Светлана Михайловна
2021