СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление с докладом из опыта работы педагога ""Теоретические аспекты обучения конструированию в дополнительном образовании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идеальной для использования в дополнительном образовании является конструирование объёмных 3D моделей на занятиях по конструированию  машин, смолётов, диких и домашних животных для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Выступление с докладом из опыта работы педагога ""Теоретические аспекты обучения конструированию в дополнительном образовании"»

Из опыта работы педагога дополнительного образования Выступление с докладом на семинаре воспитателей в рамках работы «Академии народной культуры»

Педагог: Денисова Наталья Владимировна

Дата 29.01.2020

Место: подростковый клуб «Вита»

Слушатели: воспитатели детских садов города Димитровграда, участники «Академии народной культуры»

Тема: Теоретические аспекты обучения конструированию в дополнительном образовании.

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования. Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а педагоги, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение.

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им, или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять педагогу. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования. Конструирование для ребёнка — это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов.

Идеальной для использования в дополнительном образовании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и педагогов является конструирование объёмных моделей, как сейчас принято говорить 3D моделей. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед педагогом встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, развивает логическое мышление и способствует формированию пространственного воображения.

Работа направлена на развитие у обучающихся по программам дополнительного образования, в рамках, которой занятия проходят два раза в неделю. Дети 5-6 лет в силу своих физических и индивидуальных особенностей данного возраста имеют устойчивый интерес и мотивацию к конструктивной деятельности. Развитие конструктивной деятельности по дополнительным программам подходит, как для нормативно развивающихся детей, испытывающих недостаток мотивации к манипуляции с предметами во внешнем мире, так и для детей с отставанием в развитии познавательной сферы.

У данных обучающихся конструктивная деятельность может не вызывать интереса ввиду наличия у них специфических когнитивных дефицитов конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач: 

развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию;

стимулировать детское техническое творчество; 

обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу; 

формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; 

развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее интеллектуальное развитие и пространственное воображение.

Занятия предусмотрены как для детей с нормой, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по рекомендации психолога. Решений о возможности участия в программе детей с другими видами ограничений по здоровью должно приниматься в индивидуальном порядке на основании дефектологической и психологической диагностики. Продолжительность занятия - учебное время 30 минут, 10 минут перерыв 2 занятие 30 минут. Структура проведения занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН: - для детей 5-7 лет: 5 минут – организационный момент, 20-25 минут образовательная деятельность, 5-10 минут – динамическая пауза, 10 минут – рефлексия, подведение итогов.

Требования к результату освоения программы дети 5-6 лет

При успешном освоении программы:

 Ребенок сможет узнать основные части и характерные детали конструкций.

 Сможет научиться работать коллективно, работать в парах.

 Сможет создавать простые постройки и конструкции.

 Сможет выполнять задания на замещение предметов (сможет преобразовывать постройки в соответствии с заданием).

 Сможет называть и использовать детали с учетом их конструктивных свойств.

 Сможет выполнять задания на анализ строения предметов.

 Сможет выполнять задания на выделение пространственных отношений.

 Сможет складывать изображения из геометрических фигур по образцу.

Дети 6-7 лет

При успешном освоении программы:

 Ребенок сможет узнать основные части и характерные детали конструкций.

 Ребенок сможет узнать более сложные детали (пластины, бруски, цилиндры, конусы).

 Сможет научиться работать коллективно, работать в парах

.  Сможет научиться устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни.

 Сможет научиться анализировать сделанные педагогом поделки и постройки, т.е. выполнять задания на анализ строения предметов

 Сможет научиться создавать разнообразные постройки и конструкции.

 Сможет научиться заменять одни детали другими, т.е. выполнять задания на замещение предметов.

 Сможет научиться строить по рисунку.

 Сможет научиться самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

 Сможет научиться складывать изображения из геометрических фигур по силуэту.  Сможет научиться выполнять задания на выделение пространственных отношений.

 Сможет научиться выполнять задания на использование логических отношений.

. Система оценки достижения планируемых результатов Система оценки предполагает три этапа: I этап — начальная диагностика, проводится на первых занятиях в виде игровых заданий.

II этап — промежуточная диагностика, проводится в середине года в виде викторины.

III этап — итоговая диагностика. Проводится в конце года в виде тестового задания.

Занятия по конструированию будут состоять из трех частей:

1) Первая часть занятия – это упражнения на развитие логического мышления. Цель первой части – развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются:  Совершенствование навыков классификации.  Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.  Активизация памяти и внимания.  Ознакомление с множествами и принципами симметрии.  Развитие комбинаторных способностей.  Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

2) Вторая часть – собственно конструирование. Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи:  Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.  Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.  Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.  Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.  Развитие речи и коммуникативных способностей.

3) Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ. Цель третьей части – подведение итогов работы и финальный информационный обмен между участниками работы. Оценка работ, высказывание мнений. Отзывы учеников и обсуждение занятия. В ходе работы ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он, как дизайнер, творит, познавая законы гармонии и красоты. Совместная деятельность педагога и детей по конструированию направлена, в первую очередь, на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.



Формы конструирования:

  • Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за педагогом. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работы, начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками педагога.

  • Конструирование по модели — это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.

  • Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.

  • Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.

  • Конструирование по замыслу. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.

  • Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободно принимает самостоятельные решения.

  • Каркасное, или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, вначале, дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.
    Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см). Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов). Доступность и лёгкость использования материала.

  • Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.

Задания на дом. Не стоит требовать от детей самостоятельно подготовить материалы или принести их из дома. Уровень благополучия и степень занятости родителей различны в разных семьях, и то, что кажется воспитателю быстро и легко доступным и недорогим, может быть серьёзной проблемой для семьи, что, в свою очередь, вызовет у ребёнка сильные негативные эмоции.

Эстетика. Помните, что чувство вкуса у детей ещё не развито, и требовать от них уместного (с точки зрения взрослого) сочетания цветов, материалов и соответствующего стилистического оформления ещё нельзя, но необходимо прививать им общее понимание красоты, как точности передачи и завершённости облика, красоты как целесообразности. Следует воспитывать аккуратность в работе и стремление даже самую простую поделку завершить в приемлемом виде, обязательно проводя работу по исправлению ошибок (доделка поделок сразу, или несколько позже).

Цвета рекомендуется использовать яркие и разных оттенков, материалы лучше выбирать с разнообразной фактурой (детям будет приятно перебирать их, потому что большинство детей визуалы и кинестетики).

Безопасность. Все сложные виды обработки материалов (например, окраска, вырезание) педагог должен проводить заранее самостоятельно, давая детям уже подготовленные детали конструкции. Постепенно можно вводить в употребление детьми безопасные инструменты и красители, при этом тщательно контролируя их применение и объясняя правила использования и технику безопасности. Некоторые виды работ детям проводить категорически нельзя (травление, термическая обработка, рубка, сверление, или работу шилом и др.).

Индивидуальный подход и эмоциональная поддержка. Даже в группе одного возраста (и тем более в разновозрастной группе) дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Степень усидчивости, аккуратности и внимания к деталям будет сильно отличаться, в том числе и в связи с физическим и психологическим здоровьем конкретного ребёнка. Поэтому допускается дифференциация заданий по степени сложности для разных детей, а также индивидуальная система оценки каждой работы. В качестве одного из вариантов организации такой схемы работы можно привести распределение детей по подгруппам с разными по сложности задачами. Необходимо помнить о правильной подаче обратной связи, оценки результата труда ребёнка. Ребёнок из проблемной семьи, болезненный ребёнок, ребёнок гиперактивный (с синдромом дефицита внимания) — все они будут очень чувствительны к негативным оценкам своего труда. Даже если педагог не выскажет свои мысли вслух, он может проявить их невербально, или случайно продемонстрировать игнорированием и пренебрежением, вниманием к поделке одного ребёнка в ущерб поделке другого. Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе — художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы. Будет ошибкой не контролировать обсуждение детьми работ других детей, важно мягко, но настойчиво пресекать обсуждения с пренебрежением или сильными негативными оценками, высмеиванием и переходом на личности.

Игра и трудовое воспитание. Не упускайте возможность обыграть поделки, делайте их не просто так, не для графы в методическом отчёте и календарно-тематическом плане, а именно для игры и, играючи, поддерживайте в детях использование поделок в игре. Игра — основное занятие любого ребёнка, это его аналог труда взрослого человека, полноценная игра необходима для нормального развития и социализации. Поделки, созданные для игры, дают ребёнку раннюю установку на труд, приучают его к производительной деятельности и бережному отношению к труду других, в том числе и педагога. Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия. Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.

Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем: Тема технического конструирования «Автомобиль». Проводится просмотр мультфильма. Беседа актуализирует знания детей об автомобилях, демонстрируются игрушки, автозаправки, гаражи. Можно раздать по маленькой игрушке каждому ребёнку, или группе детей, в таком случае они будут делать автомобиль для папы, или мамы (конструируют индивидуально или совместно).

Тема конструирования «лодочка». Показываются картинки лодок, кораблей, яхт. Обсуждаются моменты из жизни детей, когда они видели их на реке. Демонстрируются элементы конструкции , обсуждается, на что они похожи и как их можно использовать. Тема конструирования «Самолёт». Детям показывается небольшая игра, герой которой не может преодолеть дальнее расстояние на автомобиле. Как же помочь быстро попасть в другой город? Игра может быть с фигурками и игрушками, может быть отражена в рисунках, последовательно описывающих развитие ситуации и затруднения героев. В роли героя может быть кто-то из детей (заранее подготовленный), в таком случае препятствие может быть отражено физически ленточками или флажками прямо на полу. В последнем случае игра может носить подвижный характер и сочетаться с небольшой коллективной разминкой после предшествующего занятия. В процессе игры дети выполняют несколько несложных заданий, а затем сталкиваются с непреодолимым препятствием. Расстояние между городами очень велико. Ставится проблемная задача, и дети предлагают решение. Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или самолёта), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.

  • Технологические карты и схемы Использование картотеки тем, а также наличие заранее подготовленных схем и заготовок значительно облегчит работу педагога, сделает возможным рассмотрение разных тем и их комбинаций.

  • Технологические карты должны быть подготовлены по определённой схеме и включать в себя следующие пункты и разделы:

  • Тема конструирования.

  • Цель образовательной деятельности.

  • Задачи образовательной деятельности.

  • Предварительная работа.

  • Организация развивающей среды.

  • Материалы и оборудование

  • . Описание этапов проведения с указанием продолжительности каждого из них. Для облегчения работы и ориентирования детей используются схемы конструирования, рисунки-подсказки, в наглядной форме подсказывающие этапы работы, облегчающие соединение деталей конструкции.

  • Таблица: пример технологической карты занятия по конструированию Тема технического конструирования «Дом» Цель образовательной деятельности Развитие конструктивного творчества у детей посредством работы со строительным конструктором Задачи образовательной деятельности Образовательная: познакомить детей с понятиями «дом», «высотный», «вес», «прочность», «устойчивость»

  • Развивающие: решение проблемной задачи переправы героя игры, понимание понятий «прочность» и «устойчивость», развитие умения работать по схеме.

  • Воспитательная: формирование мотивации к коллективному сотрудничеству, формирование навыков коллективного обсуждения и решения задач, воспитание взаимовыручки и взаимопомощи.

  • Предварительная работа Беседа с детьми о природном рельефе, неровностях и возвышенностях. Мотивирующая сказка-игра

Организация развивающей среды Имитация стройка, грузовые машины, котлован.

  • Материалы и оборудование Макеты мостов из строительного конструктора. Строительный конструктор (деревянные кубики и другие элементы). Рисунки домов. Схема-подсказка, помогающая построить дом. Описание этапов проведения с указанием продолжительности Подготовительный этап (приветствие, мотивационная сказка-игра) — 5–7 минут. Основной этап (постановка цели, практическая деятельность, небольшая разминка в процессе) — 10–12 минут. Заключительный этап (подведение итогов, обсуждение результата) — 3–5 минут

  • Занятие по конструированию в дошкольном возрасте.

  • При грамотной организации занятий конструирование может не просто стать любимым видом досуга для ребёнка, но и оставить приятные воспоминания на всю дальнейшую жизнь. Обратите внимание, какой наиболее распространённый пример приводят люди старшего поколения, когда рассказывают о внимании к детям во времена СССР и вспоминают о различных Домах школьников и Дворцах пионеров. Чаще всего наши родители упоминают не танцевальные и художественные студии, а именно авиамодельные кружки и секции моделирования.

  • https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/konstruirovanie-v-detskom-sadu.html#i-5&hcq=6reqf3r

    https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/konstruirovanie-v-detskom-sadu.html#i-5&hcq=DhHpf3r

    https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/konstruirovanie-v-detskom-sadu.html#i-5&hcq=pDwpf3r

    https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/konstruirovanie-v-detskom-sadu.html#i-5&hcq=5Vipf3r

    https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/konstruirovanie-v-detskom-sadu.html#i-5&hcq=6o1pf3r

    https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/konstruirovanie-v-detskom-sadu.html#i-5&hcq=N1Pof3r
    https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/konstruirovanie-v-detskom-sadu.html#i-5&hcq=fEsof3r

Список литературы

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Тренируем пальчики». Дрофа, М. 2000

2. Гайбнер А. «Лучшие поделки», М., 2008

3. Екжанова Е.А., Стеблева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». М., 2003

4. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС». Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013

5. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. 6. Комарова Л.Г.Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

7. Куцакова В.В. «Занятия по конструированию из строительного материала». М., 2008

8. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

9. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

10.Неретина Т.Р. «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения». М., 2004.

11.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.

12.Парамонова Л. А.«Детское творческое конструирование», Москва 1999г.

13.Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!