СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление социального педагога на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогического коллектива коррекционной школы –интерната и семьи обучающегося»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление социального педагога на педагогическом совете 

«Взаимодействие педагогического коллектива коррекционной школы –интерната и семьи обучающегося»

Просмотр содержимого документа
«Выступление социального педагога на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогического коллектива коррекционной школы –интерната и семьи обучающегося»»

Выступление социального педагога на педагогическом совете на тему:

«Взаимодействие педагогического коллектива коррекционной школы –интерната и семьи обучающегося»

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Л.С.Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания».

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные. Родители не могут дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример.

Основные функции социального педагога в работе с семьей:

1. диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);

2. прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);

3. организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);

4. правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);

5. предупредительно – профилактическая (профилактика девиантного поведения);

6. социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);

7. социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);

8. организаторская (обеспечение культурно - досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

Формы работы социального педагога с семьей разнообразны. Выбор зависит от структуры семьи, ее нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного педагога-психолога с семьей обусловлено тем, что их работа связана с одним объектом - обучающимся. И главная цель этой работы – совместное выявление причин, проблем, возникающих у ребёнка, и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

В нашей совместной работе очень важно своевременное и достоверное заполнение социального паспорта класса.

На основании этих паспортов, составленных классными руководителями, социальный педагог формирует списки семей «группы риска», в которых уже изначально заложены социальные проблемы, где дети находятся в неблагоприятных для их развития условиях: это

- неполные семьи, где дети обделены вниманием, безнадзорны;

- малообеспеченные, многодетные, где родители не могут обеспечить детям полноценное питание, отдых летом, занятие в секциях, кружках;

-опекунские семьи, где по мере взросления детей возникают конфликтные ситуации, проблемы во взаимоотношении с опекунами;

-семьи детей - инвалидов, которые нуждаются в особой поддержке.

Данные социологического исследования социальной среды школы подтверждают высокий процент семей группы «риска». Это многодетные, малообеспеченные, неполные, опекунские, асоциальные семьи, семьи с детьми-инвалидами.  Количество семей, находящихся в социально опасном положении, с каждым годом не уменьшается, а добавляются новые семьи.  Согласно социальной диагностике прослеживается следующий контингент обучающихся и их семей.

Количество обучающихся по сравнению с 2016-2017уч.г. сократилось с 204 до 188.

Детей – сирот и детей без попечения родителей -57, из них 6 воспитанников - круглые сироты. 51 воспитанник имеет родителей, лишённых родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей. Это значит, что данная категория детей, как правило, дети из неблагополучных, разрушенных семей, рано лишившиеся материнского тепла и ласки, и потому отстающие в развитии.

Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несомненно, носит актуальный характер. Социальное сиротство остается самой острой проблемой детства.

Для решения этой проблемы Семейным кодексом РФ предусмотрено несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан, т.е. в замещающие семьи (опека, приёмная семья, усыновление).

Сегодня на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание того, что маленький человек нуждается в помощи, которая может и не должна ограничиваться помещением в детское государственное учреждение. Самое оптимальное решение судьбы осиротевшего ребенка - найти для него новую семью.

Каждому ребенку необходимо, чтобы рядом находились близкие люди. В соответствии со статьёй 155.2. Семейного кодекса РФ Правительство РФ утвердило правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ.

В целях обеспечения воспитания и гармоничного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на период каникул, праздничных дней   с письменного заключения отдела опеки и попечительства осуществляется временная передача детей в гостевую семью. Временная передача ребенка в семью эффективно используется в целях приобретения ребенком, находящимся в школе-интернате навыков проживания в семье, повышения уровня его  социальной адаптации, поддержания связей с родственниками и предварительного этапа устройства его в семью граждан, желающих    установить над ним опеку.

Для формирования регионального банка данных школа своевременно предоставляет в районный орган опеки и попечительства полную и достоверную информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей с целью осуществления постоянной и последовательной работы по семейному жизнеустройству данной категории детей.

Ведется непосредственная плодотворная работа по выявлению кровных и близких родственников. В органы опеки и попечительства администраций городов и районов Республики Башкортостан отправлены 33 обращения с приложением фотографий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о выдаче разрешений кандидатам в замещающие семьи для посещения и знакомства с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

На сайте Администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан размещен регламент по предоставлению муниципальной услуги «Передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в замещающие семьи граждан».

Благотворительным фондом РФ «Измени одну жизнь» сняты видеоролики на всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших 16-ти лет.

Органами опеки и попечительства администраций городов и районов продолжается подготовка кандидатов в опекуны (информирование, консультирование, обучение) о формах и условиях устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан, выразивших желание стать опекунами, сбор документов на оформление опеки.

Педагогическим коллективом школы активно проводится индивидуальная работа с детьми, готовящимися к переходу в замещающую семью, оценивается степень информированности ребенка о семейной истории, готовность воспитанников к передаче и проживанию в замещающих семьях.

В результате проведённой работы в текущем учебном году утверждены 15 приказов на детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, периодически устраиваемых в гостевые семьи в Балтачевский, Дюртюлинский Краснокамский, Мишкинский районы, гг.Белебей, Благовещенск, Нефтекамск, Янаул.

Какой бы статус или диагноз не имел ребенок, у него есть право жить и воспитываться в семье!

Лишь совместными усилиями можно помочь детям обрести семьи, а значит, и реализовать право каждого ребенка на полноценную жизнь и любовь родителей.

12 обучающихся находятся в приемной семье.

9 обучающихся находятся под опекой.

Детей - инвалидов – 123 (инвалиды – сироты-42, родительские -81).

Детей из 39 многодетных семей – 46 (в т.ч. по двое детей в семи семьях).

Компенсация на школьную форму для многодетной малоимущей семьи в размере  2868 р. оформляется один раз в два года. В 2017г. перечислено 6 детям в сумме 19 788 руб.

Детей из 34 малообеспеченных семей – 40 (в т.ч. по двое детей в шести семьях).

Детей из 28 неполных семей – 33(в т.ч. по двое детей в пяти семьях)

Детей из неблагополучных семей, состоящих на учётах: подросткового нарколога, внутришкольном, ОПДН - нет , КДН и ЗП – 6 обучающихся из 4 семей, где родители злоупотребляют алкоголем. С целью исправления девиантного поведения 4 семьи были направлены в комиссию по делам несовершеннолетних и привлечены по протоколу за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей. Семьи снимались с учета в КДН и ЗП, но обстановка в семье изменялась в худшую сторону и они снова находятся под контролем.

На сегодняшний день в сложном социально опасном положении остаются семьи:

1) неполная семья ФИО, классный руководитель (ФИО) (т.к. безработная мать ФИО, 1984 г.р. состоит на профилактическом учёте с 29.08.2014г., проживает с деверем по адресу: …)

12.02.16г. была поставлена на профучёт на 6 мес- было организовано постоянное проживание несовершеннолетних в интернате, совместно с филиалом ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан по г. Нефтекамск в Янаульском районе и г. Янаул организован летний отдых и оздоровление несовершеннолетних в ЗДОЛ « Чулпан», усилиями КДН и ЗП проведёно электричество, которое ранее было отключено за большие долги и электрическая проводка была в неисправном состоянии. КДН и ЗП 8.09.17г. установила, что гр. (ФИО) не занимается воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей, злоупотребляет спиртными напитками, материально детей не обеспечивает, продукты питания в малом количестве, за детьми отсутствует надлежащий уход, состоит на профучёте, неоднократно привлекалась по ч. 1 ст. 5.25. КоАП РФ и поставила на учёт сроком на 6 месяцев. Постановлением №395 от 8.09.17г. утвердила программу ИПР в отношении (ФИО) с ответственными за проведение ИПР с семьей КДН и ЗП (обеспечивающей контроль за её исполнением), ОУУП и ПДН (осуществляющей контроль по месту жительства), отделение соцпомощи семье и детям в Янаульском районе ГБУ РБ «Северный межрайонный центр социальной помощи семье и детям» (проведение социального патронажа, направленный на оказание социальной помощи, предоставление социальных услуг), школы-интерната - проведение коррекционной работы по развитию возможностей несовершеннолетних, развитию психики, снятию напряжения, тревоги, беспокойства, конфликтных ситуаций, гармонизацию детско-родительских отношений, ГБУЗ ЯЦРБ-оказание содействия в проведении медицинского обследования и лечения (ФИО).

2) полная многодетная семья (ФИО), классный руководитель (ФИО), также КДН и ЗП обсудив информацию о ходе выполнения Плана реабилитации семьи (ФИО), поставленных на персонифицированный учет в КДН и ЗП на основании Постановления комиссии от 21.08.15г., включающего постоянный контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий, школьных и внешкольных мероприятий несовершеннолетними детьми. Сотрудниками ОУУП и ПДН семья (ФИО) ежемесячно проверялась по месту жительства. По решению КДН и ЗП (ФИО), 1977 г.р. и (ФИО), 1981г.р. не работающая, направлялись в Центр занятости населения, в ГБУЗ ЯЦРБ к наркологу. Проводимая работа к положительным результатам не привела, с периода постановки на учёт, (ФИО) неоднократно привлекались к административной ответственности. Учитывая указанное, КДН И ЗП при Администрации МР Янаульский район продлила сроки проведения ИПР на 6 месяцев и было решено всем органам и учреждениям системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних работать в соответствии с программой ИПР: отделу МВД по Янаульскому району усилить контроль за поведением (ФИО) ОИППН по сельскому поселению Шудекский сельсовет, КДН и ЗП осуществлять меры по защите и восстановлению законных прав несовершеннолетних, педагогу-психологу СПСПСДМ проводить консультации для родителей, ОУУП и ПДН, КДНи ЗП ежемесячно проводить социальный патронаж семьи, разъяснять положения Семейного, Уголовного кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, последствиях правонарушений, отделению социальной помощи « Северный межрайонный центр помощи семье и детям» оказывать социальную помощь, ОИППН при сельском поселении Шудекский сельсовет постоянно осуществлять меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности, филиалу ГКУ северо-западный межрайонный ЦЗН по Янаульскому району оказывать содействие в трудоустройстве родителей, ГБУЗ ЯЦРБ содействовать в проведении медицинского обследования, лечения и профилактики алкоголизма, школе-интернату контролировать посещаемость занятий в школе, занятость во внеучебное время, вовлечение в классные, школьные, районные мероприятия. Отец работает в ЧП, официально не оформлен, ухаживает и присматривает за детьми бабушка (ФИО), которая живёт отдельно от семьи (фамилия) на др. улице у сожителя, но очень активно занимается воспитанием детей, ходит в магазин и покупает продукты, готовит еду, присматривает за детьми;

3) семья (ФИО), 1977 г.р. , классный руководитель (ФИО), поставлена на профучёт КДН и ЗП при Администрации МР Янаульский район как находящаяся в социально опасном положении 28.02.2014 года за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, употребление спиртных напитков.

03.03. 2016г. привлекалась к административной ответственности по ч. 1. ст. 5.35. КоАп РФ.

28.04.17г. снята с учёта в связи с исправлением.

(ФИО) проживает в доме на праве личной собственности площадью 26 кв.м. в незарегистрированном браке с (ФИО),1981 г.р., имеет 2 дочери и сына.

В ходе проверки в ноябре 2017г. сотрудниками полиции указанной семьи установлено, что (ФИО) не должным образом занимаются воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей, злоупотребляют спиртными напитками, материально семью не обеспечивают, за детьми отсутствует надлежащий уход. Учитывая, что семья находится в социально опасном положении, КДН и ЗП утвердила ИПР семьи, где прописано проведение педагогом-психологом школы-интерната проведение консультаций для (ФИ), контроля за посещением ОУ несовершеннолетней. С 13.11.2017г. по 22.03.2018г. (ФИ) находилась вместе с сестрой и братом в социальном приюте для детей и подростков в Татышлинском районе и обучалась в МБОУ СОШ с.Шульганово.

4)На учете с 17.06.2016г. состоит семья (ФИО), 1976г.р., классный руководитель (ФИО), в незарегистрированном браке с (ФИО),1970г.р. рабочие КФХ «Наргиз», имеют 2 сыновей¸дочь. КДН и ЗП 08.09.17г. Постановлением о ходе выполнения плана реабилитации семьи с 01.01. по 01.09.2017г. установила, что родители злоупотребляют спиртными напитками, материально семью не обеспечивают, имеют продукты питания в малом количестве, за детьми не ухаживают. (ФИ) находится с 19.12.17г. с сестрой и братом в социальном приюте для детей и подростков в Татышлинском районе и обучается в настоящее время в МБОУ СОШ с.Шульганово.


Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении. В таких семьях утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей.

Для реабилитационной работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, в нашей школе ведется следующая работа:

  • осуществляются совместные рейды социального педагога с классными руководителями и педагогом – психологом;

  • составляются акты обследования жилищно-бытовых условий;

  • составляются индивидуальные программы реабилитации обучающихся из таких семей;

  • ведется просветительско- разъяснительная работа среди родителей;

  • контролируется внеурочная занятость детей группы риска, т.е. посещение различных кружков и секций;

  • индивидуальные беседы и классные часы руководителей классов на различные актуальные темы, например «О вреде курения, алкоголя» и т. д.;

  • организовываются встречи с педагогом-психологом.

Для того чтобы в нашем обществе не сохранялись асоциальные семьи, нам с Вами, коллеги, надо действовать совместно. Только совместными усилиями мы можем предотвратить или хотя бы уменьшить и не дать развиться этому явлению.

Проблемы детей напрямую связаны с неблагополучием в семьях и отношением к ребенку в семье. Поэтому профилактическая и коррекционная работа проводится в течение года как с детьми так и с семьями.

На первом подготовительном этапе идет сбор информации о семье и социальном окружении ребенка с помощью несложной социально – педагогической диагностики: изучение личных дел, опроса, анкетирования, контактных бесед, наблюдений, посещений семей.

Его выполнение полностью ложится на плечи классного руководителя, социального педагога и психолога. Классному руководителю мы рекомендуем создать на каждую конкретную семью и ребенка «папку семьи», в которой фиксируется вся информация и дальнейшая проводимая работа с семьёй обучающегося.

На втором организационном этапе вся собранная информация обобщается, анализируется, выявляются ресурсы семьи, проблемы, негативно влияющие на ребенка, составляется план индивидуальной профилактической и коррекционной работы.

Третий этап социально педагогического сопровождения – это реализация планов коррекционной, реабилитационной и профилактической работы. Где классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении проблем. В совместной работе используются уже проверенные формы и методы работы: социально – педагогические беседы, консультации и информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической ответственности, обязательный патронаж семей, метод кризисного вмешательства, применение при необходимости строгих мер.

К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции. И не всегда это зависит от усилий специалистов. Разрешение семейных проблем – это, прежде всего, дело свободного выбора и ответственности поведения самих членов семей. Без их желания, волевого усилия, например, в семье алкоголиков – даже самая эффективная социальная технология не приносит успеха.

Поэтому наша задача - раннее выявление неблагополучных семей, оказание помощи ребенку, его защита, борьба с трудностями. А главная цель взаимодействия классного руководителя и социального педагога – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях в воспитании и обучении, основанное на доброжелательном отношении.

Помощь подростку объединяет нас, хотя каждый из нас в этой работе выполняет свою функцию. Классный руководитель, владея информацией об обучающихся, о его семье, досуговой занятости, здоровье, круге общения, зная проблемы этих детей, обращается за помощью к социальному педагогу, психологу.

Для выявления причин девиантного поведения, отставании в учебе, пропусков занятий, агрессии, конфликтности с учителями, обучающимися, совершения правонарушений мы рекомендуем составлять карту межличностного развития учащегося и карту наблюдений, которые заполняется раз в четверть совместно классным руководителем, социальным педагогом, школьным психологом.

В процессе социально – педагогического сопровождения проводится промежуточный мониторинг посещения занятий, успеваемости и сведений о совершенных проступках и правонарушениях.

Одной из форм социально-педагогической помощи семье является социальный патронаж семьи, которую мы используем в своей практике очень активно. Получив предварительную информацию о семье из личного дела обучающегося с целью профилактики и коррекции семейных отношений посещаем семью по месту жительства. При посещении семьи определяем цели патронажа:

1. Диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследования проблемных ситуаций.

2. Контролирующие - оценка состояния семейных взаимоотношений, диагностика проблем.

3.Адаптационные – оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Так же для определения причин возникновения проблем у ребенка совместно с классным руководителем посещаются семьи ученика, составляются акты социально – бытовых условий его проживания, условий воспитания и взаимоотношений в семье.

За первое полугодие этого учебного года посещено 37семей и составлено столько же актов обследования. По другим семьям, проживающим за пределами г. Янаул, складывается представление из актов обследования ЖБУ, составленных органами опеки, рабочими группами администраций сельских поселений. Семьи обучающихся из неблагополучных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, придётся посещать несколько раз.


Такой тщательный сбор информации о ребенке и его семье помогает выявить причины проблем и разработать план индивидуальной реабилитационной и профилактической работы, в которой мы должны предусматривать степень эффективности и результат, а это возможность получения образования, обеспечение благополучия, развития ребенка, защита его прав и интересов.

Трудностей у детей «группы риска» действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле, внимании и помощи.

Неблагополучные семьи требуют не просто особого внимания со стороны педагога, а требуют полного погружения в их проблемы, такие, как отсутствие средств к существованию, жилищные проблемы, безработица, разводы, пьянство, рост цен на услуги, продукты питания. Дети испытывают дефицит родительского внимания, отсутствие заботы, тепла, отсутствие надёжной защиты со стороны старших. Эти родители не интересуются здоровьем детей, их образованием, воспитанием.

Главным в решении проблем семейного неблагополучия должно стать формирование ответственной родительской позиции. Поэтому особое внимание в профилактической деятельности уделяется следующим элементам:

- активизации жизненного потенциала семьи, направленного на благополучие детей;

- воспитанию у подрастающего поколения позитивных стандартов здорового образа жизни, сознательного отношения к родительству;

- психолого-педагогическому сопровождению родителей на разных стадиях его становления;

- раннему предупреждению неблагоприятных воздействий со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) на развитие ребенка;

- пропаганде позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства.

При проведении патроната семей с детьми и их родителями необходимо проводить воспитательные беседы («Ответственность родителей за воспитание, обучение и содержание своих детей» «Родительская любовь и её роль в воспитании детей», «Режим дня», «Микроклимат семьи»), консультации («Семейные конфликты и невротические расстройства у детей», «Недостатки семейного воспитания и их влияние на становление личности ребёнка» и др.)

В течение учебного года ведётся ежедневный контроль посещаемости обучающихся, выяснялись причины их отсутствия или опоздания, поддерживалась тесная связь с воспитателями, классными руководителями и родителями. В случае длительного отсутствия обучающихся из других городов и районов Республики Башкортостан делаем запросы в органы опеки, КДН и ЗП. С этими детьми и их родителями проведены беседы об ответственности за учебу. Такой контроль имеет особое значение и дает положительный результат в работе именно с детьми из неблагополучных семей, поскольку позволяет предупредить возможные негативные последствия.

Большое значение в профилактике семейного неблагополучия имеет организация свободного времени. «Трудновоспитуемые» подростки вовлекались в кружки и секции.

Основными методами коррекционной работы являются:

- убеждение (разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка);

- моральная поддержка (по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным);

- вовлечение в интересную деятельность (поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы);

- готовность сопереживать (это часто отсутствует в неблагополучных семьях).

Основной акцент в социально-педагогической работе поставлен на непрерывное социально-психологическое сопровождение семьи, проведение консультаций: « Жестокое обращение с детьми – причина самоубийства», «Как уберечь ребёнка от алкоголя», «Недостатки семейного воспитания и их влияние на становление личности ребёнка», «Трудный подросток: так ли это?», «Ребёнок не хочет учиться. Как ему помочь?», «Телефон доверия: 8-800-2000-122».

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

 в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

 в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

 в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

 в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

 в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как социального педагога, так и классного руководителя. И осуществляется оно через такие формы: ежедневные беседы, консультации, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.

Любая проблемная ситуация создается несколькими участниками, а не одним ребенком. Это может быть учитель, одноклассник, семья или кто-то из его близкого окружения.

Поэтому в своей практике мы решаем возникшую проблему со всеми ее участниками с различными вариантами решений, чтобы дать возможность ученику осмыслить ситуацию и собственное поведение.

Поступок, совершенный подростком, обсуждается как сделанный им выбор одного из возможных вариантов поведения, но мы рассматриваем и другие способы поведения как более подходящие. Это позволяет использовать приобретенный положительный опыт и устранить факторы, систематически мешающие позитивному развитию ребенка и его поведения. Такие приемы и формы совместного педагогического воздействия на трудного школьника дают позитивные результаты.


Обобщая вышесказанное, хочу отметить, что от совместной деятельности социального педагога и классного руководителя многое зависит в работе с неблагополучными семьями и детьми, но нельзя игнорировать тот факт, что без помощи специалистов охраны прав детства, инспектора ОДН, комиссии по делам несовершеннолетних, мы не смогли бы решить многие жизненно важные проблемы семьи и детей.

Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для

обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и наша совместная цель.


Успех в работе с неблагополучными семьями зависит не только от приложенных воспитательных усилий, а скорее всего от глубины кризиса, в котором находится семья, от способности понять всю глубину их падения и желания самой семьи выбраться из сложившейся ситуации. В настоящее время нет более важной обязанности, чем обеспечить реализацию прав детей, их благополучие, сделать их жизнь свободной от страха, одиночества и нужды, дать возможность расти в своей или замещающей семье, что в дальнейшем позволит им успешно само реализовываться в жизни. Главное в работе с семьей - не быть равнодушным к чужой беде.


Типы семьи

Признаки

Благополучная

Материальная обеспеченность. Полносоставность (есть отец и мать). Благоприятный нравственный и эмоциональ­ный климат. Высокая (достаточная) педагогическая куль­тура родителей

Неблагополучные семьи 

Семья с дефи­цитом  воспита­тельных  ресур­сов

В семье отсутствует один из родителей. Учащегося воспи­тывают родственники

Конфликтная   семья

Стиль отношений между родителями или между родителями и детьми конфликтный. Царит атмосфера недоволь­ства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк. Источниками хронической конфликтной ситуации могут быть невроз одного из родителей, невоспитанность роди­телей, недостатки характера родителей (несдержанность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, эмо­циональная неустойчивость, жестокость), плохие взаимоотношения между родителями

Асоциальная семья

Родители ведут явно аморальный или противоправный образ жизни (пьянство, тунеядство, содержание притона, распущенная половая жизнь, член семьи имел судимость или в настоящее время находится в тюрьме)

Нравственно неблагополуч­ная семья

Семья внешне благополучная: материально обеспечен­ная,  эмоциональный климат положительный,  родители обладают минимумом педагогической культуры, занима­ются воспитанием ребенка. Суть во внутреннем неблагопо­лучии - это семья с нервной нравственной ориентацией:

1. Потребительская ориентация: культ вещей, слабое мо­ральное осуждение присвоения государственного или личного имущества, узкий круг духовных, культурных интересов.

2. Эгоистическая направленность: установка на индиви­дуализм, на использование других в своих интересах, пренебрежение к коллективным формам деятельности

3. Пассивная социальная позиция, сосредоточенность на внутрисемейных проблемах, безынициативность

Педагогически некомпетентная семья

Родители допускают ошибки в воспитании ребенка. Наи­более типичные ошибки:

1.  Авторитарность: стремление подчинить себе ребенка, неприятие в нем индивидуальности, навязывание го­товых мнений и решений, строгая дисциплина, исполь­зование в качестве основной меры воспитания прину­ждения и физических наказаний.

2.  Попустительство, чаще всего потворствующее: при­знания права ребенка на полную автономию, безнад­зорность, низкая осведомленность о проблемах ребен­ка, его поведении на улице и в школе, бесконтроль­ность.

3.  Гиперопека - защитный стиль отношений: оправдание и защита ребенка во всех ситуациях, ограждение от трудностей, удовлетворение всех нужд и потребностей ребенка.

4.  Непоследовательность и противоречивость: воспита­тельные дела, инициативы никогда не доводятся до конца, несогласованность требований взрослых в се­мье, сочетание   крайности воспитания (повышенная требовательность  и  бесконтрольность,   слабоволие, родительская беспомощность, репрессии (наказания, избиения) и безнадзорность, гиперопека и непонима­ние ребенка).

5.   Гиперсоциальность,   повышенная   принципиальность, правильность,   бескомпромиссность  требований,   из­лишние запреты,  морализирование,  нетерпимость к слабостям и недостаткам.

6.   Недостаточная отзывчивость: не учитываются возмож­ности ребенка и его потребности. Это лежит в основе: а) стремления навязать ребенку непосильные цели, дела, режим (например, занятия музыкой, требование отличных оценок); б) преобладания отрицательных ре­акций на поведение (замечания, ругань, предостере­жения, укоры). Положительные реакции (похва­ла, ласка, поддержка, одобрение) сведены к минимуму.

7.   Инверсия родительских ролей: одностороннее женское влияние, самоустранение отца от воспитания

 

Далеко  не всегда возможна четкая типизация семьи. Дос­таточно часто для семьи характерно сочетание признаков разных типов, например, «конфликтная и асоциальная», «авторитарный стиль и гиперопека», «попуститель­ство и недостаточная отзывчивость» и т. д. В этом случае педагог просто отмечает присущие семье признаки, оставляя вопрос о типизации открытым.

 

Организация работы школы с семьей учитывает следующие противоречия, которые необходимо учитывать в данной работе.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, имеющих детей с проблемами в развитии, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей и семей, имеющих одного ребенка.

Значительная часть детей и подростков не получает должной поддержки в семье и отдаляется от родителей. В школе много родителей с низким социальным статусом и образовательным уровнем, не знающих, как воспитывать своего ребенка, ведущих аморальный образ жизни. Нездоровая обстановка в таких семьях не способствует полноценному воспитанию и нормальной жизнедеятельности ребенка, зачастую вызывает конфликты в семье.

Актуальна проблема восприятия интеллектуального недоразвития детей как трагедии, усугубляющей отсутствие благоприятного психологического климата в семье, порождающей отчуждение родителей от ребенка, неумение воспитывать проблемного ребенка с помощью гуманных методов. Зачастую проявляется нежелание заниматься воспитанием ребенка, помогать ему преодолевать сложности развития.

Цель коррекционной школы: помочь современной семье в выполнении ею функций воспитания, способствующих грамотному воспитанию ребенка с нарушением интеллекта и предупреждению появления отчуждения между родителями и детьми.

Решаются следующие задачи в работе школы с семьей:

  1. формирование педагогической культуры диалогического общения взрослых с детьми, знаний, умений и навыков гуманного воспитания и развития ребенка с нарушением интеллекта в семье;

  2. коррекция детско-родительских взаимоотношений;

  3. воспитание у родителей чувства уверенности в своих силах и мудрости;

  4. апробация инновационных методов обучения родителей общению с детьми: активному слушанию, самовыражению, ведению беседы;

  5. формирование педагогической культуры диалогического общения взрослых с детьми, знаний, умений и навыков гуманного воспитания и развития ребенка с нарушением интеллекта в семье;

  6. оказание помощи родителям в проблемных семьях положительно выполнять свои родительские функции.

Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни в неблагополучии семьи, (семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско – родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие).

Поэтому одной из обязательных составляющих работы с семьями является работа социального педагога с использованием социально – реабилитирующих технологий.

Содержание работы социального педагога в каждом отдельном случае обусловлено индивидуальными особенностями данной семейной ситуации, типом ее неблагополучия.

Целью работы с родителями являются профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейших факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков.

Задачи работы с родителями:

1. Осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.

2. Осуществление информационно – просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании.

3. Осуществление комплексной коррекционно-реабилитационной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

Работа социального педагога включает в себя три уровня:

- диагностический,

- профилактический,

- реабилитационный.

Обязательными этапами диагностики являются:

1. сбор информации.

2. анализ информации.

3. постановка социального диагноза.

Как результат целенаправленная адресная помощь семьям, нуждающимся в социально- педагогической и правовой поддержке (обращение в КЦСОН, ПДН, ООиП)

Профилактический уровень – это индивидуальные консультации, групповые формы работы (лектории, семинары, с приглашением различных специалистов; направления на консультацию в социально-психологическую службу МАУ «Дворец молодёжи», к психиатру - наркологу, инспектору по делам несовершеннолетних). Консультации направлены на педагогическое просвещение родителей, где родителям предоставляется информация о возможных путях решения внутрисемейных проблем, конфликтов, в вопросах воспитания детей.

Реабилитация - это система мероприятий и действий, направленных на решение конкретных проблем учащегося и его семьи.

Одна из форм реабилитации – это социальный патронаж семьи (совместные выходы в семьи с классным руководителем, воспитателем, с инспектором по делам несовершеннолетних, подключение к работе инспекторов органов опеки и попечительства в случае нахождения ребенка в социально – опасном положении). Цель социального патронажа – обследовать социально – бытовые условия проживания ребенка и предупреждение родителей об административной ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребенка.

На школьном уровне функционирует Совет профилактики, где ведется работа с родителями по фактам нарушения дисциплины среди обучающихся. Мы рекомендуем проводить выездные заседания в неблагополучные семьи.

Индивидуальная работа с семьями включает в себя:

1.Изучение нужд и проблем семей с опекаемыми детьми:

-составление актов обследования материально-бытовых условий;

-сотрудничество с ООиП.

2.Работа с неблагополучными семьями:

- посещение семьи,

- выездные заседания Совета профилактики,

- информация в ПДН, КЦСОН;

- вызов родителей на группу профилактики и беседу с инспектором ПДН.

3. Изучение детско-родительских отношений в дисфункциональных семьях.

- проведение методик на выявление проблем в семье;

- оказание индивидуальных консультаций по воспитанию детей и социально-педагогической помощи данным семьям.

4.Совместная работа школьного педагога-психолога с районным детским психологом, психологом социально-психологической службы МАУ «Дворец молодёжи» по оказанию психологической помощи родителям в воспитании детей «группы риска».

5.Работа с малообеспеченными семьями совместно с КЦСОН.

6.Участие в проведении общешкольных родительских собраний.

7.Проведение лектория для родителей «Стиль воспитания в семье и личность ребенка».

8.Организация работы с родителями детей-инвалидов:

-сотрудничество с РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- проведение собрания для родителей детей-инвалидов.

Особенно эффективно семьям оказывается помощь в воспитании и развитии проблемного ребенка, координируя усилия семьи и школы в охране здоровья, всестороннем развитии, социализации, трудовой подготовке, подготовке к самостоятельной жизни в обществе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!