СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление: «Создание коррекционно-развивающей среды в процессе учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление: «Создание коррекционно-развивающей среды в процессе учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми»»

Тема выступления:

«Создание коррекционно-развивающей среды
в процессе учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми»

подготовил учитель - дефектолог ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»

Шулепова Лариса Викторовна

Л. С.Выготский, обосновывая необходимость и возмоэ/сностъ коррекции умственной отсталости, призывал «искать у ребенка с дефектом не золотники болезни,

а пуды здоровья».

На современном этапе развития общества выпускнику с умственной отсталостью для создания целостного представления о мире необходима не простая интеграция накопленных знаний, а умение рассматривать их и применять как комплекс, как систему.

Проблема формирования системности мышления обучающихся является актуальной и значимой в современных условиях модернизации образования в период реализации ФГОС и является потребностью для поиска эффективных методов коррекции. Сегодня в мире на 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4—5 чел., имеющих нарушение интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. И как никогда в настоящее время общество ответственно за наиболее полное развитие ребенка с ОВЗ и готово создавать условия коррекционно-педагогической помощи.

Теорией и практикой убедительно доказано, что раннее включение детей с интеллектуальной недостаточностью в систему коррекционно-развивающей работы позволит им овладеть элементами системного мышления, специфическими видами продуктивной деятельности, навыками и умениями, способами общения на основе сформированных функций.

В Федеральной программе развития образования в РФ отмечается, что сегодня в качестве одного из индикаторов развития образования выступает реализация новых подходов к формированию развивающей среды. Безусловно, работу с умственно отсталыми детьми следует отличать от традиционных форм обучения школьников. Ведь обучение имеет конечной целью приобретение знаний, тогда как конечная цель коррекции - формирование функционального органа, либо целой системы, позволяющих правильно осуществляться тому или иному психическому процессу.


Целью коррекционно-развивающего обучения в ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ» является создание для ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, арсенал компенсирующих средств, способов преодоления слабого звена. Только на основании дифференцированной и системной медико-психолого-педагогической диагностики, определяющей слабые звенья и зону ближайшего развития, педагоги строят коррекционно-развивающую работу.

В нашей школе коррекционно-развивающая работа осуществляется силами специалистов: психолого-педагогической, логопедической, социально-педагогической и лечебно-профилактической. Коррекционная работа перечисленных служб отвечает общим требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного вида, обеспечивает дифференцированный подход с учётом психических и физических особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие и координация работы всех служб школы осуществляется через деятельность школьного ПМПк.

Специалистами школьного ПМПк проводится индивидуальное комплексное диагностическое обследование. При необходимости организуется дополнительное углубленное обследование и всестороннее изучение личности учащихся узкими специалистами: дефектолог, логопед, психолог.

На заседании ПМПк определяется содержание индивидуального сопровождения учащихся, проходит коллегиальное обсуждение результатов комплексного диагностического обследования ребенка и выстраивается план коррекционно­развивающих мероприятий. Ребенку назначается специалист, который «ведет» ребенка, отслеживает своевременность и результативность выполнения плана сопровождения и при необходимости выходит с предложениями о проведении повторных заседаний консилиума с целью оценки и анализа промежуточных результатов и корректировки плана сопровождения. Решение и рекомендации специалистов доводятся до сведения родителей.

Проводится мониторинг качества индивидуального сопровождения с отражением результатов в листах динамики развития и в Дневниках наблюдений. При положительной динамике психолого-педагогическое сопровождение учащихся либо завершается, либо на основе запроса педагога или родителей становится цикличным и переходит в режим поиска новых путей индивидуального сопровождения.

Решения ПМПк утверждаются педагогическими советами и приказами директора.

Коррекционная работа дефектолога в нашем учреждении предполагает:

  • диагностическое изучение ребенка,

  • построение занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей,

  • построение обучения по спиралям - на каждом следующем этапе усложнение задач работы, в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются,

  • использование технологии имитационного моделирования,

  • совместную работу дефектолога учителя, воспитателя, родителей.

Для того, чтобы понять, как и почему возникают трудности в обучении детей с отклонениями в развитии, мне, как дефектологу, необходимо знать причины, вызывающие недостаток, найти пути, по которым следует идти, чтобы помочь исправить отклонения. А, главное, знать диагноз каждого ребёнка, это поможет лучше понять психическое состояние и особенности поведения ученика, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при коррекции.

В нашей школе 31 обучающихся 1-4 классов занимаются у дефектолога, 25 из них имеют специфические особенности интеллектуального, речевого развития:

  • у двоих - УО с синдромом Дауна, один из которых с выраженным недоразвитием познавательной деятельности,

  • у одного - детский аутизм с недоразвитием интеллекта ближе к умеренности,

  • двое с УО с аутическими расстройствами,

  • один с легкой УО с выраженным нарушением поведения,

  • один имеет легкую УО с аффектно - неустойчивым вариантом,

  • восемь - с умеренной УО,

  • у двоих присутствует дисграфия и дислексия

  • у 17 детей - СНР,

  • у 6 -ОНР

Такая неоднородная группа с трудом запоминает материал, не могут управлять своими эмоциями. Часто наблюдаются у детей негативизм, упрямство, агрессивность. Двигательное психическое беспокойство создает большие трудности в их воспитании. Эти отрицательные черты следствие не только органических особенностей ребенка, но и домашних условий: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому для моих учеников важна спокойная обстановка, систематичность требований - все, что создает и закрепляет необходимые привычки.

Разбирая понятие «коррекционно-развивающая работа» следует отметить, что термин «коррекция» означает систему специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития детей, а термин «развитие» - на раскрытие потенциальных возможностей ребёнка. Я провожу коррекционные занятия в 7 подгруппах. В каждой из них - 2 - 3 обучающихся. 8 детей занимаются индивидуально.

Коррекционные занятия веду с обучающимися по мере выявления пробелов в их развитии и обучении. Подгрупповые коррекционные занятия провожу во внеурочное время, на индивидуальные - беру с урока математики или письма, (если не укладывается в темп изучения материала в классе). Периодически на индивидуальные занятия привлекаю также обучающихся, не усвоивших материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

з

Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести, характера имеющегося нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется в соответствии с учетом общей занятости обучающегося. Организация режима проведения коррекционно-развивающих занятий регламентируется нормами СаНПиН, общей интеллектуальной нагрузкой (соответствие расписанию), другими параметрами.

При проведении коррекционной работы ориентируюсь на общее развитие ребенка, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. Планирую не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.

Для меня важно придать смысл каждому часу и каждой минуте пребывания детей на занятиях. Для этого я разработала рабочую программу по развитию познавательной деятельности. Данная программа составлена для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога. Цель программы: коррекция недостатков развития познавательной деятельности. Систематическое применение технологии имитационного

моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для обучающихся, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности.

Содержание программы составлено с учетом рекомендаций ПМПК, результатов диагностического обследования познавательной деятельности обучающихся, имеет практическую значимость. В процессе реализации программы предусмотрено применение информационно-компьютерных, здоровьесберегающих и игровых образовательных технологий. Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.

Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью, т.к. у них присутствуют нарушения речевого развития. Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы, посредством взаимодействия с которыми развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Для более полного усвоения обучающимися учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание, на личный опыт обучающихся. Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие познавательной деятельности, носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться в социуме.

При планировании занятий учитываю тему, поставленные цели, подбираю формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал постепенно расширяет и углубляет изученные темы.

В начале каждого занятия в организационный момент включаю специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка; восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика.

Перед выполнением каждого задания даю подробную инструкция (для младших школьников повторяю один или несколько раз), показываю действия выполнения. При этом учу ребенка тому, чтобы он сам мог оценить качество выполнения задания и мог контролировать свои действия. Выбираю оптимальный темп деятельности, даю установку не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентирую на положительном моменте и не заостряю на неудаче. Ребенок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Далее присутствует подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов обучающихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений. Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.

Задания, составляющие основу программы индивидуально-подгрупповых занятий, классифицированы по основным целям воздействия. Программа занятий включает задания и упражнения на:

  • формирование познавательных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

  • развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

  • развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

  • формирование учебной мотивации;

  • ликвидацию пробелов знаний;

  • развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

  • формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Основные требования к ЗУН

] класс. К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространстве;

  • называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);

  • полно отвечать на поставленные вопросы;

  • составлять простые нераспространенные предложения;

  1. класс. К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • анализировать простые закономерности;

  • выделять в явлении разные особенности;

  • вычленять в предмете разные качества;

  • сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам

  1. класс. К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • строить простейшие обобщения;

  • складывать узоры по образцу и памяти;

  • стремиться к размышлению и поиску;

  • переключаться с одного действия на другое.

  1. класс. К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;

  • сравнивать и отличать от несущественных признаков;

  • строить простейшие умозаключения.

Контроль уровня обученности

1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия:

  • задания на развитие аналитико-синтетической деятельности;

® задания на развитие внимания;

  • задания на развитие пространственного восприятия и воображения;

  • задания на развитие памяти;

© задания на развитие личностно-мотивационной сферы.

Сравнительный анализ развития познавательной деятельности

(каждое полугодие и в конце учебного года)

Разделы

Содержание

Примерные задания

Методики

Зрительное

восприятие

  • узнавание и называние реалистических, в перевернутом ракурсе, зашумленных, наложенных, недорисованных изображений

  • самостоятельное составление описательного рассказа по рассматриваемой картине

  • установление причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок

«Зашумленные» изображения, « Нал ожен н ые» изоб раже 11 ия », «Недорисованные» изображения, «Химеры»

  • восприятие сюжетной картинки

  • восприятие серии сюжетных картинок

  • «Разрезные картинки»

  • «Сюжетные «вкладки»

1 Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002

  1. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.

  2. Психолого - педагогическая- диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005

  3. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998

Ознакомление с

окружающим

миром,

пространственно-

временная

ориентировка

  • умение ориентироваться в ближайшем окружении

  • временная ориентировка

  • сведения об окружающем

  • ориентировка в схеме тела и ближайшем пространстве

  • называние и показ местоположения фигур

  • определение частей суток, времен года, последовательности, признаков, месяцев, дни недели

понимание сложных логико- грам матичес к и х ко i ютру к ци й

  • беседа об окружающем мире

  1. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.

  2. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002

  3. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сосг. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998

Развитие мелкой моторики

  • выявление уровня графического навыка

  • зрительно-моторная координация

  • общая моторика

  • графические пробы

  • анализ школьных тетрадей

1. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал, М.В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева, Москва - Воронеж, 2002

Мышление

  • конструирование

  • установление причинно-следственных зависимостей

  • понимание скрытого смысла

  • обобщение

  • «Сложи картинку»

(без образца; по целой картинке; с показом способа выполнения задания)

  • «Сложи узор» (Кубики Никитина, кубики Коса»)

  • выбор по аналогии

  1. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002

  2. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах






























  • «Дополни набор» («9-я клеточка»)

«Продолжи ряд» (установление закономерности)

  • исключение предметов («4-й лишний»)

  • предметная классификация

  • сравнение понятий

  • понимание картин со скрытым смыслом, с изображением нелепых ситуаций, серии картин, связанных единым сюжетом

понимание метафор, пословиц и поговорок

  • простые и сложные аналогии

  • выделение существенных признаков

школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

  1. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей С.Д. Забрамная, «Просвещение», 1995

  2. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ»

  3. Тест умственного развития младшего школьника / Е.М.Борисова, В.П. Арсланьяп., Психологический институт РАО, М., 1997

  4. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности. Л.И. Переслени, «Айрис Пресс», М.,2006

  5. Диагностика познавательной сферы ребенка. Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова, «Роспедагенство», М., 1994

Программные

знания:

  • Математика

  • Письмо

  • Чтение

Математика:

  • счет, состав числа до 10, счетные операции, сложения и вычитания, решение простых задач (1 класс)

  • числовой ряд, разряды чисел, запись многозначного числа, сравнение чисел, навык устных и письменных вычислений, решение простых и составных задач, элементарный геометрический материал (2-4 класс) Письмо:

письмо под диктовку слов, предложений по фонематическому принципу, соблюдение элементарных орфографических правил (1 класс)

Чтение:

  • чтение и понимание текстов небольшого объема (1 класс)

Выполнять письмо под диктовку с соблюдением орфографических и синтаксических правил. (2-4 класс)

  • чтение и понимание текстов, проведение логической обработки прочитанного (выделять основной смысл, главную мысль, делить текст на смысловые части, выборочный пересказ, озаглавливание и др.) (2-4 класс)

  • анализ рабочих тетрадей

  • диктант

  • проверочная работа по математике

  • чтение текста

  1. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

  2. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002




Считаю, что основа коррекционно-развивающей среды - материальное оснащение кабинета дефектолога. На занятиях активно использую интерактивную доску, а в подготовке к занятиям - интернет ресурсы:

  • Портал DEFECTOLOG.BY - https://www.defectolog.by/

  • Информационный ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи «Логопед дома» - https://logopeddoma.ru/

  • Сообщество в VK «ПЕДАГОГ - конкурсы для детей и педагогов. Всероссийские конкурсы, викторины, олимпиады для детей и педагогов» - https://vk.com/pedagog01

® Сообщество в VK «Сундучок дефектолога» - https://vk.com/club74577032

  • Сообщество в VK «Дефектолог - и Я» - https://vk.com/defektolog i уа

  • Официальное сообщество Общероссийской газеты "После уроков" - https://vk.com/after lessons

  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru - https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika

  • Учительский сайт ИНФОУРОК - https://infourok.ru/user/shulepo va-1 arisa-viktorovna

  • Специальная образовательная площадка МУЛЬТИУРОК - https://multiurok.ru/

  • Сервис Nashol.com - https://nashol.com/

где нахожу нужную информацию, задания, упражнения для коррекции психических процессов, мелкой моторики, пространственной ориентировки, для ликвидации пробелов знаний

Коррекционно-развивающая среда является еще и фактором эмоционально-эстетического воспитания и в связи с этим при оформлении кабинета дефектолога я, уделяю внимание сочетанию материалов, стилей, цвета, композиции. В обстановку внесены элементы домашнего уюта - диванчики для отдыха, комнатные растения. Эстетическое воздействие среды создает потенциал для систематического и ежедневного влияния на формирование эстетических вкусов и развитие психических функций.

Предметно-пространственная среда дефектологического кабинета - это та среда, в которой созданы условия для коррекции психических процессов, стимуляции познавательной деятельности и речевого общения, ориентирована на зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы и материалы, известные детям, предметы и материалы, которыми дети могут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы. По оснащению и применению кабинет разделён на центры, которые взаимосвязаны между собой: это

  • центр индивидуальной работы,

  • учебный центр,

  • центр хранения наглядно-дидактических пособий и документации,

  • рабочее место дефектолога.

Центр индивидуальной работы - расположен в наиболее освещённом месте около окна, свет падает слева. Рядом расположена картотека артикуляционной гимнастики, веселые истории для язычка, профили звуков, настольно-печатные игры и дидактическая литература для развития психических процессов, развития связной речи.

Учебный центр - здесь расположены:

  • интерактивная доска, магнитная доска;

  • комплект цветных магнитов, магнитная азбука;

-детские столы и стулья для занятий: отодвигаются от доски на необходимое расстояние, установлены вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении. Внедрение в образовательный процесс средств информационно-коммуникационных технологий имеет особенное значение в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала воспитанника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей. В кабинете имеются коррекционные компьютерные программы, коллекция презентаций подготовленных для проведения как подгрупповых, так и индивидуальных занятий, а также фонотека. С их помощью стараемся подбирать задания в соответствии с тематикой занятий и потребности детей.

Центр хранения наглядно - дидактических пособий и документации. Находится в шкафу на отдельных полках. Весь материал систематизирован по разделам. Наглядно - методический материал хранится в отдельной папке «Лексические темы. Наглядность». В наличии различные красочно оформленные картотеки. Дидактические игры и пособия хранятся в папках- коробках. На верхней полке расположены методическая литература и картотека к ней. Документация хранится в шкафу рядом с рабочим местом.

Рабочее место учителядефектолога. Оборудовано столом, мягким стулом. Имеются ТСО: компьютер с набором обучающих компьютерных программ, фонотекой звуков окружающей среды: пением птиц, шумом моря, детским пением.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа в нашем учреждении - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка, которое тоже носит коррекционно­развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. Создание коррекционной среды позволяет нам решать такие проблемы, как наглядность, доступность, создание доброжелательной атмосферы.

ю

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!