СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление учителя – дефектолога Речевая готовность ребёнка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление учителя – дефектолога

 

Речевая готовность ребёнка к школе

Выступление учителя – дефектолога

 

Речевая готовность ребёнка к школе

Просмотр содержимого документа
«Выступление учителя – дефектолога Речевая готовность ребёнка к школе»


Выступление учителя – дефектолога


Речевая готовность ребёнка к школе


Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки:

- хорошее физическое развитие ребёнка;

- развитый физический слух;

- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

- нормальное функционирование ЦНС;

- владение знаниями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции);

- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных из трех звуков; анализ обратного слога гласный – согласный ;слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая – меховой); образовывать прилагательные от существительных.

  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.


Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слогов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты обычно не складываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи ( произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих -свистящих; звонких — глухих; твердых - - мягких, р - - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недораз­вития звуковой стороны речи препятствует овладению навы­ками анализа и синтеза зву­кового состава слова и служит причиной появления вторично­го дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с на­рушениями произношения зву­ков может наблюдаться недораз­витие фонематических процес­сов и лексико-грамматических средств языка (общее недораз­витие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточ­ность фонематических процес­сов, их словарь ограничен, грам­матическое оформление устных высказываний изобилует спе­цифическими ошибками; са­мостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой те­матики характеризуется фраг­ментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препят­ствия при обучении грамотно­му письму и правильному чте­нию. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографичес­ких и синтаксических ошибок. Основная задача родите­лей — вовремя обратить внимание на различные нару­шения устной речи своего ре­бенка, чтобы начать логопеди­ческую работу с ним до шко­лы, предотвратить трудности общения в коллективе и неус­певаемость в общеобразователь­ной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!