СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление учителя информатики Веселовской Е.А. на районной педагогической конференции «Дидактические основы современных образовательных технологий»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как мысль опережает события, так и новые технологии идут на несколько шагов впереди развития любой отрасли или сферы.

Но и процесс образования не стоит на месте. Более 20 лет Россия является участником международных исследований качества образования, проводятся новые педагогические исследования в области методики преподавания предметов,  поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий.

В педагогическом сообществе создана ситуация,  побуждающая учителей к изменению стиля своей деятельности, осознанию необходимости постоянного поиска форм и средств повышения качества образования.

Мы являемся участниками массового изучения и внедрения  современных образовательных технологий как общих, так и частных.

В тоже время понимаем, что освоить все существующие частные или локальные технологии невозможно. Более того, само по себе количество изученных педагогом технологий не всегда ведет к развитию творчества и росту профессионализма.

Нас больше интересует возможность применения той или иной технологии в процессе изучения конкретной дисциплины  и в имеющихся наших условиях, ее соответствие личностным особенностям, как учителя, так и учащихся.

Действительно, современные технологии помогают учить или учиться.

Педагогов интересует, Как выбрать те технологии, которые помогут нам достичь лучших образовательных результатов?

И как использовать современные технологии реально для улучшения результатов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Выступление учителя информатики Веселовской Е.А. на районной педагогической конференции «Дидактические основы современных образовательных технологий»»

Выступление заместителя директора по УВР,

учителя информатики Веселовской Е.А.

на районной педагогической конференции

«Дидактические основы современных образовательных технологий»

Уважаемые коллеги! Участники конференции!

Сегодня наша встреча посвящена современным образовательным технологиям. Действительно мир меняется. Новые технологии как шторм пронеслись по всем областям науки. И не могли обойти процесс образования.

Как мысль опережает события, так и новые технологии идут на несколько шагов впереди развития любой отрасли или сферы.

Но и процесс образования не стоит на месте. Более 20 лет Россия является участником международных исследований качества образования, проводятся новые педагогические исследования в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий.

В педагогическом сообществе создана ситуация, побуждающая учителей к изменению стиля своей деятельности, осознанию необходимости постоянного поиска форм и средств повышения качества образования.

Мы являемся участниками массового изучения и внедрения современных образовательных технологий как общих, так и частных.

В тоже время понимаем, что освоить все существующие частные или локальные технологии невозможно. Более того, само по себе количество изученных педагогом технологий не всегда ведет к развитию творчества и росту профессионализма.

Нас больше интересует возможность применения той или иной технологии в процессе изучения конкретной дисциплины и в имеющихся наших условиях, ее соответствие личностным особенностям, как учителя, так и учащихся.

Действительно, современные технологии помогают учить или учиться.

Если я у вас спрошу, какая технология сегодня совершенно меняет процесс обучения?

Конечно же - информационные технологии.

Каковы возможности? Интерактивные доски, онлайн библиотеки, образовательное видео, различные программы, ученик может учиться в классе, а может и дистанционно сидя на диване дома.

Серьезные изменения и возможности. Но эффективность реализации той или иной технологии зависит от дидактических основ, методики применения.

Если мы будем ограничиваться, использованием википедии. То какая разница, старшее поколение часто обращалось к энциклопедиям, которые дома стояли на полке, теперь в онлайн. Но принципиально разницы нет, где и как мы ее читаем. Просто изменилось средство.

Педагогов интересует, Как выбрать те технологии, которые помогут нам достичь лучших образовательных результатов?

И как использовать современные технологии реально для улучшения результатов обучения.

Конечно, можно попробовать разные технологии и протестировать результат. Но хочу представить вам, уважаемые участники семинара, другой подход, обратный, - использовать научные исследования, показывающие возможности технологий для улучшения образовательного результата.

Приведу пример некоторых исследований, которые являются дидактической основой и на которых можно опираться в своей работе и даже и в учебе. Возможно, эта информация вас заинтересует, и вы продолжите поиск в этой области.

Первое исследование Бенджамина Блума

Многие знают его вариант классификации педагогических целей, который и сейчас считается базовой и существенной темой в сфере образования .

Вот эту картинку, очень часто используют в научных работах.

В своем исследовании Блум пытался выяснить какие способы и формы обучения более эффективны. Это 87 год. Технологии классические.

Изображено стандартное распределение оценок на экзамене после проведенных различных форм обучения.

И как вы видите, если мы занимаемся только лекционной формой занятий, то на экзамене происходит стандартное распределение оценок: много тех, кто сдает нормально, получая средний балл, есть и менее удачливые обучающиеся. Мало тех, кто сдает очень хорошо и совсем плохо.

Сравнивается с двумя другими вариантами: индивидуальной формой работы и жесткой отработкой знаний и навыков.

Отработка знаний и навыков часто используется при дистанционном обучении: пока ты это не освоишь – ты дальше не пойдешь. Жесткий способ, но он работает. И как видите, результат получается лучше лекционной формы.

Но наилучшего результата добивается индивидуальная работа. Т.е. если с каждым учащимся мы будем заниматься один на один, то результаты будут намного выше.

Но индивидуальная форма обучения может быть реализована только при решении проблемы финансирования. Что маловероятно.

На основе этого исследования появляется

новая идея, как дать каждому обучающемуся по педагогу. И эта идея сегодня выливается в новую технологию: использование видео в процессе обучения.

Т.е. учитель может ничего не рассказывать, учащиеся могут посмотреть видео, но при этом все остаются в классе. Учитель как консультант тоже.



В результате получается персональное обучение, которое основывается на идеях с середины прошлого века, сама форма существует уже более 15 лет.

Благодаря новым технологиям это стало доступно.

Очевидны преимущества персонального обучения:

Если при традиционном обучении учитель на общение оставляет совсем мало времени, то теперь оно увеличивается в 10 раз.



Если вернуться к схеме, то ту кривую лекционной формы мы сможем приблизить к индивидуальному занятию с помощью учебного видео.

Независимо от предмета мы все используем видео. Но эффективным оно будет, если соблюдать методику его применения. , которая так же основывается на научных исследованиях.

Если мы будем показывать видео значительное время, то это превратится в очень скучное и неэффективное занятие.

С целью повышения эффективности урока

видео должно быть выполнено в стиле YouTube. Каким бы талантливым видео не было,. его смотреть длительно невозможно. На 15 минуте интерес падает.

Учебный материал должен разбиваться на маленькие единицы информации. Повторяемость, динамичность, контрастность - это те механизмы, которые переключают внимание современного человека. И мы каждый день видим как это очень хорошо используется в телевидении, на этих методах строится реклама

Да, видео – это здорово, но насколько я запомню из этого видео?

Здесь нам помогут данные следующего исследования сравнительного запоминания информации в зависимости от того через какие органы чувств эта информация воспринимается.

Есть классическая картинка: встречается в различных источниках.

Но эти данные по исследованиям узкой аудитории. Эти цифры 8,40,60,80 зависят от индивидуальности восприятия человека. Но действительно доказано. Если работают все органы чувств, то информация запоминается лучше. Как это использовать на уроке?

Постоянная смена кадра.

немного видео, далее маленький тест – понимает, о чем речь, потом какое-нибудь упражнение, практическая самостоятельная работа, обязательно говорение, с учителем, с учащимися. После выполнения снова вернуться к видео.и т.д., это на подсознании работает и привлекает внимание и информация запоминается в большем объеме.

Рекламщики используют научные исследования, поэтому рекламу смотрят все, даже те, кто ее не очень любит.

Но и этого не достаточно. Если показывается слайд, тот на нем тоже должно что-то работать, именно работать, а не развлекать и отвлекать (часто мы видим использование анимации в виде скачущих картинок, не соответствующих содержанию) с помощью анимации необходимо концентрировать внимание на отдельных элементах содержания - что-то подчеркивать, что-то выделять ….

Следующая классическая картинка, которую также часто мы видим в различных источниках:

На ней представлена посещаемость определенного курса.

Мы видим нерегулярность посещений: и пик посещений в какой-то определенный момент.

Как вы думаете, с чем связана активность в определенные моменты? проверка знаний!

И это сейчас самая популярная стратегия – постоянная проверка знаний.

На этом строится промежуточная аттестация. Сегодня промежуточная аттестация проводится по всем предметам учебного плана.

Это лирика, а есть серьезное исследование в 2006 году

Исследовались разные способы обучения: и как та или иная группа сдавала экзамены.

Однократно что-то рассказали и как видите результаты экзаменов не очень.

Если хотя бы повторить материал, то результат будет лучше.

Если использовать такой подход как установление ассоциативных связей, это улучшит результат. Т.е. если ко всем понятиям сопоставить какое либо понятие и как они связаны между собой. Красивая идея, но как видите не сработала. Нет она работает, но хуже чем просто повторение.





Самая эффективная стратегия – практика вспоминания материала. Проще не куда, но на самом деле самая эффективная.

К сожалению, наша память несовершенна. И здесь очень важно вспомнить еще одно исследование:

В 1885 году немецкий ученый Эббингауз получил кривую забывания, на которой видно, какую часть прочитанного человек помнит через разные промежутки времени. В первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного.

Если вернуться к тем 80% то даже эти 80 % усвоенного материала испаряются .

Ничего сделать нельзя. Но хочется.

Оказывается, есть способ. Чтобы информация урока осталась в голове, нужно через день повторить ее в течение 10 минут, через неделю в течение 5 минут, через месяц в течение 2-4 минут.

Молодежь! Попробуйте. Не верьте мне. Попробуйте сами.

Какой практический смысл для учителя? Если учитель построит курс так, что с нужной частотой учащиеся будут вспоминать этот материал, то вы победите кривую Эббьинхауза.

А различные сочетания технологий обеспечат эффективность обучения, развитие интересов, склонностей и способностей обучающихся.

Однозначно можно сказать,

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий на основе научных данных позволит учащимся получить больше необходимых знаний, учителям повысить свой профессиональный уровень, работодатели получат более подготовленных специалистов, страна более образованное общество, которое будет менять весь мир, выводя его на новый уровень развития.


Уважаемые коллеги! Сегодня мы посетим открытые уроки с применением различных педагогических технологий, на мастер-классе испытаем технологию «на себе», побывав в роли учащегося.

Желаю Вам продуктивного интересного рабочего дня.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!