СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на Международном форуме бурятского языка «Бурятский язык в XXI веке» (26-27 ноября 2018 года)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Международном форуме

Просмотр содержимого документа
«Выступление на Международном форуме бурятского языка «Бурятский язык в XXI веке» (26-27 ноября 2018 года)»

Выступление в «Их засаг» 30.10.2015

Наше образовательное учреждение является одним из типов учебных заведений, ориентированных на обучение одаренных детей и с углубленным изучением предметов этно-регионального компонента.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная моя задача состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением.

Основное направление в моей работе с одаренными детьми по бурятскому языку и литературе состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.

Работа с одаренными детьми должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьников – до подготовки выпускников к профессиональному самоопределению и поступлению в высшие и специальные учебные заведения.

Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов, успешное поступление в ВУЗы. Подтверждением этому служит наличие призеров ВОШ, участие и победы детей на НПК разного уровня каждый год (См. выше).

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей: раннее поступление в школу, ускорение в обычном классе, занятия в другом классе, «перепрыгивание» через класс, профильные классы, радикальное ускорение, частные школы, обогащение обучения, решение задач, мини-курсы, кружки, факультативы, стратегия «индивидуализации», стратегия «исследовательское обучение», стратегия «проблематизации», стратегия «вырывания», лагерные сборы.

В своей практике пользуюсь такой стратегией, как стратегия обогащения обучения. Здесь одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Изучение бурятского языка и бурятской литературы позволяет осуществлять межпредметные связи, развивает кругозор учащихся. Учащиеся получают задания объяснить значение и происхождение устойчивых сочетаний типа «hураhан – далай, hураагүй - балай» (учение – свет, неучение - тьма), «халуун шулуу долёоhон» (испытавший все тяготы жизни). Для этого им необходимо обратиться к мифологии, истории, справочной литературе.

Решение задач. Здесь имеется в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:

- выявить проблему;

- проанализировать различные варианты ее решения;

- оценить достоинства каждого варианта;

- обобщить все найденное.

Все эти умения формируются на уроках бурятской литературы при изучении художественных произведений, как классиков бурятской литературы, так и современных писателей. Также эти умения развиваются на уроках бурятского языка при решении проблемных задач и вопросов.

Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить. Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах.

Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого человека и постепенно отказываться от унификации личности в сфере образования. Один из основных вариантов качественного образования одаренных – индивидуализация обучения, или индивидуализированные задания. Они могут быть четырех видов: обязательные, альтернативные (выборочные), дополнительные задания, предложенные учителем, и задания, тему которых предлагают сами ученики. В процессе выбора ученик взвешивает предпочтительные и второстепенные варианты желаемого, что повышает мотивацию выполнения заданий. Применение индивидуализированных заданий в процессе обучения должно носить системный характер в плане объема, сложности, обратной связи. В качестве творческого вида работы учащимся предлагается создавать лингвистические сказки, готовить сценки типа «Буряадаар зүбѳѳр хэлэгты» (Говорите по-бурятски правильно), составлять кроссворды, делать иллюстрации.

Стратегия «исследовательское обучение». Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ученику инициативу в организации своего развития. Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Подобная модель организации учебного процесса будет воспитывать у учащихся исследовательские компетенции. Эти умения особенно видны при подготовке и написании исследовательских работ для выступления на научно-исследовательских конкурсах, конференциях (См. выше).

Стратегия «проблематизации». Этот вид качественного изменения содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Содержание образования, смоделированное по этой стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых – найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Развитию одаренности учащихся способствует создание проблемной ситуации. Проблемно-диалогический метод обучения должен являться основным в процессе обучения одаренных учащихся, он обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся. Проблемными могут быть темы урока в форме вопроса типа: Юундэ эдэ аялгануудые йотированна гэнэб? (Почему эти гласные звуки называются йотированными?) Не все учащиеся возьмутся за решение этих вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к словарям и справочной литературе, попробует произвести самостоятельный фонетический анализ.

В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности мы выделяем несколько главных направлений работы с одаренными детьми. В учебной деятельности: обеспечение стойкой высокой мотивации через нетрадиционные уроки, использование инновационных технологий, через вовлечение учащихся в работу над творческими заданиями, проектами, презентациями и т.п.

В целях поддержки интереса к предметам и развития природных задатков на уроках используем творческие задания, применяем элементы игры, выполняем олимпиадные задания. На уроках используем дифференцированные задания по уровням. Урочная деятельность направлена в основном на развитие и совершенствование компетентностей: самоорганизации, саморазвития, коммуникативной, информационной.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!