СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление в рамках муниципального этапа Рождественских чтений

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление в рамках муниципального этапа Рождественских чтений

Просмотр содержимого документа
«Выступление в рамках муниципального этапа Рождественских чтений»

Кухаренкова И.Н., директор МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»



Тема выступления «Молодежь и ответственность. Свобода выбора»

В рамках проекта «Рождественские чтения»

2018 г.





Период взросления сложен своей неустойчивостью: бурное физиологическое развитие, гормональные изменения, неустойчивая психика, появление новых эмоций, желаний.

Как со всем этим справиться, осознать, что хорошо, а от чего нужно держаться подальше. Как соединить две вещи- я –есть, я хочу все попробовать и занять свое место в мире, у меня выросли крылья ,я хочу летать. А тут куча ограничений: законы, правила, традиции, общественное мнение, выработанное более старшим поколением. Проблема отцов и детей не нова. Если бы молодость знала, если бы старость могла…

Взросление-это период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности.

Отсюда и проблемы  

 Мы сталкиваемся с ситуацией, когда передача семейных традиций, устоев, ценностных ориентиров вошло в противоречие с активным насаждением и подменой этих самых ценностей  стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Например, по данным социологического опроса 35% опрошенных молодых людей ответили, что смыслом их жизни является зарабатывание денег, и только 7% указали на семью, ее построение, как на главный ориентир в своей жизни. А что касается распределения основных ценностей для молодежи, то после зарабатывания денег, как смысла жизни, для опрошенной молодежи ценно образование (31,4%), получение от жизни удовольствия (20,7%), любовь (11,6%), секс (8,3%), идеи мира и безопасности страны (7%), идеалы веры, религиозные ценности (2,7%)  . Явно наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания духовно-нравственных устоев, подмене норм и  ценностей высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры.

Недостаточное развитие у молодежи критического мышления легко приводит к психологической зависимости от мнения толпы, других людей.  Это характерно особенно для молодых людей, которые обладают низкой самооценкой. Не случайно, поэтому выявлена связь между низкой самооценкой, имеющейся у человека, и его лёгкой податливостью к убеждению со стороны сверстников. Происходит это из-за того, что они мало уважают свои мнения и установки, следовательно, у них ослаблена мотивация защиты своих  убеждений. Они заранее считают себя неправыми.

   Проблема отсутствия мотивации и целеполагания в жизни, лень, бездуховность, оторванность от культурных и исторических корней, неуважение к старшим поколениям, погружение в виртуальный мир социальных сетей, в конце концов - наркомания, молодеющий алкоголизм…и все это те пороки, которые приписываются молодежи и с подобным посылом молодые люди выходят в самостоятельную жизнь. Кто-то будет своими поступками доказывать, что он не такой и стремиться к успеху личному и общественному, а кто – то своей жизнью подтверждать штамп -  «потерянное поколение».       

Мы, взрослые люди, пройдя через жизненные испытания, обретя опыт путем проб и ошибок, понимаем: уже  есть  законы,  правила, кодексы, которые помогают жить  нам  сегодня  спокойно,  дружно,  человечно и  устремляться  вперёд       нужно карабкаться, видеть вершину и достигать ее.

  Кто  познакомит  молодежь  с  этими  взрослыми  законами?  Родители, конечно, педагоги, общественный уклад в обществе.  Но  учить  не  назидательно  и  навязчиво,  а  собственным  примером  и  с  любовью и пониманием.

Для современной, в том числе, российской молодежи существует проблема свободы выбора. О чем я говорю? Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора). В обществе существуют  нормы и ограничения­, они и  определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий политического режима, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе. Правильно ли молодежь понимает значение слова «свобода» и способны ли они осуществить выбор таким образом,  чтобы он был безопасным, полезным для общества и самого человека?

Свобода для некоторых -  это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отноше­нию к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей. Для других -  это специфический способ бытия, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. В этом случае свобода- это осознанный выбор, а не вседозволенность.

Свобода выбо­ра, безусловно, порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

«Вы много слышали от болтунов о правах здравые речи об обязанностях? Вряд ли. Хотя ведь права и обязанности нужны друг другу так же, как правая и левая рука, ибо одной ладонью не хлопнешь. Желание хлопнуть одной ладонью – то бишь, борьба за права без напоминания о фундаментальных обязанностях – приводит к тому, что «общество оказалось слабо защищено от бездн человеческого падения, например от злоупотребления свободой для морального насилия над юношеством, вроде фильмов с порнографией, преступностью или бесовщиной». (А.Солженицын)

  Свобода – это философская категория, характеризующая глубинную сущность человека и его существование, связанная с возможностью личности независимо мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями, желаниями, интересами, идентичностью, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. А если у человека еще недостаточно жизненного опыта, знаний, навыков принятия решений, если он молод, то в отсутствии внутреннего и внешнего принуждения что за решение он примет? Скорее всего, самого его это решение вполне удовлетворит, но вот как быть с ответственностью за выбор? Способность и готовность нести ответственность – на это способен далеко не каждый человек, а если говорить о детях, то родители, педагоги, окружающие подростка люди, сталкиваются с уходом от ответственности или перекладыванием ответственности на других, что свидетельствует о неразвитости личности. Почему так происходит? Молодёжь в повседневной жизни  сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Подростки, молодежь не вольны в выборе времени и места рождения, объективных условий жизнедеятельности, наличности своего конкретного бытия.  За них многие вопросы решают взрослые, стоит ли при этом упрекать их в отсутствии инициативы и ответственности? «Вы делаете за нас выбор - ваша и ответственность!» - как бы говорят дети взрослым.

Ответственное  поведение может выступать в разных видах: дисциплины и самодисциплины, организованности, умения предвидеть результаты собственных действий, умения критически относится к самому себе. Так значит, необходимо формировать ощущение свободы и чувство ответственности и формировать его с раннего детства.

Мы, взрослые, объяснить ребенку, что абсолютной свободы не существует, она всегда относительна. Это определяется хотя бы в том, что социум своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора.

В обществе существуют механизмы, которые позволяют выработать такое качество, как ответственность. Я говорю о механизме социального контроля. Исторически первой формой социального контроля в обществе был обычай. Затем по мере развития общества главенствующую роль стала играть религия. В настоящее время в сфере социального контроля особое место занимают правовые институты, а именно  правопорядок. Но формы социального контроля не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны. Это создает значительный запас прочности нормативной системе общества в целом.

Когда мы указываем на проблемы   молодёжи, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, проявляя активность, заинтересованность и веру в то, те вызовы, которые возникают перед обществом, будут приняты и найден путь решения как экономических, социальных и политических проблем. Молодые люди хотят жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд». Необходимо только помочь ей на этом пути, своим примером,  с истинно христианской терпимостью.

Леонид Мартынов – русский поэт  в рифме:

"Я уяснил,

Что значит быть свободным.

Я разобрался в этом чувстве трудном,

Одном из самых личных чувств на свете.

И знаете, что значит быть свободным?

Ведь это значит быть за все в ответе!"

как нельзя точно определил то, без чего невозможна свобода.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!