Кухаренкова И.Н., директор МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Тема выступления «Молодежь и ответственность. Свобода выбора»
В рамках проекта «Рождественские чтения»
2018 г.
Период взросления сложен своей неустойчивостью: бурное физиологическое развитие, гормональные изменения, неустойчивая психика, появление новых эмоций, желаний.
Как со всем этим справиться, осознать, что хорошо, а от чего нужно держаться подальше. Как соединить две вещи- я –есть, я хочу все попробовать и занять свое место в мире, у меня выросли крылья ,я хочу летать. А тут куча ограничений: законы, правила, традиции, общественное мнение, выработанное более старшим поколением. Проблема отцов и детей не нова. Если бы молодость знала, если бы старость могла…
Взросление-это период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности.
Отсюда и проблемы
Мы сталкиваемся с ситуацией, когда передача семейных традиций, устоев, ценностных ориентиров вошло в противоречие с активным насаждением и подменой этих самых ценностей стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Например, по данным социологического опроса 35% опрошенных молодых людей ответили, что смыслом их жизни является зарабатывание денег, и только 7% указали на семью, ее построение, как на главный ориентир в своей жизни. А что касается распределения основных ценностей для молодежи, то после зарабатывания денег, как смысла жизни, для опрошенной молодежи ценно образование (31,4%), получение от жизни удовольствия (20,7%), любовь (11,6%), секс (8,3%), идеи мира и безопасности страны (7%), идеалы веры, религиозные ценности (2,7%) . Явно наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания духовно-нравственных устоев, подмене норм и ценностей высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры.
Недостаточное развитие у молодежи критического мышления легко приводит к психологической зависимости от мнения толпы, других людей. Это характерно особенно для молодых людей, которые обладают низкой самооценкой. Не случайно, поэтому выявлена связь между низкой самооценкой, имеющейся у человека, и его лёгкой податливостью к убеждению со стороны сверстников. Происходит это из-за того, что они мало уважают свои мнения и установки, следовательно, у них ослаблена мотивация защиты своих убеждений. Они заранее считают себя неправыми.
Проблема отсутствия мотивации и целеполагания в жизни, лень, бездуховность, оторванность от культурных и исторических корней, неуважение к старшим поколениям, погружение в виртуальный мир социальных сетей, в конце концов - наркомания, молодеющий алкоголизм…и все это те пороки, которые приписываются молодежи и с подобным посылом молодые люди выходят в самостоятельную жизнь. Кто-то будет своими поступками доказывать, что он не такой и стремиться к успеху личному и общественному, а кто – то своей жизнью подтверждать штамп - «потерянное поколение».
Мы, взрослые люди, пройдя через жизненные испытания, обретя опыт путем проб и ошибок, понимаем: уже есть законы, правила, кодексы, которые помогают жить нам сегодня спокойно, дружно, человечно и устремляться вперёд нужно карабкаться, видеть вершину и достигать ее.
Кто познакомит молодежь с этими взрослыми законами? Родители, конечно, педагоги, общественный уклад в обществе. Но учить не назидательно и навязчиво, а собственным примером и с любовью и пониманием.
Для современной, в том числе, российской молодежи существует проблема свободы выбора. О чем я говорю? Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). В обществе существуют нормы и ограничения, они и определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий политического режима, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе. Правильно ли молодежь понимает значение слова «свобода» и способны ли они осуществить выбор таким образом, чтобы он был безопасным, полезным для общества и самого человека?
Свобода для некоторых - это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей. Для других - это специфический способ бытия, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. В этом случае свобода- это осознанный выбор, а не вседозволенность.
Свобода выбора, безусловно, порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
«Вы много слышали от болтунов о правах здравые речи об обязанностях? Вряд ли. Хотя ведь права и обязанности нужны друг другу так же, как правая и левая рука, ибо одной ладонью не хлопнешь. Желание хлопнуть одной ладонью – то бишь, борьба за права без напоминания о фундаментальных обязанностях – приводит к тому, что «общество оказалось слабо защищено от бездн человеческого падения, например от злоупотребления свободой для морального насилия над юношеством, вроде фильмов с порнографией, преступностью или бесовщиной». (А.Солженицын)
Свобода – это философская категория, характеризующая глубинную сущность человека и его существование, связанная с возможностью личности независимо мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями, желаниями, интересами, идентичностью, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. А если у человека еще недостаточно жизненного опыта, знаний, навыков принятия решений, если он молод, то в отсутствии внутреннего и внешнего принуждения что за решение он примет? Скорее всего, самого его это решение вполне удовлетворит, но вот как быть с ответственностью за выбор? Способность и готовность нести ответственность – на это способен далеко не каждый человек, а если говорить о детях, то родители, педагоги, окружающие подростка люди, сталкиваются с уходом от ответственности или перекладыванием ответственности на других, что свидетельствует о неразвитости личности. Почему так происходит? Молодёжь в повседневной жизни сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Подростки, молодежь не вольны в выборе времени и места рождения, объективных условий жизнедеятельности, наличности своего конкретного бытия. За них многие вопросы решают взрослые, стоит ли при этом упрекать их в отсутствии инициативы и ответственности? «Вы делаете за нас выбор - ваша и ответственность!» - как бы говорят дети взрослым.
Ответственное поведение может выступать в разных видах: дисциплины и самодисциплины, организованности, умения предвидеть результаты собственных действий, умения критически относится к самому себе. Так значит, необходимо формировать ощущение свободы и чувство ответственности и формировать его с раннего детства.
Мы, взрослые, объяснить ребенку, что абсолютной свободы не существует, она всегда относительна. Это определяется хотя бы в том, что социум своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора.
В обществе существуют механизмы, которые позволяют выработать такое качество, как ответственность. Я говорю о механизме социального контроля. Исторически первой формой социального контроля в обществе был обычай. Затем по мере развития общества главенствующую роль стала играть религия. В настоящее время в сфере социального контроля особое место занимают правовые институты, а именно правопорядок. Но формы социального контроля не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны. Это создает значительный запас прочности нормативной системе общества в целом.
Когда мы указываем на проблемы молодёжи, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, проявляя активность, заинтересованность и веру в то, те вызовы, которые возникают перед обществом, будут приняты и найден путь решения как экономических, социальных и политических проблем. Молодые люди хотят жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд». Необходимо только помочь ей на этом пути, своим примером, с истинно христианской терпимостью.
Леонид Мартынов – русский поэт в рифме:
"Я уяснил,
Что значит быть свободным.
Я разобрался в этом чувстве трудном,
Одном из самых личных чувств на свете.
И знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за все в ответе!"
как нельзя точно определил то, без чего невозможна свобода.