СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление из опыта работы "Информационные формы и технологии работы с умственно отсталыми обучающимися на уроках биологии в системе специального (коррекционного) образования».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работа "Информационные формы и технологии работы с умственно отсталыми обучающимися на уроках биологии в системе специального (коррекционного) образования".

Просмотр содержимого документа
«Выступление из опыта работы "Информационные формы и технологии работы с умственно отсталыми обучающимися на уроках биологии в системе специального (коррекционного) образования».»

Информационные формы и технологии работы с умственно отсталыми обучающимися на уроках биологии в системе

специального (коррекционного) образования».

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям ученика. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на главной составной частью учебного процесса, на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой. В рамках современной школы необходимо создать такие условия, которые позволяют раскрыть личность каждого ребенка, способны воспитать в нем интерес к образованию, к учебной деятельности. Поэтому необходимо применение новых педагогических форм и технологий работы в образовательном процессе не только обучающихся с нормой в развитии, но и обучающихся с нарушением интеллекта.

Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации — освоения знаний не произойдет. Как же пробудить у детей интерес к учебной деятельности и желание «напиться» из источника знаний? Над этим вопросом задумываются многие педагоги, в том числе, работающие с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных и компьютерных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую (коррекционные программы школ VIII вида предполагают линейно-концентрическое построение материала) работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание школьником того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

Современный урок невозможен без использования информационных и компьютерных технологий. Особенно это касается предмета биологии, так как именно они формируют единую картину мира, поэтому на своих уроках эффективно использую информационные и компьютерные технологии.

На уроках биологии информационные технологии позволяют:

1. Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

2. Коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

3. Рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

4. Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

5. Изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

6. Представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Компьютерные технологии позволяют демонстрировать на уроке:

1. Отсканированные иллюстрации книг, карты, схемы и таблицы.

2. Тесты, кроссворды для проверки знаний и умений учащихся.

3. Видеоматериалы по темам, предусмотренными программой.

4. Музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видео коллекций.

5. Фотографии животных, растений, различных водоемов и др.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные и компьютерные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

С учетом оснащения кабинета в основном использую демонстрационный режим – один компьютер на учительском столе + проектор, в некоторых случаях индивидуальный режим работы учеником.

При использовании информационных и компьютерных технологий в работе ставлю следующие задачи:

1. Развивать личность обучаемого, готовить к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

2. Реализовывать социальный заказ, обусловленный информатизацией современного общества.

3. Мотивировать учебно-воспитательный процесс.

Практика показала, что можно выделить несколько направлений использования компьютера на уроках биологии:

1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты, элементы интерактивности.

Презентации позволяют:

* Представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией.

* Сокращает время обучения, благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений.

* Построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти.

* Изучение на любом этапе темы и на любом этапе урока.

Учащимся очень нравятся презентации по курсу «Животные», «Растения», «Человек», «Неживая природа», так как они могут хорошо рассмотреть то или иное растение или животное, явление природы, работу внутренних органов человека или животного. Особенно вызывает восторг материал, который касается животных или растений других стран и континентов или явление природы, которое самим наблюдать не представляется возможности.

Звук, движение, цвет на экране — это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающихся с нарушением интеллекта, делают процесс обучения более осознанным. Презентации интересны обучающимся, доступны, понятны, в короткие сроки решаются такие задачи как пополнение словарного запаса, расширение кругозора, предполагают последовательное расширение и углубление представлений как о себе, так и об окружающем нас мире.

2. Средство для создания и использования учебных тренажеров – программы-тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Интерактивные тренажеры дают ребенку возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.

3. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Главное преимущество таких лабораторий – они позволяют проводить такие эксперименты, которые в реальности были невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам, недостаточности химических реактивов.

Например, при изучении темы «Кислород, его свойство поддерживать горение» показываю видеоролики «Горение серы в кислороде», «Горение железа в кислороде», «Горение магния в кислороде», «Горение фосфора в кислороде». Обучающиеся на приведенных примерах видят и делают самостоятельно вывод о том, что кислород поддерживает горение.

4. Средство для создания тестовых заданий.

Тестовые задания дают ребенку возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники. С помощью их можно быстро, автоматизировано обработать результаты.

5. Средство эмоциональной разгрузки.

Во время проведения уроков включаю короткие видеозаставки с аудиоматериалом (релаксирующая музыка, звуки природы и т.д.), которые помогают снять у учеников усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжают новой энергией, тем самым, поддерживая их работоспособность длительное время.

6. Видеофильмы по теме урока.

Обучающимся нравится смотреть учебные видеофильмы. Такой материал лучше усваивается и остается в памяти детей с нарушением интеллекта на длительное время. В фильмах ученики более полно знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира, понимают их значение в жизни человека и значение человека в жизни природы.

Например, при изучении раздела «Полезные ископаемые» обучающимся предоставляю возможность своими глазами увидеть этапы добычи нефти, используемую технику, нелегкий труд людей или при изучении раздела «Вода» с помощью видеофильма можно проследить экологическую катастрофу при ее загрязнении, что помогает, в последствии, относиться к воде более бережно и экономить ее.

На своих уроках часто использую несколько компьютерных дисков, это позволяет сделать учебный материал более насыщенным, интересными красочным. Такие уроки позволяют повысить мотивацию учащихся, заинтересовать в своем предмете.

Использование разных инновационных формы и технологий работы с умственно отсталыми обучающимися в системе уроков биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

1. Способствует разнообразить познавательный процесс и повысить познавательный интерес к предмету.

2. Формирует положительную мотивацию на учение.

3. Содействует росту успеваемости учащихся по предмету.

4. Позволяет учащимся проявить себя в новой роли.

5. Формирует навыки самостоятельной продуктивной работы.

6. Способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

7. Помогает вывести ребёнка из состояния неприспособленности и тупика, в активную, эмоционально насыщенную творческую жизнь.

8. Развивает функциональные возможности кистей рук.

9. Корригирует отклонения в психическом развитии.

Применение информационных и компьютерных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре.

Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей детей. Инноватика должна включать процесс выработки уверенности ребенка с нарушением интеллекта в себе, в своих силах. Инновации в образовании – это использование новых, повышающих эффективность способов, средств передачи информации, проверке её адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля за усвоением информации. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на:

1. Создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

2. Более эффективное обучение, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика.

3. Вовлечение в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения.

4. Усиление как глобального аспекта обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.

Для меня, как для педагога, информационные и компьютерные технологии в работе позволяют:

1. Экономить время на уроке.

2. Интенсифицировать деятельность учителя и учащихся.

3. Более углубленно погружаться в изучаемый материал, отображая существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

4. Выдвигать на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

5. Повышать мотивацию обучения.

6. Повышать качество обучения по предмету.

7. Использовать интегрированный подход в обучении.

8. Возможность одновременно использовать аудио-, видео-, мультимедиа- материалы.

9. Возможность разнообразить формы работы и деятельность учащихся.

Для того, чтобы дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать различия в степени и характере нарушений познавательной деятельности школьников, т. е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Комплексный подход, сочетание традиционных методов обучения и мультимедиаматериалов, помогает достичь ожидаемых результатов:

1. Развитие информационной компетенции, как одного из средств повышения качества обучения учащихся.

2. Развитие психических функций.

3. Готовность к самостоятельной работе.

4. Формирование коммуникативных навыков.

Таким образом, использование информационных и компьютерных технологий в специальном образовательном учреждении на уроках биологии способствует не только коррекции когнитивных процессов, но и коррекции личности ребенка, оказывая влияние на его взаимоотношения со сверстниками, обучающимися в нашей школе и за ее пределами, что имеет большое значение для социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта в обществе.

И в заключении хочется отметить, что труд, затраченный на управление познавательной деятельностью учащихся с помощью информационных и компьютерных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации и выживания детей с нарушением интеллекта в современном мире, наполненном информацией и новыми технологиями. Несомненно, что информационные и компьютерные технологии относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Информационные и компьютерные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно приводит к повышению эффективности обучения.


Литература:

  1. Андреев А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. 2001. №3

  2. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде // Школьные технологии. 2000. №6.

  3. Дмитриев, А. А. Обучение, воспитание, развитие учащихся с нарушением интеллекта — Красноярск, 1995.

  4. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. 2004. №3

  5. Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии / Косторных Ю. А. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III международной научной конференции (г. Уфа, март 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — с. 169-171.

  6. Полякова Н. В. Перспективные школьные технологии//Завуч.—2055.--№ 5.— с.54–56

  7. Разумная Е. В. Использование современных педагогических технологий на уроках биологии / Е. В. Разумная // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — с. 215-217.

  8. Разумная Е. В. Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии / Е. В. Разумная // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — с. 175-177.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!